Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 01:58, курсовая работа
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене.
Введение…………………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 Рынок монополистической конкуренции. И его эффективности…………..5
Монополистическая конкуренция и ее основные черты………………………….5
Эффективность рынка монополистической конкуренции в производстве……...8
Эффективность рынка монополистической конкуренции в распределении…....9
Эффективность рынка монополистической конкуренции в обмене……………10
Эффективность рынка монополистической конкуренции в потреблении….….13
РАЗДЕЛ 2 Сущность и понятия модели монополистического рынка………………...15
2.1 Модели рынка………………………………………………………………………....15
2.2 Сущность и основные признаки монополизма……………………………………...27
2.3 Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….33
2.4 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………………………………………………….36
РАЗДЕЛ 3 Антимонопольная политика на современном этапе…………………….....40
3.1 Антимонопольное законодательство…………………………………………….….40
3.2 Антимонопольное законодательство за рубежом…………………………………..45
Вывод………………………………………………………………………………………52
Список использованной литературы…………………………………………………..….54
1.3 Эффективность рынка монополистической конкуренции в распределении
Для достижения эффективность распределения ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.
Условие эффективности распределения ресурсов – цена равна предельным издержкам. Конкурентное производство любого набора товаров не обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Денежная цена любого продукта – продукта X – есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Другими словами, цена отражает предельную выгоду, извлекаемую из продукта. Точно так же, вспомнив понятие альтернативных издержек, можно сказать, что предельные издержки производства продукта Х служат мерой стоимости, или относительной ценности, других продуктов, которые можно было бы произвести из ресурсов, используемых на изготовление дополнительной единицы продукта Х. То есть ценой продукта оценивается предельная выгода, или удовлетворение, которые общество получает от дополнительной единицы продукта Х, а предельные издержки производства продукта Х показывают, каким количеством других продуктов жертвует общество, используя ресурсы для получения дополнительного количества продукта Х (т.е. каковы общественные издержки такого использования ресурсов).[Альтернативных издержек - количество других продуктов, от которых приходится отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта.]
В связи
с близким родством монополистической
и совершенной конкуренции
1.4 Эффективность рынка монополистической конкуренции в обмене
На рис. 5 изображена эффективность обмена товаров. График строится таким образом: вначале рисуют карту кривых безразличия для одного потребителя по двум товарам, затем переворачивают ее на 180° и рисуют карту кривых безразличия для другого потребителя по тем же двум товарам. Кривые безразличия у обоих потребителей вогнутые, если смотреть на них с противоположных сторон. Для первого потребителя кривые безразличия отсчитываются от начала координат OJ; для другого - с противоположного правого верхнего угла диаграммы.[3]
Рис. 5. Эффективность в обмене
Исходный обмен находится в точке А, через которую проходят кривые безразличия Uj1 и Uk1, которые отражают MRS у обоих потребителей и соответствуют наклону кривых безразличия в точке А. Заштрихованная часть рисунка, между этими кривыми безразличия, соответствует всем возможным вариантам распределения благ, обеспечивающим двум потребителям более предпочтительное состояние, нежели в точке А.
Обмен, начавшийся из точки А и передвигающий распределение благ за пределы заштрихованной части, ухудшит положение одного из потребителей, и потому он будет невозможен. Перемещение из А в В неэффективно, поскольку кривые Uj2 и Uk2 пересекаются в точке В. Из этого следует, что MRS потребителей неодинаковы и обмен неэффективен. В точке С MRS обоих потребителей совпадают, поскольку кривые безразличия касаются. Совпадение MRS означает, что одному потребителю не может стать лучше без ухудшения состояния другого потребителя. Таким образом, точка С соответствует Парето-эффективному обмену благ. Однако С - не единственно возможная точка эффективного обмена. Такими точками могут быть любые, расположенные внутри заштрихованной части графика. Чтобы определить все возможные эффективные обмены благ между потребителями, необходимо выделить точки взаимного касания их кривых безразличия, в которых предельные нормы замещения одного блага другим будут равны друг другу. На рис. 6 изображена кривая, которая проходит через все эффективные распределения. Эта кривая называется кривой контрактов.[3 ]
Рис. 6. Кривая контрактов
Кривая контрактов иллюстрирует все распределения, после которых невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки между потребителями. Такие распределения называют Парето-эффективными.
На рис. 6 показаны три распределения (Е, F, G) Парето-эффективные, несмотря на то, что каждое включает различные наборы благ, при этом ни один из потребителей не может улучшить своего положения без ухудшения состояния другого. Указанные точки являются эффективными в распределении благ между потребителями, но они не равнозначны для них. Так, передвигаясь по контрактной линии от точки Е к точке F, мы улучшаем состояние одного потребителя, но ухудшаем состояние другого потребителя.
На конкурентных рынках имеется много покупателей и продавцов. Это означает, что если потребителей не устраивают условия обмена, они могут найти других, которые предложат им лучшее, в результате чего формируется конкурентное равновесие.
Конкурентное равновесие - это набор цен, при котором объем спроса равен объему предложения благ на каждом рынке.
Итак, при конкурентном равновесии потребителей:
В условиях,
когда имеется много
1.5 Эффективность рынка монополистической конкуренции в потреблении
Эффективность потребления блага — мера использования полезных свойств потребляемых благ в процессе их потребления. В том, что касается производственного потребления, это один из факторов эффективности производства. Так, при прочих равных условиях эффективность потребления благ эквивалентных количеств сравниваемых продуктов выше там, где ниже затраты на их эксплуатацию и ремонт (если речь идет о машинах), на переработку (напр., металлов, пластмасс или других предметов труда), где выше процент выхода годной продукции.
Эффективность непроизводственного потребления (общественного и личного) оценивается также по уровню затрат, производимых в процессе потребления (напр., на ремонт жилья, на эксплуатацию легковых автомашин и т. д.), и по степени использования потребляемых продуктов (напр., усвоения питательных веществ).
Для монополистической конкуренции
на данном этапе характерно очень
частое совершенствование продукта.
Например, можно рассмотреть рынок
сотовых телефонов – это
Что касается производственного потребления
то оно тоже не максимально эффективное,
так как производитель
Из данного параграфа можно сделать вывод, что конечное потребление, как и промышленное на рынке монополистической конкуренции крайне не эффективно. Производитель делает все возможное, чтобы увеличить спрос на продукцию и тем самым делают товары длительного пользования не эффективными.
РАЗДЕЛ 2 Сущность и понятия модели монополистического рынка.
2.1 Модели рынка.
Для того чтобы отдел маркетинга успешно осуществлял свою деятельность по реализации продукта, необходимо понимать, на рынке какого типа действует компания. Классификация рынков была разработана экономистами и с точки зрения продавца выделены следующие типы рынка:
- монополия;
- чистая конкуренция;
- олигархия;
- монополистическая конкуренция.
Как известно, рынок состоит из
продавцов и покупателей. Основные
детерминанты, определяющие тип рынка,
на котором действует
Итак, рассмотрим монопольную модель рынка. Монополия – это такие условия, когда компания располагает уникальным продуктом. Имеются естественные монополии, обусловленные природными факторами, но большинство монополий поощряются государством – путем выдачи патентов, авторских прав, торговых марок и франшиз. Так, во многих странах имеется система патентов для защиты прав того, кто разработал уникальное технологическое приспособление. По прошествии ряда лет срок деиствия патента истекает, и технология становится общественным достоянием. Авторские права связаны, как правило, с уникальным творческим произведением, например с компьютерными программами. Торговые марки – это уникальные символы, идентифицирующие конкретную компанию или продукт.
Один из путей создания монополий – раздача правительством франшиз. Франшиза – это право осуществлять бизнес, производить продукт или оказывать услугу, выданное правительством только одной компании в пределах определенного географического региона. Примером могут служить компании коммунальных услуг в США, многие из которых хотели бы обеспечивать какой-либо большой город, например Вашингтон или Сан-Франциско, электроэнергией. Однако их деятельность не имела бы успеха, если бы они все пытались снабжать электроэнергией именно этот город, поскольку пришлось бы проводить несколько линий электропередач. То же можно сказать о газоснабжении, канализации и прочих коммунальных услугах. Было бы непрактично иметь несколько сетей электро-, газо- и теплоснабжения для группы потребителей в одном районе. По этой причине правительство и дает право на обслуживание потребителей в определенном регионе только одной компании. Но наряду с этим оно сохраняет за собой и право на всесторонний контроль за операциями компании, особенно за политикой ценообразования. Если бы не было этого контроля, производитель, которому правительство выдало монопольное право, мог бы назначать монопольные цены на свои услуги. А поскольку отсутствует альтернатива, то цены на услуги выросли бы неизмеримо. Поэтому правительство регулирует эти франшизы через деятельность различных комиссий, которые периодически собираются для рассмотрения уровня цен на оказываемые коммунальными компаниями услуги и других проблем, связанных с франшизой.
Обычно считается, что компании или индивидууму, располагающим монополией на производство какого-либо продукта или услуги, прибыль гарантирована. Но способность компании производить продукт с прибылью в условиях монополии не очень отличается от аналогичного процесса в рамках любой другой модели рынка. Причина этого состоит в сути рыночной системы: монополист сталкивается с теми же проблемами спроса, что и другие производители. Если на его продукт нет спроса и возникают затруднения с продажей, то он не может получить прибыль. Однако если рыночный спрос на продукт весьма значителен, монополист, как правило, назначает цену гораздо более высокую, чем затраты на производство продукта, и тем самым создает такой уровень прибыли, который стимулирует его к дальнейшему производству.
Как видно из графика кривой монопольного спроса, представленного на рис. 4.1А, если на продукт установлена цена P1, то спрос на него на рынке составит Q1 (количество продукта). Если же на этот продукт будет установлена более низкая цена Р2, то будет потреблено большее его количество (Q2) при условии, что если спрос имеет такую зависимость от цены, как указано на графике. График на рис. 4.1Б отражает ситуацию, когда спрос в меньшей степени зависит от цены на продукт: прямая спроса наклонена под более острым углом к горизонтальной оси. В этом случае монополист с большей степенью вероятности получит высокую прибыль, поскольку увеличение цены не приводит к пропорциональному снижению потребления продукта.