Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы………………………………………………………………………………..5
1.Теории международной миграции………………………………………...5
2.Виды трудовой миграции………………………………………………….8
3.Причины международной миграции…………………………………..10
4.Международно-правовые основы международной трудовой миграции…………………………………………………………………..13

Раздел 2. Динамика миграции рабочей силы в международных отношениях……………………………………………………………………...18
1.Формирование международной системы миграции рабочей силы……18
2.Тенденции и перспективы международной миграции рабочей силы по данным ООН………………………………………………………………22
3.Западная Европа – крупнейший центр притяжения рабочей силы в мире с 1950-х гг……………………………………………………………………32

Раздел 3. Регулирование миграции рабочей силы на международном уровне…………………………………………………………………………….34
1.Международное трудовое право…………………………………………34
2.Пограничная безопасность в ЕС…………………………………………47
3.Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС……...61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..67

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 138.10 Кб (Скачать)

     Свобода передвижения лиц — один из провозглашенных  принципов ЕС. Римский договор  об учреждении ЕЭС 1957 года предусматривал (ст. 3с, 48, 51, 52) отмену препятствий свободному перемещению лиц, услуг, капиталов; свободное передвижение трудящихся; свободу поселения резидентов ЕС в странах-участницах. Основные параметры  свободы движения работников были определены следующим образом:

— право  работника принимать реально  предлагаемую работу;

— право  свободно передвигаться по территории государств-членов;

— право  находиться в одном из государств-членов и заниматься трудовой деятельностью в соответствии с законными распорядительными и административными положениями, регулирующими занятость граждан данного государства;

— право  оставаться на территории одного из государств-членов после завершения трудовой деятельности в этом государстве;

— право  на суммирование всех периодов работы, учитываемых законодательством различных стран, в целях социального обеспечения;

— право  на получение социальных пособий  на территории стран-участниц.

     Свобода движения работников распространялась на все сферы занятости, кроме  государственной службы. Ограничения допускались только по соображениям общественного порядка, общественной безопасности, охраны здоровья людей.

     Понадобился значительный переходный период, чтобы  государства-участники подготовились  к практической реализации провозглашаемой свободы, а именно: наладили взаимодействие между службами занятости; устранили препятствовавшие административные процедуры (например, квалификационные сроки приема на работу); отменили дискриминационные условия выбора работы; создали механизмы взаимосвязи между спросом и предложением рабочей силы.

     По  Маастрихтскому договору стран ЕС 1992 года граждане государств-членов получили также статус граждан Европейского Союза. В настоящее время государства ЕС в соответствии с Римским договором идут по пути облегчения условий пребывания мигрантов из третьих стран на своей территории.

     Вместе  с тем, эти государства усиливают  меры, которые могли бы поставить  иммиграцию под контроль, в том  числе путем согласования соответствующих  квот, унификации правовых норм, препятствующих нелегальной иммиграции; норм, определяющих порядок воссоединения семей, касающихся приглашения иммигрантов на временную работу, и т. п.

Среди других региональных международно-правовых актов по вопросам трудовой миграции следует упомянуть Конвенцию  между латиноамериканскими государствами-членами  Андского пакта о миграции трудящихся 1977 года и действующую под эгидой ЛАГ Арабскую конвенцию о перемещении рабочей силы 1968 года.

       В ряду универсальных источников международно-правового регулирования труда находятся Пакты о правах человека 1966 года и Конвенции о статусе беженцев от 28.7.51 г., о статусе апатридов от 28.11.54г., — исходящие из предоставления национального режима указанным категориям лиц.

       Универсальным центром правового регулирования  вопросов «международного трудового права» стала Международная организация труда, созданная еще в 1919 году и являющаяся с 1946 года специализированным учреждением ООН.

       В рамках МОТ выработано около 140 международных  конвенций и принято, примерно, столько  же рекомендаций, которые в совокупности можно назвать «международным кодексом о труде». Наиболее важный среди этих актов с точки зрения интернационального рынка труда — это Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 года (вошла в силу в 1952 году, около 40 стран-участниц), утверждающая национальный режим в отношении иностранных трудящихся. Конвенция также предусматривает меры по контролю за миграцией рабочей силы.

       Положения этой Конвенции дополняются Конвенцией № 143 от 23.6.75 г., которая утвердила  требования недискриминации и обеспечения трудящимся мигрантам «равенства шансов». Эта же Конвенция направлена на принятие мер по борьбе с нелегальной иммиграцией, содержит обязательства обеспечивать права мигрантов-транзитников.

       В 1982 году была принята еще одна Конвенция, в которой изложена система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области  социального обеспечения. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

       Согласно  Конвенции, государства обязаны  обеспечить, чтобы работодатели заранее  предупреждали работников об увольнении. При этом работодатели должны доказывать наличие оснований для увольнения. Запрещается дискриминация при увольнении по признакам пола, расы, этнического происхождения, членства в профсоюзах.

       Согласно  Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах, государства обязуются: оказывать  бесплатную помощь мигрантам в предоставлении им необходимой информации через службы трудоустройства; принимать меры против вводящей в заблуждение пропаганды в вопросах иммиграции и эмиграции, облегчению всех стадий миграции — отъезда, перемещения, приема, организации медицинских служб; разрешать переводить на родину заработную плату и сбережения.

Приложения  к Конвенции регулируют вопросы  найма, размещения, условий труда  мигрантов, условий ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. Деятельность по трудоустройству мигрантов допускается, согласно Конвенции, при наличии разрешения компетентных властей страны пребывания и под их контролем. Конвенция устанавливает письменную форму заключения трудовых контрактов, равенство в уровне минимальной заработной платы с гражданами страны пребывания.

     В 1990 году была принята Конвенция ООН  о защите прав трудящихся-мигрантов  и членов их семей. Она содержит следующие важнейшие положения:

— запрещена  дискриминация прав трудящихся-мигрантов  в сфере трудовых отношений;

— установлено, что мигранты пользуются не менее  благоприятным обращением, чем граждане государства пребывания;

— трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве пребывания;

— в  странах, где существуют ограничения  в приеме на работу трудящихся-мигрантов, эти ограничение не должны применяться к мигрантам, прожившим в стране пребывания более 5 лет;

— трудящийся-мигрант  не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства только на основании невыполнения обязательств по трудовому договору, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу;

— по окончании  пребывания в стране мигрант и  члены его семьи имеют право  перевести все свои заработки  и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество;

— мигрант  и члены его семьи имеют  право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

     Устав МОТ 1919 года и Филадельфийская декларация о целях и задачах МОТ 1944 года перечисляют такие задачи, как  регламентация рабочего времени; регламентация  набора рабочей силы; борьба с безработицей (по Филадельфийской декларации, обеспечение  полной занятости); установление гарантий заработной платы; защита трудящихся от профессиональных болезней и несчастных случаев; поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися; обеспечение мира через социальную справедливость и др.

     Высшим  органов МОТ является Генеральная  конференция (Международная конференция труда). Она созывается ежегодно, состоит из делегаций государств-членов. Каждый член МОТ представлен двумя делегатами от правительства и по одному делегату от предпринимателей и трудящихся. Каждый делегат независим от других членов делегации и вправе принимать самостоятельные решения. Конференция обсуждает доклады Административного совета, государств-членов о применении конвенций и рекомендаций МОТ, рассматривает проекты конвенций; каждые два года утверждает программу и бюджет МОТ, определяет основные направления будущей политики и принципы деятельности МОТ.

     Исполнительным  органом МОТ является Административный совет, который избирается сроком на три года. Он состоит из 56 членов (28 представляют правительства, по 14 — предпринимателей и трудящихся),заседает три раза в год; готовит повестку дня для Конференции, осуществляет меры по реализации ее решений, избирает Генерального директора.

     Постоянный  секретариат МОТ — Международное  бюро труда — управляется Генеральным  директором, сочетает в себе функции  административного органа, центра исследований, документации и координационного центра. Он имеет сеть представительств в 40 странах. Государства обязаны регулярно представлять Международному бюро труда отчеты по выполнению ратифицированных конвенций МОТ. Что касается рекомендаций МОТ и нератифицированных конвенций, то МОТ может обращаться к правительствам с просьбой о предоставлении информации о соответствии национального законодательства содержащимся в конвенциях, рекомендациях нормам.

     Помимо  МОТ, вопросами, связанными с миграцией  населения, занимаются и другие международные организации: Комиссия ООН по народонаселению и развитию, Международная организация по миграции, Всемирная организация по здравоохранению, ЮНЕСКО. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

     О значении фактора трудовых ресурсов в МЭО и о некоторых особенностях трансграничного движения трудовых ресурсов свидетельствуют следующие фактологические данные.

В 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн. трудящихся-мигрантов; в 1995 — более 35 миллионов (с членами  семей численность мигрирующего населения превышает 100 млн. человек).

     По  данным Комитета ООН по народонаселению  и развитию, за период с 1950 по 1990 год население планеты выросло более чем вдвое — с 2,5 до 5,6 млрд. человек. Пик темпов роста населения пришелся на конец 60-х годов, в 70-х наблюдалось замедление роста, в 80-ые годы произошла стабилизация роста на уровне, примерно, 86 млн. человек ежегодно. По прогнозам, такой прирост сохранится до 2015 года. Мировое сообщество говорит почти на 2800 языках. В нем имеет хождение более 300 наименований национальных валют.

     В 40-е годы XIX века имела место массовая миграция из Ирландии в США; в 80-е  годы XIX века — из Италии и стран  Восточной Европы в США. В XX веке волны миграции в США приходились  на 20-е годы, вторую половину 50-х годов (после «венгерских событий»), середину 70-х годов из Вьетнама, 80-ые годы из Мексики, Кубы, стран Карибского бассейна. Устойчивый поток в США составляют высококвалифицированные специалисты («утечка умов»).

     В 60—80-е годы XX века имел место приток рабочей силы из стран Юго-Восточной  Азии, Китая, Вьетнама в Гонконг, Сингапур. Активно импортировали рабочую  силу из Йемена арабские страны Кувейт и Саудовская Аравия.

Бывший  СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи, Китая. В середине 90-х годов зафиксировано усиление миграции в Россию из Украины, Турции, Югославии, Молдовы, Беларуси. Число легально работающих в России иностранцев в 1995 году составляло более 200 тысяч человек.

     С проблемой миграции связаны проблемы беженцев, вынужденных переселенцев, иммигрантов-нелегалов. По оценкам экспертов, в России находится около 2 млн. иммигрантов-нелегалов, 500-700 тысяч беженцев из «дальнего зарубежья» (Афганистан, Вьетнам, Китай) и около 5 млн. из стран СНГ.

     Экспорт рабочей силы оказывает сильное  влияние на национальную экономику. Так, например, в Пакистане денежные переводы в страну от работающих за рубежом пакистанских граждан в 5 раз превышают поступления от экспорта товаров и услуг. В Йемене в отдельные годы переводы эмигрантов в 30 раз превышали поступления от экспорта. В Египте в 80—90-е годы эксплуатация Суэцкого канала давала прибыль в размере, примерно, 1 млрд. долларов в год, туризм — более 600 млн. долларов, а переводы эмигрантов — более 3 млрд. долларов. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят от поступлений от эмигрантов.

     В ЕС по состоянию на середину 90-х годов XX века насчитывалось 13—15 млн. мигрантов и членов их семей; в Саудовской Аравии — около 4 миллионов; Австралии — 200 тысяч.

     Государство вправе определять тот или иной порядок  в том что касается пересечения  границы своими гражданами и иностранцами, устанавливать условия пребывания иностранцев и условия их допуска к трудоустройству.

     Однако  международное право задает определенные рамки, в которых «вращается»  внутригосударственное право. В  данном случае это статья 13 (п. 2) Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48 г.: «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну», — а также принцип предоставления национального режима иностранным гражданам на своей территории при соответствующих исключениях из него.

     Решающую  роль в определении правового  статуса мигрантов играют иммиграционные и другие законы, административные (и прочие подзаконные) акты.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы