Мировой рынок ссудного капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – дать определение понятию рынка ссудных капиталов, его структуры, изучить особенности развития международного рынка ссудных капиталов, а также проанализировать потенциал рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь, определить пути вхождения Республики Беларусь в мировой рынок ссудного капитала.
Задачами курсовой работы являются: раскрытие составных частей рынка ссудных капиталов, анализ состояния рынка ссудных капиталов в Республике Беларусь и выявление направления его развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Место и роль ссудных капиталов в экономике
1.1 Понятие и структура рынка ссудного капитала……………..…………5
1.2 Институциональная структура международного рынка
ссудных капиталов……………………………………………….…………...10
2. Особенности развития международного рынка
ссудных капиталов……………………………………………………………13
3. Состояние рынка ссудных капиталов Республики Беларусь
и пути его вхождения в мировой рынок ссудных капиталов
3.1 Анализ состояния и перспективы развития рынка ссудных
капиталов в Республике Беларусь.…………………………………………..20
3.2 Пути формирования механизма вхождения Республики
Беларусь в мировой рынок ссудных капиталов…………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников……..………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Мировой рынок ссудного капитала!.docx

— 102.45 Кб (Скачать)

В условиях глобализации и  модернизации мировой экономики  институт субкастодиальных банков покупает оптовые услуги у самого крупного в мире оптового продавца таких услуг – транснациональной швейцарской корпорации INTERSETTLE. Система поддерживает самые высокие обороты по онлайновым поставкам ценных бумаг против платежей и ликвидность международного рынка ссудных капиталов благодаря глубокой интеграции как в биржевую систему, так и в банковскую телекоммуникационную инфраструктуру стран Европейского Союза, США, Канады, Латинской Америки, Азии и Африки. Именно эта система ускорила окончание века коммерческих банков, ведущих процентный и депозитный бизнес и одновременно развитие современного инвестиционного бизнеса.

За счет оптовых покупок  услуг по низким ценам этот институт существенно (в 2–5 раз) снижает транзакционные издержки и риски своих клиентов. Тем самым он способствует быстрому развитию рынка корпоративных ценных бумаг как потенциального сегмента рынка ссудных капиталов, обеспечивающего  модернизацию и массовое обновление производства в экономике. Вокруг этого  института концентрируются и  развиваются по единым стандартам такие  высокие технологии, как Интернет-банкинг, коммерция, бизнес, биржи и т.д., вытесняющие посредников и привлекающие капитал среднего и мелкого инвестиционного бизнеса к участию в капитале международного рынка ссудных капиталов.

Преимущества этой системы  очевидны. Во-первых, она обладает высоким  уровнем стандартизации и автоматизации  кастодиальных и кредитных функций и защиты от невыполнения обязательств по поставкам.

Система имеет самые минимальные  в мире банковские издержки по кредитованию (не более 1,2% суммы оборота). Автоматически  протоколирует все действия профессиональных участников и по требованию выводит  на печать детальную проработку и  исполнение каждой транзакции с выявлением «узких мест» бизнеса по получению  дохода и трансформации «коротких» денег в «длинные» с заданным показателем «удлинения». Надежную защиту от несанкционированного доступа  обеспечивают интерфейсные системы  MAX со встроенным инкриптором типа Gretacoder.

Во-вторых, многолетний опыт эксплуатации такой системы (с 1988 г.) показал ее высокую надежность и  многократную защищенность от кризисных  явлений, которым подвержен обычно рынок ссудных капиталов, за счет своевременного и оптимального кредитования под залог ценных бумаг. Эта система  обеспечивает вхождение в современные  электронные торговые системы Европы, Азии, Северной и Латинской Америки  с автоматизацией контроля движения ресурсов по инвестиционным счетам и  долговых платежей, а также предотвращение незаконных транзакций.  

Кроме того, подобная инфраструктура обеспечивает широкое долевое участие  инвесторов из разных стран с разной структурой собственности в транснациональной  торговле ценными бумагами, снижает  транзакционные издержки и риски, содействует  уменьшению долгов, выводу ценных бумаг  на внешние рынки ссудных капиталов  и равноправному участию страны в борьбе с ростом доли спекулятивного капитала и его оттока.

На наш взгляд, путь для  Беларуси в эту систему открыт, и нужно только, выбрав банк, подготовить  его персонал и нормативную базу, инсталлировать соответствующие программы. В результате осуществления этих мероприятий любой банк может  получить ряд крупных стратегических преимуществ в привлечении кредитов и инвестиций (основным из них является полноценный выход на международный рынок ссудных капиталов), значительно снизит свои рыночные риски, повысит свой инвестиционный рейтинг.

Кроме этого, возможна цивилизованная интеграция страны с рынками других стран Европейского Союза, Азии, Европы, Латинской Америки и др. на условиях конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА  ССУДНОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕГО ВХОЖДЕНИЯ  В МИРОВОЙ РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ

 

 

 

3.1 Анализ состояния и  перспективы развития рынка ссудных  капиталов в Республике Беларусь

  

Исходя из большого количества  изученных и проанализированных материалов, нам кажется, что на данном этапе развития экономических отношений в Беларуси одной из основных проблем является недопонимание потребности в  рынке ссудных капиталов, и, как следствие, недостаточное использование его инструментов и возможностей. Несмотря на наличие законодательных основ его формирования и работу валютно-фондовой биржи, никто не воспринимает рынок ссудных капиталов как инструмент, позволяющий влиять на ситуацию в реальном секторе экономики. Также следует отметить, что сегодня белорусские банки являются в большей степени только расчетно-кассовыми центрами. Их операции - это выдача кредитов, принятие и выплата денег, хранение средств вкладчиков, а функции настоящего банка - капитализация денежных потоков и размещение фондовых инструментов.

Капитал является таким же производственным фактором любого предприятия, как сырье  или основные фонды. Для достижения своей основной цели - увеличения богатства  владельцев - ему постоянно приходится искать новые способы доходного  вложения своих активов. Помимо этого, принимаемые предприятием инвестиционные проекты нередко требуют привлечения  дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов  предприятие должно иметь возможность  приобрести недостающий капитал на рынке ссудных капиталов. В случае, когда у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и нет вариантов инвестирования с приемлемой ставкой доходности, предприятие может осуществить финансовые вложения - приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым можно частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал.

В настоящее время в  Республике Беларусь основным сегментом рынка ссудных капиталов, наиболее развитым и ликвидным является рынок государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций с купонным доходом. Он обеспечивает полную прозрачность проведения операций с облигациями и высокую защиту прав инвесторов. Рынок корпоративных облигаций представлен в основном облигациями банков, так как доходы от операций с ними были освобождены от налогообложения. Одной из проблем здесь является ограниченная номенклатура выпускаемых ценных бумаг. Поэтому следует проводить работу по созданию условий для роста количественных показателей выпуска и обращения ценных бумаг банков, расширению спектра операций, осуществляемых банками на рынке ценных бумаг, и совершенствованию соответствующей инфраструктуры. Дальнейшее развитие рынка ссудных капиталов нам видится, в первую очередь, в расширении круга инвесторов как за счет первичных инвесторов, не являющихся банками, так и физических лиц.

На сегодняшний день уже принимаются меры для развития внутреннего финансового рынка и создания условий выхода на международные рынки:

    • получен первый суверенный кредитный рейтинг Беларуси;
    • принята государственная программа развития внутреннего финансового рынка;
    • отмена «золотой акции»;
    • отмена моратория на движение акций;
    • снижение налогов на операции с ценными бумагами;
    • создание условий для активизации работы белорусской фондовой биржи.  

Сегодня крупнейшие государственные  банки имеют возможности для  получения синдицированных кредитов, выпуска кредитных нот и еврооблигаций, IPO (выпуск глобальных депозитарных расписок на акции). Успешные частные белорусские компании могут привлекать средства частных инвестиционных фондов в объемах не менее 5 млн. евро на один проект, проводить размещение по закрытой подписке либо выпускать акции по упрощенной процедуре на Варшавской фондовой бирже (площадка на NewConnect). Крупные государственные предприятия с хорошим уровнем корпоративного управления могут позволить себе IPO (выпуск GDR) и синдицированные кредиты [7, с. 2-5].

Вместе с тем остается целый ряд законодательных барьеров, которые создают в основном технические проблемы для желающих активно участвовать в торговле ценными бумагами. Среди них можно отметить, например, требование о проведении открытой подписки и порядок оплаты финансовых инструментов (проведение оплаты до регистрации акций); требования к документам при совершении сделок; налогообложение сделок с производными инструментами. Законодательством не установлены четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный орган. Поэтому фактически любая сделка купли-продажи акций или долей любого предприятия, независимо от его размеров, должна получать согласие антимонопольного комитета. Это противоречит международным стандартам, и создает серьезные препятствия для привлечения инвесторов на техническом уровне.

Как отмечалось в докладе  Председателя Правления Национального Банка Республики Беларусь Н. А. Ермаковой «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2011 год и задачи банковской системы по их реализации в 2012 году», «прошедший год был сложным для всей экономики Беларуси. Не удалось своевременно адаптировать экономику к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров. Следствием этого стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновение дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов» [4, с.2-7].

По официальным данным инфляция в 2011 году составила около 100%.  Государственный внешний  долг РБ на 1 января 2012 года составил 11 797,9 млн. долларов США (35,9 % от ВВП), увеличившись по сравнению с началом 2011 года на 2 110,7 млн. долларов США (21,8%). Рост внешнего государственного долга в 2011 году обеспечен:

  1. Привлечением несвязанных кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов:

- облигации на международном  финансовом рынке (800 млн. долларов  США);

- кредит Антикризисного  фонда ЕврАзЭС (1 240 млн. долларов США).

       2. Финансированием за счёт внешних государственных займов (Китай, МБРР) инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, социальной сфере.      

Номинальные денежные доходы населения в 2011 году составили 165 трлн. Рублей и по сравнению с 2010 годом  увеличились в номинальном выражении  на 52,1%. Реальные денежные доходы населения  в 2011 году по сравнению с 2010 годом  сократились на 0,7%, тогда как в 2010 году по сравнению с 2009 годом их объём вырос на 15,1%. В течение 2011 года темп роста реальных денежных доходов населения постепенно снижался, в то время как в 2010 году наблюдалась обратная тенденция. При этом прирост производительности труда за 2011 год составил 6% при прогнозе – 9,3-9,4%, реальная заработная плата приросла всего лишь на 1,3%, а реальная назначенная пенсия снизилась на 8,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократились на 1,6 % при прогнозе их роста на 8-9,5%. Доля денежных доходов населения в ВВП в 2011 году составила 60,1% против 65,9 % годом ранее. Реальная заработная плата в январе 2012 года по сравнению с январём 2011 года снизилась на 2,7%, а по сравнению с декабрём 2011 года на 1,8%. Задолженность организаций по кредитам и займам на выплату заработной платы на 1 января 2012 года составила 1 033,9 млрд. рублей или 11,1% от начисленного за месяц фонда заработной платы. Реальный размер назначенной пенсии в январе 2012 года по сравнению с январём 2011 года снизился на 23,3%, по сравнению с декабрём 2011 года – на 1,9% [30].

В 2011г.  для исправления  сложившихся макроэкономических дисбалансов  был осуществлен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено Национальным банком эмиссионное кредитование государственных  проектов, повышены процентные ставки.

Так, после выхода в октябре 2011г. на единый обменный курс белорусского рубля произошло укрепление национальной денежной единицы. Ежемесячное сальдо внешней торговли товарами и услугами складывается на уровне, близком к  нулю. Поступления валютной выручки  за экспорт превышают объемы списания валютных средств в оплату импорта.

В декабре 2011г., впервые за несколько лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной  валюты, тогда как ранее наблюдалась  устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011г., каждый месяц продает валюты больше, чем покупает. В целом на валютном рынке предложение иностранной  валюты превышает спрос на нее.

Однако важно не просто выйти на единый курс, важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого  необходимо, чтобы работа всей экономики  приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия  для того, чтобы белорусская продукция  была конкурентоспособна по цене и  по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Вместе с тем, если проанализировать объемы перечисляемых Российской Федерации  таможенных пошлин на нефтепродукты, а  также изменение кредиторской и  дебиторской задолженности предприятий, то произошедшее улучшение результатов  работы на внешних рынках становится не столь значимым [4, с. 2-7].

Белорусские банки проводят постоянную работу по привлечению иностранного капитала в экономику нашей страны. Например, по итогам 2010 года коммерческие банки Беларуси на чистой основе привлекли  заемных средств нерезидентов в  размере около 1,9 млдр. долларов, что почти в 4 раза больше, чем в 2009 году [3, с.65].

Привлечение прямых иностранных  инвестиций является одним из приоритетов  внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал, что объем  привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 процента (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).

Информация о работе Мировой рынок ссудного капитала