Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа
Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы………………………………………………………………………………..5
1.Теории международной миграции………………………………………...5
2.Виды трудовой миграции………………………………………………….8
3.Причины международной миграции…………………………………..10
4.Международно-правовые основы международной трудовой миграции…………………………………………………………………..13
Раздел 2. Динамика миграции рабочей силы в международных отношениях……………………………………………………………………...18
1.Формирование международной системы миграции рабочей силы……18
2.Тенденции и перспективы международной миграции рабочей силы по данным ООН………………………………………………………………22
3.Западная Европа – крупнейший центр притяжения рабочей силы в мире с 1950-х гг……………………………………………………………………32
Раздел 3. Регулирование миграции рабочей силы на международном уровне…………………………………………………………………………….34
1.Международное трудовое право…………………………………………34
2.Пограничная безопасность в ЕС…………………………………………47
3.Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС……...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..67
В
зависимости от времени пребывания
на территории другой страны (другого
региона одной страны) выделяют постоянную,
временную и маятниковую
Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.
Временная (краткосрочная) миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).
Маятниковая
миграция является особым видом миграции
в зависимости от времени и представляет
собой передвижения работающих к месту
работы из одного региона в другой и обратно
к месту своего жительства в случае, если
срок отсутствия лица на постоянном месте
составил менее одной недели.
Структура
народонаселения мира включает два
типа людей в зависимости от количества
прожитых лет: трудоспособную часть - условно
в возрасте 15-60 лет - и нетрудоспособную
часть - дети и старики. К первой категории
принадлежит примерно 70% населения,
хотя величина этой доли варьируется
от региона к региону. Так, в Азии
и Африке велик процент
В свою очередь трудоспособное население подразделяется на экономически активное и неактивное, причем последнее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на содержании государства, а также лиц без определенного места жительства. Экономически активная часть общества, принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внутренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).
Международная
миграция рабочей силы имеет длительную
историю (еще до новой эры люди
переезжали из одного государства в
другое в поисках занятий), но только
в XX в. она превратилась в одну из
ведущих форм движения факторов производства,
а значит, и отдельную сферу
международных экономических
• интернационализацией хозяйственной жизни;
• невиданными социально-демографическими изменениями;
• революцией в науке, технике и сфере информации;
• развитием интеграционных процессов;
• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК).
Все
эти факторы способствовали усилению
подвижности трудоспособного
Среди факторов, заставляющих граждан искать работу за пределами родины, главными являются стремление к улучшению качества жизни и эффективному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безработица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.
Так же, причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Причины
экономического характера кроются
в различном экономическом
Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие, специалисты и ученые.
Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
Важно отметить, что современные государства прилагают усилия по регулированию трудовой миграции. Правовое выражение взаимной заинтересованности направляющих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импортеров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области оказывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM).
Примером
региональной структуры, занимающейся
защитой прав трудящихся мигрантов,
служит западноевропейский Межправительственный
комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Базовыми международными нормативными
актами, которые регулируют отношения
в рамках МРРС, являются Конвенции
МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов
регулируют вопросы найма мигрантов,
гарантий их прав, борьбы с нелегальными
каналами миграции и т. д.
Учитывая,
что правительство каждой страны
суверенно в своем праве
Важная особенность международной миграции
рабочей силы состоит в том, что регулирование
данного процесса осуществляется двумя
(или более) субъектами, воздействующими
на разные стадии перемещения населения
и преследующими зачастую несовпадающие
интересы. Если страна-импортер рабочей
силы в большей степени отвечает за прибытие
и использование мигрантов, то в функции
страны-экспортера рабочей силы в большей
степени входит регулирование оттока
и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.
В
настоящее время значительное число
учреждений и организаций, прежде всего
в рамках ООН, а также региональных
группировок занимаются проблемами,
связанными с миграцией населения
и трудовых ресурсов.
Так, Комиссия ООН по народонаселению
располагает соответствующим фондом,
часть которого используется на субсидирование
национальных программ в области миграции
населения. Деятельность МОТ в качестве
одной из целей предусматривает регулирование
миграции населения. Ряд международных
договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией
здравоохранения), содержит специальные
нормы, которые касаются физического состояния
трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО
имеются положения, направленные на улучшение
образования трудящихся-мигрантов и членов
их семей. Возрастает роль Международной
организации по миграции (MOM), целью которой
является обеспечение упорядоченной и
плановой международной миграции, ее организация,
обмен опытом и информацией по указанным
вопросам. В Западной Европе деятельностью,
связанной с обеспечением и защитой прав
трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный
комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Соответствующие документы международных
организаций имеют большое значение применительно
к национальному законодательству, поскольку
при формировании национальной политики
в области внешней трудовой миграции должны
быть учтены требования международных
конвенций.
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
Два
приложения к Конвенции касаются
найма, размещения и условий труда
мигрантов, еще одно - вопросов ввоза
мигрантами личного имущества, рабочих
инструментов и оборудования. В приложении
1, в частности, указывается, что посреднической
деятельностью по трудоустройству
мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо, находящееся у
него на службе и действующее от его имени,
при наличии разрешения от компетентных
властей и под их контролем;
• частное агентство, получившее на это
предварительное разрешение компетентных
властей территории, на которой данные
операции будут производиться, при соблюдении
условий и в тех случаях, которые могут
быть предусмотрены либо законодательством
данной территории, либо соглашением между
компетентными органами принимающей и
направляющей стран.
В
данной Конвенции также указывается,
что лицо или организация, способствующие
незаконной миграции, подлежат соответствующему
наказанию. В ней подчеркивается
также необходимость
Документы
МОТ провозглашают равенство
мигрантов с гражданами страны пребывания
также и в уровне минимальной
заработной платы, а в тех странах,
где это предусмотрено
Статья
9 Конвенции № 97 закрепляет право
трудящегося-мигранта на свободный
перевод полученных валютных средств
на родину.
Международными стандартами предусматривается
также возможность для трудящихся-мигрантов
получить образование или повысить квалификацию
в стране пребывания. Так, в Рекомендациях
МОТ для мигрантов оговаривается равный
с гражданами принимающей страны доступ
к получению образования.