Модель монополистического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 Рынок монополистической конкуренции. И его эффективности…………..5
Монополистическая конкуренция и ее основные черты………………………….5
Эффективность рынка монополистической конкуренции в производстве……...8
Эффективность рынка монополистической конкуренции в распределении…....9
Эффективность рынка монополистической конкуренции в обмене……………10
Эффективность рынка монополистической конкуренции в потреблении….….13
РАЗДЕЛ 2 Сущность и понятия модели монополистического рынка………………...15
2.1 Модели рынка………………………………………………………………………....15
2.2 Сущность и основные признаки монополизма……………………………………...27
2.3 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….33
2.4 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….36
РАЗДЕЛ 3 Антимонопольная политика на современном этапе…………………….....40
3.1 Антимонопольное законодательство…………………………………………….….40
3.2 Антимонопольное законодательство за рубежом…………………………………..45
Вывод………………………………………………………………………………………52
Список использованной литературы…………………………………………………..….54

Работа содержит 1 файл

модель монопол рынка.docx

— 169.19 Кб (Скачать)

2.3 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции

Рассмотрим, как устанавливаются оптимальный  объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции в коротком и длительном периодах. Промежуточное положение между монополией и совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса.

В условиях монополистической конкуренции  кривая предельного дохода (MR) расположена  ниже кривой спроса производителя (D), и  ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 1). [2, с.264]

Рис. 1. Спрос на продукцию монополистической  фирмы

В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая  прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая  уравнивает предельные издержки (МС) и  предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис. 2). [2, с. 279]

Рис. 2. Краткосрочное равновесие монополистической  конкуренции

Из рисунка  видно, что графическое изображение  монополистического конкурента аналогично положению фирмы - монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой  разновидностью продукта, производитель  занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации своего продукта он монополист, но в рамках всей отрасли - конкурент. Именно высокая конкуренция на рынке данной модели и довольно узкие возможности монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным периодом. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциацией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде монополистический конкурент получает только нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.

Почему  же получение сверхприбыли не характерно для монополистического конкурента? Дело в том, что власть над ценой  монополистических конкурентов, как  было упомянуто выше, весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т.е. отличительных  особенностей, не меняет основного  содержания продукта. Например, прохладительные  напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и  цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или самодовольная  «дутыш».

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло  бы помочь расширить этот рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что  эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.

Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть завязаны с сокращением  предельных издержек, а это, в свою очередь, зависит от усовершенствования новых технологий. Финансирование научных разработок и их внедрение - дорогой, долгий и рискованный путь. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценового соперничества в область неценовой конкуренции. Реклама и послепродажное обслуживание и т.п. - это все инструменты неценовой конкуренции, увеличивающие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы, покупатель может не снижать свой спрос при повышении цены, а иногда и расширить его.

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим  конкурентом сверхприбыли, - невысокие  барьеры при вступлении в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой  маркой продукта создает свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразиться на их прибыли. К тому же новую марку продукта создать куда проще, чем принципиально новый продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке в условиях монополистической конкуренции - явление более частое, чем в условиях олигополии. Если частота сокращает продолжительность получения сверхприбыли монополистическими конкурентами.

Из данного  параграфа мы можем сделать вывод, что в краткосрочном периоде  равновесие на рынке монополистической  конкуренции достигается путем  уравновешивания MR и MC. Особую роль в этом процессе принимает неценовая конкуренция и дифференциация продукта.

2.4 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции

В длительном периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В длительном периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 3). Так как данный тип рыночной структуры имеет часть характеристик совершенной конкуренции, то полное исчезновение прибыли у предприятий, приведет к трансформации фирм, их переходу в другой сектор экономики или банальному банкротству, что повлечет повторное появление прибылей у предприятий данной отрасли. Данный процесс можно охарактеризовать как перелив капитала в отрасли с наибольшими прибылями.[2, с.283]

Рис. 3. Длительное равновесие монополистической  конкуренции

В свою очередь при ситуации, показанной на рисунке 3, фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ) и объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

К экономическим последствиям монополистической  конкуренции можно отнести следующие  явления:

Во-первых, недоиспользуются ресурсы  для производства товаров, т. е. возникают  избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к  потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование  рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рис. 4. [2, с. 287]

Рис. 4. Избыток мощности

Из рис. 4 видно, что минимум LATC, точка  М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.

На рис. 4 видно, что в длительном периоде  фирма обычно выпускает меньший  объем продукта, чем тот, который  был бы возможен при минимизации  средних общих издержек, т.е. производственная мощность используется не полностью. Следовательно, общество недополучает определенный объем продукта. Такое положение объясняется «монополистическим обликом» монополистической конкуренции. Вспомним, что монополист ограничивает объем выпуска продукции, повышая цены на нее. Вместе с тем нельзя считать, что монополистическая конкуренция приводит к таким же отрицательным последствиям для общества, как и монополия. Существование множества фирм, выпускающих различную продукцию, приводит к более полному удовлетворению общественных потребностей, увеличению ассортимента товаров и услуг, позволяет учитывать разнообразные потребности покупателей.

Разумеется, в данной главе обрисована упрощенная модель рыночной ситуации в условиях монополистической конкуренции. В  действительности отдельные фирмы  могут и в длительном периоде получать прибыль или нести убытки. Так, некоторые фирмы могут выпускать такую продукцию или оказывать такие услуги, которые позволяют им оставаться монополистами. Экономическое равновесие на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде наносит ущерб, как потребителю, так и экономике в целом. Главной проблемой данного типа рыночной структуры является неполное и нерациональное использование факторов производства в долгосрочном периоде. Что приводит к застою капитала в отдельных отраслях.

РАЗДЕЛ 3 Антимонопольная политика на современном этапе.

  3.1. Антимонопольное законодательство.

     Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”.

Данный  Закон определяет правовые основы ограничения  и предупреждения монополизма, недопущения  недобросовестной конкуренции в  предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Для целей  настоящего Закона употребляются следующие  термины:

- рынок  товара (товарный рынок) — сфера  оборота товара одной потребительской  стоимости, в пределах которой  определяется монопольное положение;

- конкуренция  — состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия  ограничивают возможности каждого  их них влиять на общие условия  реализации товара на рынке  и стимулируют производство тех  товаров, в которых нуждается  потребитель;

- монопольное  положение — доминирующее положение  предпринимателя, дающее ему возможность  самостоятельно или вместе с  другими предпринимателями ограничивать  конкуренцию на рынке определенного  товара. Монопольным признается  положение предпринимателя, доля  которого на рынке определенного  товара превышает 35%. Решением  Антимонопольного комитета Украины  может определиться монопольным  положение предпринимателя, доля  которого на рынке определенного  товара менее 35%.;

- монопольная  цена — цена, устанавливаемая  предпринимателем, который занимает  монопольное положение на рынке  и приводит к ограничению конкуренции  и нарушению прав потребителя;

- монопольная  деятельность — действия (бездеятельность)  предпринимателя (предпринимателей) при условии монопольного положения  на рынке одного предпринимателя  (группы предпринимателей) в производстве  и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов власти и управления, направленные на недопущение, существенное ограничение или устранение конкуренции;

- монопольное  образование — предприятие, объединение  или хозяйственное общество и  другое образование, занимающее  монопольное положение на рынке.

Злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание  таких условий договора, которые  ставят контрагентов в неравное  положение, или дополнительных  условий, не относящихся к предмету  договора, в том числе навязывание  товара, не нужного контрагенту;

- ограничение  или приостановление производства, а также изъятие из оборота  товаров в целях создания или  поддержки дефицита на рынке  или установления монопольных  цен;

- частичный  или полный отказ от реализации  или закупки товара при отсутствии  альтернативных источников снабжения  или сбыта в целях создания  или поддержания дефицита на  рынке или установления монопольных  цен;

- другие  действия в целях создания  препятствий доступа на рынок  (выхода из рынка) других предпринимателей;

- установление  дискриминационных цен (тарифов,  расценок) на свои товары, ограничивающих  права отдельных потребителей.

Дискриминацией  предпринимателей органами власти и  управления признается:

- запрещение  создания новых предприятий или  других организационных форм  предпринимательства в какой-либо  сфере деятельности, а также установление  ограничений на осуществление  отдельных видов деятельности, на  производство определенных видов  товаров в целях ограничения  конкуренции;

- принуждение  предпринимателей к приоритетному  заключению договоров, первоочередной  поставке товаров определенному  кругу потребителей;

- принятие  решений о централизованном распределении  товаров, что приводит к монопольному  положению на рынке;

- установление  запрета на реализацию товаров  из одного региона страны в  другой;

- предоставление  отдельным предпринимателям налоговых  и других льгот, ставящих их  в привилегированное положение  по отношению к другим предпринимателям;

Информация о работе Модель монополистического рынка