Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 15:27, курсовая работа
Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке существенно
отличаются от принципов работы на рынке внутреннем. Именно поэтому при
выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество
экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном
рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью
платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами,
оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении
внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и
рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров. Так как все
эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность
деятельности экономических субъектов, необходимо всестороннее изучение
международных валютно-кредитных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
I. 3 ЭТАПА ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА.
1. СИСТЕМА «ЗОЛОТОГО СТАНДАРТА»
2. БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА.
3. ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
4. ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС)
II. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
1. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2. МИРОВОЙ ДЕНЕЖНЫЙ ТОВАР И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ.
3. ВАЛЮТНЫЙ КУРС.
4. ВАЛЮТНЫЕ РЫНКИ
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
6. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ.
III. ВАЛЮТНЫЙ КУРС.
1. ВАЛЮТНЫЙ КУРС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ВАЛЮТНОГО КУРСА
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА.
4. ВЛИЯНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ.
5. ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА.
IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«не хуже, а лучше золота»);
3) необходимость ориентации валютной политики всех стран на доллар и
поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит их
национальным интересам.
Кризис Бреттон-Вудской
системы обнажил
превосходстве доллара над другими валютами. Американская валюта оказалась
такой же нестабильной, как и другие национальные неразменные кредитные
деньги.
Теория фиксированных паритетов и курсов. Сторонники этой теории (Дж.
Робинсон, Дж. Бикердайк, А. Браун, Ф. Грэхем) рекомендовали режим
фиксированных паритетов, допуская их изменение лишь при фундаментальном
неравновесии платежного баланса. Они пришли к выводу, что изменения
валютного курса – неэффективное средство регулирования платежного баланса в
связи с недостаточной реакцией внешней торговли на колебания цен на мировых
рынках в зависимости от курсовых соотношений. Эта теория оказала влияние на
принципы Бреттон-Вудской валютной системы, основанной на фиксированных
паритетах и курсах валют.
Теория плавающих валютных курсов. Представители этой теории –
преимущественно экономисты неоклассического (монетаристского) направления.
Сущность данной теории состоит в обосновании следующих преимуществ режима
плавающих валютных курсов по сравнению с фиксированными:
> автоматическое
выравнивание платежного
> свободный выбор
методов национальной
давления;
> сдерживание валютной спекуляции, так как при плавающих валютных курсах
она приобретает
характер игры с нулевым
выигрывают другие;
> стимулирование мировой торговли;
> валютный рынок лучше, чем государство определяет курсовое соотношение
валют.
По мнению монетаристов, валютный курс должен свободно колебаться под
воздействием рыночного спроса и предложения, а государство не должно его
регулировать.
Нормативная теория валютного курса. Эта теория рассматривает валютный
курс как дополнительный инструмент регулирования экономики, рекомендуя
режим гибкого курса, контролируемого государством. Данная теория называется
нормативной, так как ее авторы считают, что валютный курс должен
основываться на паритетах и соглашениях, установленных международными
органами.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ
Институциональная
структура международных
отношений включает в себя многочисленные международные организации. Одни
из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют
регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения,
выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой
политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-
исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым
проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные
функции.
Международные
валютно-кредитные и
назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет
общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и
стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование
МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк
международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк,
Международная ассоциация развития, Международное агентство по
инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития,
валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.
К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего,
специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое
в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию. Непосредственная
роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях
ограничена. Однако
при решении проблем
ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются
валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием
этих стран. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по
«невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с
«официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа
развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным
кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся
стран.
Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4
региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две
последние способствовали организации Азиатского банка развития и
Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти
организации.
Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948
г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на
создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была
заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР,
Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16%
населения и 2/3 мирового производства Запада. Цель ОЭСР – содействие
экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной
торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно
развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики,
включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую
работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на
базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).
Парижский
клуб стран-кредиторов –
развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей
по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956
г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с
должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились
активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения
государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы
и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ,
МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга,
которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней
задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного
регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и
правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает
Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание
уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип
либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным
тенденциям («каждый за себя»).
Международные финансовые институты возникли в основном после второй
мировой войны, за
исключением Банка
Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам,
разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы,
осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-
кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых
институтов обусловлено следующими причинами:
1. Усиление интернационализации
хозяйственной жизни,
выходящих за национальные границы.
2. Развитие межгосударственного
регулирования
том числе
валютно-кредитных и
3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой
экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют,
кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные
финансовые институты
> Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных
финансов и мировой экономики;
> Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое
регулирование;
> Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой
валютной
и кредитно-финансовой
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых
институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно
применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во
всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров
(США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному
американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых
институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам,
усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две
тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерства по
Информация о работе Международная валютная система и валютный курс