Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 01:58, курсовая работа
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене.
Введение…………………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 Рынок монополистической конкуренции. И его эффективности…………..5
Монополистическая конкуренция и ее основные черты………………………….5
Эффективность рынка монополистической конкуренции в производстве……...8
Эффективность рынка монополистической конкуренции в распределении…....9
Эффективность рынка монополистической конкуренции в обмене……………10
Эффективность рынка монополистической конкуренции в потреблении….….13
РАЗДЕЛ 2 Сущность и понятия модели монополистического рынка………………...15
2.1 Модели рынка………………………………………………………………………....15
2.2 Сущность и основные признаки монополизма……………………………………...27
2.3 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….33
2.4 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….36
РАЗДЕЛ 3 Антимонопольная политика на современном этапе…………………….....40
3.1 Антимонопольное законодательство…………………………………………….….40
3.2 Антимонопольное законодательство за рубежом…………………………………..45
Вывод………………………………………………………………………………………52
Список использованной литературы…………………………………………………..….54
До сих
пор мы рассматривали модели рынка
с позиции продавца. Однако те же
самые условия часто
Для модели
чистой конкуренции, наоборот, характерно
большое количество и производителей,
и покупателей, так что здесь
некоторые проблемы и преимущества
монопсонической модели рынка отсутствуют.
В олигопсонической модели имеется
ограниченное количество покупателей
и существуют условия, аналогичные
олигополии с точки зрения продавца.
Результат действий здесь может
оказаться сходным с
В целом можно сделать вывод, что для отдела маркетинга непреложным требованием являются знание и правильное применение методов работы в условиях конкретной рыночной модели, в которой действует компания. С этой целью специалисты отдела должны тщательно изучать условия всех рынков, поскольку для каждого из них потребуются значительные усилия в области рекламы, но по различным технологиям. Многие внешние факторы будут оказывать влияние на роль, которую компания намеревается играть на рынке, но выбор маркетинговой стратегии определяется в первую очередь моделью рынка.
2.2 Сущность и основные признаки монополизма.
Монополия (от греч. monos – один, единственный + pōleō – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. [2, с. 191] Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара. Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает его эгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов.
Обобщение практики рыночной экономики позволяет выделить две стороны монополии: внешнюю и внутреннюю. [3, с.236]
Внешняя монополия – это обладание возможностью навязывать контрагентам особые условия экономических взаимоотношений благодаря способности ощутимо влиять на процесс ценообразования. Это та монополия, к которой стремится товаропроизводитель, но которая видна и, следовательно, может быть запрещена. Внешняя монополия характеризует экономико-юридический статус товаропроизводителя.
Для достижения своей цели у товаропроизводителя может быть и другой путь. Благодаря использованию прогрессивных технологий можно понизить индивидуальные издержки на товар, удешевит его путем повышения производительности труда и получить максимальную прибыль как разницу между общественными и индивидуальными издержками на товар. При этом предприниматель стремится обладать монопольно низкими индивидуальными затратами и сохранить такое положение как можно дольше. Эта внутренняя (невидимая другим предпринимателям) монополия на применение новейшей технологии или любого другого скрытого преимущества служит средством конкурентной борьбы в пользу монополиста.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие [10, с. 191 – 192]:
- высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по закону Украины – обычно свыше 35%);
- доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;
- установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому получение для себя сверхприбылей.
- высокая доля в производстве;
- доминирование на рынке;
- контроль над ценами;
Конкретно суть
своекорыстных действий монополиста
сводится к тому, что, намеренно сокращая
количество своих продаж и создавая
тем самым искусственный
В отличие от этого монополист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна, молока, картофеля у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены. [6, с. 192]
Доминировать (от лат. dominans- господствующий) – господствовать, преобладать, быть основным; возвышаться над всеми окружающими.
Современные виды монополизма
В современных условиях сохранились следующие типы монополий [10, с. 207 – 209]:
Первый тип монополизма является результатом конкурентной борьбы. В основе лежит конкуренция и централизация производства и капитала. Монополии такого типа являются результатом развития производственных сил в условиях рыночного механизма хозяйствования. Такой вид монополизма проявляется чаще всего в банковском или страховом деле, его особенность состоит в самовозрастании денежного капитала, что ведет к замедлению внедрения результатов научно-технического прогресса и общему экономическому застою. Этот тип монополий обычно регулируется государством.
Второй тип представлен олигополиями, власть которых над рынком носит особый характер. Олигополия различается по отраслевому признаку. Применяемая технология позволяет такому, как правило, крупному предприятию достичь монопольного положения, концентрировать в своих руках материальные и людские ресурсы и на этой основе максимизировать прибыль, добиться монопольного положения в отрасли.
Третий тип монополий связан с применением товаров, на которые утверждены торговые марки. Коммерческий успех попадает в зависимость не только от цен на товары и их потребительское качество, но и от того, сумеет ли производитель поставить товар в монопольное положение на рынке. Этот тип монополий наблюдается в странах с развитой рыночной экономикой. Применение торговой марки защищается законом.
Четвертый тип монополий представляют предприятия, применяющие те или иные достижения научно-технического прогресса. Монополии такого типа носят временный характер. Вмешательство государства в деятельность таких предприятий минимально и ограничивается введением правовых норм, способствующих более свободному обмену научно-технической информации.
Пятый тип представлен естественными монополиями, которые занимаются выпуском и продажей ценных государственных бумаг и денежных знаков. На этих рынках государству как монополисту противостоят другие субъекты экономической системы государства, регулируя спрос и предложение денег.
Естественные монополии могут иметь место на рынках тех товаров и услуг, неэластичность спроса на которые составляют неотъемлемые элементы потребительского набора, например, снабжение населения потребительскими товарами, особенно связанными с использованием последних достижений научно-технического прогресса.
Шестой тип характерен для стран, в которых господствующим является административно-командный метод управления народным хозяйством. Такой тип монополий наносит тяжелый урон экономике стран по следующим причинам:
- монополии незамедлительно проникают во все сферы народного хозяйства;
- все сектора рынка имеют высокий уровень монополизации.
Государственный монополизм возникает одновременно с административно-командным управлением отраслями народного хозяйства. Такие монополии просто не воспринимают государственное регулирование и не ощущают конкуренции со стороны предпринимателей. Народное хозяйство им почти не подчиняется [4, с.172].
При монополизации
экономики цены на товары и услуги
утрачивают рыночную гибкость, слабо
реагируют на изменения спроса и
предложения, в результате чего остро
ощущается дезориентация
Судя по опыту
развитых стран, правительствам приходится
проводить демонополизацию
либерализация рынков (снижение таможенных пошлин, отмена квот т других количественных ограничений на ввозимые или вывозимые товары) и поступление на рынок иностранных товаров;
государственный контроль над процессом централизации капитала, сопровождаемый финансовыми санкциями согласно антимонополистическому законодательству.
Последствия монополизма рис. 3.1
Как и все на свете, монополизм имеет свои плюсы и минусы (рис.3.1).
Рис.3.1. – Основные плюсы и минусы монополии
Итак, положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главных пунктах [6, с. 199]:
Во-первых, в определенных отраслях она более эффективная и дает экономию затрат.
Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами) у моно - и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.
Вместе с тем "всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло", со знанием дела говорит Форд. Поэтому обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства [5, с.127 – 128]:
Нерациональное распределение ресурсов.
Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывают обществу определенные виды (возможно, нелучшие), технический уровень (возможно, невысокий), качество (возможно, низкое) и условия продаж (возможно, плохие) своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.
Связанные с монополистами бизнесы лишаются свободного и рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических условий и цен, снижают деловую активность, а то и разоряются.
В итоге сокращается производство, растут безработица и инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.
Усиление неравенства в доходах.
Оно также
связано с монопольным
Экономический застой и торможение НТП.
Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.
Опасность для демократии.
В экономике
монополисты (олигархи) могут подавлять
свободную и честную
Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации (СМИ), финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием людей и побуждают неразборчивых, несамостоятельных избирателей голосовать "как нужно". В результате манипуляторы проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии, другие привилегии и ущемляя тем самым интересы, права и свободы остальных граждан.