Монополия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор ставит изучение монополий, их признаков, видов и влияния на рынок, а также антимонопольное регулирование на примере России.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие «монополии», дать отличительные особенности и характеристики;
рассмотреть виды монополии;
обосновать необходимость государственного регулирования монополий;
проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России.

Содержание

Понятие монополии, основные черты и факторы возникновения.
Монополия в России.
Влияние монополии на экономику и ценообразование.

Работа содержит 1 файл

Соне.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Внутри синдикатов так же ведется  борьба за квоты, но при этом синдикат не уничтожает самостоятельности предприятий  объединения. Лишая участников производства возможности вести конкурентную борьбу непосредственно на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. Это приводит к тому, что квоты с течение времени перестают соответствовать расстановке сил,  это вызывает усиление борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать объемы производства, чем вызывать дефицит и как следствие повышение цен.

Примером может служить синдикат «Продуголь» (Русское общество торговли минеральным топливом Донецкого бассейна). Его организовали в 1906 году 18 крупнейших угольных предприятий Донбасса, находившихся под командой французского капитала. Синдикат «Продуголь» с первых же шагов своей деятельности охватил около трех четвертей всей добычи угля в Донбассе. На основании заключенных с предприятиями договоров он имел исключительное право на продажу всего угля и кокса, добываемых его участниками. Он поддерживал высокие цены на уголь, ограничивая добычу его. С каждого пуда угля, проданного сверх квоты или по пониженной цене, взимался штраф.12

Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер. Корнер - способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники "ринга" получают повышенный доход.

В настоящее время корнеры встречаются  редко, так как из-за их нежелательности и антиобщественного эффекта государство предотвращает их появление, опираясь на положения антимонопольных и антитрестовских законодательств. Примером попытки установить на рынке корнер является спекулятивная скупка серебра, предпринятая в начале 1980-х гг. в США Нельсоном Банкером Хантсом.13

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов  конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведении финансовых или коммерческих операций большого масштаба.14

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и, захватив прочные и монопольные  позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями  и убедилось, что монополия - это  экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

 

3 Влияние монополий на экономику и антимонопольное регулирование

3.1 Принципы монополистического ценообразования

 

 

Господство монополий на рынке  приводит к тому общепризнанному  следствию, что они сами устанавливают рыночную цену. В теории фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции, так как спрос на продукцию монополиста фиксированный. Однако на практике законы, выражающие зависимость цены от предложения используются весьма своеобразно.

Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в своих интересах используют закон рыночной цены по массовому предложению. Они намеренно уменьшают продажу своих товаров, чтобы создать искусственный дефицит продуктов, что ведет к росту цены. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производящие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем, чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению.

При каждом возобновлении процедуры  повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

В свою очередь монопсония, закупающая большие партии товаров у мелких производителей, своеобразно использует закон рыночной цены по массовому  спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и создавая его большие запасы, монопсония в период сбора нового урожая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продукцию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка сбываемой продукции.

Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает  свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Такого рода «ножницы цен» успешно  применяются и в наше время. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение  на рынке, монополистические объединения  экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Назовем некоторые из этих способов.

1. Хозяйственный бойкот — частичный  или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества;

 2. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента;

3. Ограничение продажи товаров  самостоятельным (независимым от  монополий) фирмам (например, уменьшение  поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам);

4. Маневрирование ценами: монополия  повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей;

5. Использование финансовых средств  борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже);

6. Разорение конкурентов с помощью  дозволенных законом и недозволенных  средств с целью их «поглощения»  и «присоединения» к монополии.  Последние применяют широкий  арсенал жестоких приемов: подделывают  продукцию конкурентов, нарушают  патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.).

Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами вплоть до поджогов помещений, террористических актов  и заказных убийств.

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения  разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства, которое подрывает рыночную власть абсолютных монополий.

Во многих странах государство  проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного  рынка.

3.2 Основные  направления антимонопольного регулирования  в России

 

 

Антимонопольная политика — государственная  деятельность, связанная  с формированием условий функционирования субъектов рыночных отношении, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции.

Монополия как таковая не может  быть признана незаконной, поскольку  монопольное положение на рынке может быть завоевано легальным. Но само существование монополий и монопольной власти часто провоцирует государство к всевозможным мерам «справедливого» регулирования.

Регулирование монополий может  осуществляться по следующим направлениям:

• налогообложение;

• ограничение размера монополии;

• ограничение цен.

1. Налогообложение. Последствия введения налога на выпуск в условиях монополии существенно отличаются от тех, которые возникают в условиях чистой конкуренции. В условиях монополии этот метод часто дает обратный эффект - цена продукта может возрастать на величину, значительно превышающую размер налога. Рассмотрим это на конкретном примере (Рисунок 3.1).

Рисунок 3.1  - Последствия введения акцизного налога на продукт монополии

Допустим, единица продукции монополии облагается налогом в t ден. ед. так, что монополист должен платить государству t ден. ед. за каждую проданную единицу выпуска. В таком случае издержки (МС) фирмы соответственно возрастают на t ед. Это приводит к значительному росту цены и падению выпуска.15

2. Ограничение размера монополии.

Данный тип регулирования выражается следующими воздействиями:

Первое: предотвращается абсолютная монополизация рынка. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

В российском законодательстве доминирующее положение определяется как  «исключительное  положение хозяйствующего субъекта или нескольких  хозяйствующих  субъектов на рынке товаров, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяющих товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам».16

В России не существует сколько-нибудь достоверных способов однозначного определения доминирования на рынке, поэтому этот рычаг воздействия применяется крайне редко. Такая ситуация складывается не только в России, но и в странах с развитой рыночной экономикой, имеющих более чем столетний опыт такого регулирования.

Второе: запрещается слияние конкурирующих  компаний. Такое слияние усиливает  абсолютную монополизацию и ослабляет  конкуренцию. Правда, антимонопольное  законодательство не приостанавливает процесс централизации в сфере  производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

Третье: запрещается установление монопольных цен (в том числе  «лидерство» фирм в повышении  цен и другие подобные виды сговора).

Четвертое: сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные», или «обманные», способы соперничества — демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.

В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. Кроме того, в новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен.

Уголовно наказуемым признано также, например, ограничение конкуренции  путем раздела рынка, ограничение  доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической  деятельности, установление или поддержание единых повышенных или пониженных монополиями цен (ст. 178 УК РФ).

Информация о работе Монополия в России