Мировой рынок ссудного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – дать определение понятию рынка ссудных капиталов, его структуры, изучить особенности развития международного рынка ссудных капиталов, а также проанализировать потенциал рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь, определить пути вхождения Республики Беларусь в мировой рынок ссудного капитала.
Задачами курсовой работы являются: раскрытие составных частей рынка ссудных капиталов, анализ состояния рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь и выявление направления его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Место и роль ссудных капиталов в экономике
1.1 Понятие и структура рынка ссудного капитала……………..…………5
1.2 Институциональная структура международного рынка
ссудных капиталов……………………………………………….…………...10
2. Особенности развития международного рынка
ссудных капиталов……………………………………………………………13
3. Состояние рынка ссудных капиталов Республики Беларусь
и пути его вхождения в мировой рынок ссудных капиталов
3.1 Анализ состояния и перспективы развития рынка ссудных
капиталов в Республике Беларусь.…………………………………………..20
3.2 Пути формирования механизма вхождения Республики
Беларусь в мировой рынок ссудных капиталов…………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников……..………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Мировой рынок ссудного капитала!.docx

— 102.45 Кб (Скачать)

Постоянный рост прямых иностранных  инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов  на душу населения с 47 долларов США  в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно  меньше, чем в ряде стран Восточной  Европы.

В общем объеме прямых иностранных  инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 процента, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 процента, финансовый лизинг – 0,1 процента.

В 2005–2010 годах иностранные  инвесторы вкладывали капитал преимущественно  в развитие торговли и общественного  питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 процентов общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.

Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7), Кипр (4,4), Германия (1,7), Великобритания (1,4), США (1,2 процента).

Число организаций с иностранным  капиталом, работающих в стране, увеличилось  с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.

В настоящее время в  республике функционируют следующие  крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.

В топ-2000 мировых компаний, который ежегодно составляет журнал Forbes, входят также около десятка холдингов, которые начали, но потом свернули свою деятельность в Беларуси - IBM, Ford Motor, Neste Oil, PepsiCo, MAN. Для большинства из них главной причиной ухода с белорусского рынка стали неблагоприятные условия для ведения бизнеса.

Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным – лишь 30 процентов, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 процентов [31].

В 2012 году в числе основных предусмотрен показатель привлечения  в экономику прямых иностранных  инвестиций на чистой основе в объёме 1,2 млрд. долларов США (без учёта задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги). В январе были привлечены 66,7 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Весь объём поступил в реальный сектор экономики (кроме банков), в том числе в промышленности – 34,9 млн. долларов США, или 52,3 %. В 2011 году, по предварительным данным платёжного баланса, экспорт товаров и услуг составил 46 670,4 млн. долларов США, импорт товаров и услуг – 48 308,5 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 56,1 и 29,3 % соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый импорт в размере 1 638,1 млн. долларов США против отрицательного сальдо 7 454,6 млн. долларов США в 2010 году. По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно -3 и -13,5 %. При этом дефицит торгового баланса составил 3 716,4 млн. долларов США, а активное сальдо операций с услугами – 2 078,3 млн. долларов США. Активизация экспортно-импортных операций в 2011 году связана как с увеличением долларовых цен, так и с ростом физических объёмов. При этом необходимо отметить улучшение условий торговли в 2011 году – темпы роста цен экспорта превышали темпы роста цен импорта на 9,9 процентного пункта. По данным Национального статистического комитета начиная с марта 2011 года наблюдалось ежемесячное превышение темпов роста стоимостных объёмов экспорта товаров над темпами роста их импорта, и в целом за 2011 год оно составило 28,2 процентного пункта. Экспорт товаров в 2011 году по сравнению с 2010 годом в стоимостном выражении увеличился на 63 %, при этом экспорт энергетических продуктов вырос в 2,1 раза, остальных товаров – на 47,3 %. Физический объём экспорта товаров к уровню 2010 года увеличился на 29,5 %, в том числе не энергоносителей – на 20,7 %, а энергоресурсов на 51,3 % [29].

В 2011г. совместными усилиями Правительства и Национального  банка удалось существенно увеличить  объем золотовалютных резервов. Согласно Пресс-релизу НБ РБ, по предварительным  данным на 1 января 2012 года объём золотовалютных резервов РБ достиг исторического максимума  и составил в определении ССРД МВФ 7 915, 9 млн. долларов США, в национальном определении – 9 389, 2 млн. долларов США в эквиваленте. Таким образом, за 2011 год резервы в международном определении увеличились на 2 885, 2 млн. долларов США, или более чем на 57 %. В результате показатель международных резервных активов значительно превысил прогнозное значение, предусмотренное Основными направлениями кредитно-денежной политики РБ на 2011 год, в соответствии с которыми объем резервов на 1 января 2012 года должен был сложиться на уровне 6 230, 7 млн. долларов США.

В декабре увеличению золотовалютных резервов способствовало поступление  второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс в сумме 440 млн. долларов США, а также зачисление в состав резервов части синдицированного кредита Сбербанка Российской Федерации и Евразийского банка развития, выданного ОАО «Беларуськалий». При этом Правительством и НБ РБ в полной мере были исполнены внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте. В настоящее время золотовалютные резервы покрывают почти двухмесячный импорт. Однако объем обязательств, сформированный ранее и подлежащий исполнению в ближайшие годы, значителен. Это значит, что следует дополнительно проделать огромный объем работы для формирования реальной “подушки безопасности” государства [32].

Национальная банковская система продолжает развиваться.      Активы банков на 1 февраля 2012 года составили 260,9 трлн. рублей. При этом активы в  иностранной валюте в январе 2012 года сократились на 1,3% или на 185,8 млн. долларов США на фоне роста активов  в национальной валюте на 2% или 2,7 трлн. рублей. Денежная масса в белорусских рублях на 1 февраля 2012 года составила 42,1 трлн. рублей. В структуре денежной массы наибольший удельный вес занимают срочные и условные депозиты физических и юридических лиц. Стабилизация ситуации на валютном рынке способствовала повышению доверия населения к банковской системе и возврату в банки валютных вкладов, изъятых в период нестабильности.

В результате во втором полугодии прошедшего года наметилась тенденция к увеличению доли краткосрочных вкладов физических лиц благодаря их высокой доходности. Если в начале 2011г. вклады сроком до 1 года составляли 59,5% новых срочных вкладов населения в белорусских рублях, то в декабре 2011г.—73,2%. Этому в определенной степени содействуют сами банки, предлагая условия по краткосрочным вкладам, сопоставимые по привлекательности с условиями по долгосрочным вкладам, а иногда и лучше.

Очень важно создать все  необходимые условия для того, чтобы как можно быстрее в  полную силу заработал Банк развития, через который должно  начаться финансирование государственных программ.

Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями  стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде. Именно поэтому Национальный банк совместно с Правительством должен в первую очередь сосредоточиться  на решении данной задачи, снизить  прирост потребительских цен  в 2012г. до 19—22%.

По мере замедления темпов инфляции, стабилизации на рынке ссудных  капиталов Национальным банком планируется  последовательное снижение ставки рефинансирования (от 45% в январе 2012 года, 43% — в феврале, 38% — в марте, 36% — в апреле и до 20-23% к концу года) [32].

Предполагается снижение процентных ставок в экономике до уровня, который, с одной стороны, способствует росту сбережений в  национальной валюте, с другой –  расширяет доступность кредитных  ресурсов для субъектов хозяйствования.

Для обеспечения потребностей экономики в кредитных ресурсах, определённой инвестиционной программой страны Национальный банк Республики Беларусь на протяжении последних десяти лет осуществлял целевое ориентирование коммерческих банков на увеличение долгосрочного (инвестиционного) кредитования. Однако необходимо отметить, что высокие  темпы кредитования прошлых лет  породили ряд проблем. Одна из ключевых – отставание показателей роста  ресурсной базы банков от увеличения кредитного портфеля банков. Большую  актуальность имеют проблемы «закредитованности» предприятий и недостаточного количества эффективных инвестиционных проектов. Эти проблемы могут привести к тому, что в рамках действующей системы регулирования банковской деятельности банки не смогут и далее обеспечивать показатели прироста валовых кредитов. Поэтому необходимо решить вопрос о включении помимо банковского кредитования, иных рыночных механизмов финансирования и кредитования реального сектора экономики. Речь идёт о механизмах, связанных с функционированием рынка корпоративных ценных бумаг. В связи с решением вопроса стимулирования спроса на кредитные ресурсы банков не утратила актуальность и проблема снижения процентных ставок по кредитам.

Помимо использования  внутренних заёмных средств на отечественном  рынке ссудных капиталов Беларусь использует также внешнее финансирование, и, прежде всего, кредиты, выданные под  гарантию Правительства Республики Беларусь. Основными кредитором Республики Беларусь является Россия.

Следует особо подчеркнуть, что на Украине, в России, Казахстане, государствах Прибалтики уже отказались от привлечения займов под государственные  гарантии. Это связанно с низкой эффективностью использования таких  кредитов и поддержкой интересов  выбранных отраслей и предприятий  при их получении, что не всегда соответствует  национальным приоритетам развития. В связи с этим целесообразно  привлекать кредиты международных  финансово-кредитных организаций.

Неиспользование таких кредитов в полном объёме, на наш взгляд, следует  рассматривать как отрицательное  явление. Во-первых, потому, что эти  организации предлагают ресурсы  на более льготных условиях, чем  другие кредиторы. Во-вторых, государство, которое само или субъекты которого не кредитуются МВФ, ВЕБРР, не имея для  этих организаций и международного сообщества никакой кредитной истории  и репутации заёмщика.

В условиях рыночного хозяйства  главным источником финансирования экономического развития Республики Беларусь является национальные накопления и сбережения. Именно они являются основным источником инвестиций в расширенное воспроизводство, и они же формируют источники национального кредита, а, следовательно, в конечном счёте, также вложений в экономическое развитие страны.

Однако вся экономическая  история развивающихся стран, в  том числе и Республики Беларусь, демонстрирует недостаток внутренних накоплений и сбережений, что представляет собой основную причину широкого привлечения иностранных средств для финансирования инвестиционного процесса. Но этот базовый фактор дополняется рядом других обстоятельств, которые могут оказывать негативное влияние на экономическое развитие Беларуси. Как показывает практика хозяйственного развития, таких факторов пять: инфляция, дефицит государственного бюджета, государственный долго, государственные расходы, степень открытости (закрытости) экономики.

Инфляция. Эксперты Всемирного банка М. Бруно и В. Эстерми на примере 120 стран мира показами взаимозависимость темпов инфляции и экономического роста. Эта зависимость обратно пропорциональная. Самые высокие темпы экономического роста имеют страны с нормой инфляции от 0% до 5% в год. Самые низкие темпы хозяйственного роста там, где годовая инфляция превышает 100%. Критическими являются темпы годовой инфляции в 30-40%. В этом интервале начинается сокращение ВВП на 0,2% ежегодно [13, с. 86].

Государственные расходы. Известно, что чем выше доля ресурсов, перераспределяемых государством, тем ниже темпы экономического роста. В мировой практике оптимальной  считается ситуация, при которой  государственные расходы не превышают 25-30% ВВП.

Открытость экономики. Для  большинства стран дебиторов  вплоть до начала долгового кризиса  был характерен тип экономики  более приближающийся к закрытому. Он характеризовался высокими таможенными барьерами, завышенным валютным курсом, усложнённым торговым режимом.

Дефицит бюджета. В широкой  практике принято считать допустимой величину дефицита на уровне, не превышающем 3% ВВП.

Государственный долг. Чем  выше долг, тем всё более отрицательно он влияет на экономический рост, поскольку всё большая часть средств уходит на его обслуживание и погашение и всё менее средств остаётся для инвестирования и для обеспечения социальных нужд населения.

Таким образом, можно отметить, что внутренняя потребность в  дополнительных источниках финансирования в Республике Беларусь будет иметь  тенденцию к увеличению в связи  с развитием национальной экономики  в целом и промышленного её сектора в частности. Следовательно, потребность в дополнительных кредитных  ресурсах также будет нарастать. Вместе с тем, в национальной банковской системе, обладающей низкой степенью капитализации, может быть затруднительно обеспечить повышенный спрос на долгосрочные кредитные ресурсы, а тем более снизить их стоимость. Отсутствие дешёвых и доступных кредитных ресурсов ограничивает инвестиционные возможности предприятия, снижает их конкурентное преимущество, тормозит темпы экономического развития страны.

Информация о работе Мировой рынок ссудного капитала