Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы………………………………………………………………………………..5
1.Теории международной миграции………………………………………...5
2.Виды трудовой миграции………………………………………………….8
3.Причины международной миграции…………………………………..10
4.Международно-правовые основы международной трудовой миграции…………………………………………………………………..13

Раздел 2. Динамика миграции рабочей силы в международных отношениях……………………………………………………………………...18
1.Формирование международной системы миграции рабочей силы……18
2.Тенденции и перспективы международной миграции рабочей силы по данным ООН………………………………………………………………22
3.Западная Европа – крупнейший центр притяжения рабочей силы в мире с 1950-х гг……………………………………………………………………32

Раздел 3. Регулирование миграции рабочей силы на международном уровне…………………………………………………………………………….34
1.Международное трудовое право…………………………………………34
2.Пограничная безопасность в ЕС…………………………………………47
3.Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС……...61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..67

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!.docx

— 138.10 Кб (Скачать)

     Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие  граждан стран пребывания и иностранцев  или лиц без гражданства в  области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую  Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

     Согласно  Конвенции МОТ 1975 г., государства  должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать  необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые  государствам в отношении равенства  в образовании, занятости, социального  обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов  или членов их семей. 
Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

     Ратификация заинтересованными государствами  международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления. 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  2. Динамика миграции рабочей силы в международных отношениях

    1. Формирование международной системы миграции рабочей силы

     Международная миграция рабочей силы – переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие, вызванное причинами  экономического (различия в уровне оплаты труда) и иного характера. Одним из наиболее распространенных объяснений миграции является следующее: миграция обусловлена суммарным  действием факторов, имеющих экономическую, демографическую, социальную, политическую природу. Основным детерминантом миграции является разрыв между разными группами стран в уровнях экономического развития и уровнях и качестве жизни людей.

     Международная миграция рабочей силы принимает  форму эмиграции (выезд) и иммиграции (въезд). Разность этих потоков образует миграционное сальдо. Количественными  показателями межстранового перемещения  трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. В соответствии с методологией составления  платежного баланса нерезидентом считается  частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает  в стране более года, то в целях  статистического учета он переклассифицируется в резиденты. Показатели, связанные  с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций.

     По  данным ООН, в 2005 г. общее количество международных мигрантов составило 191 млн., по сравнению с 1970 г. их число  выросло в 2 раза. Около 60 % проживают  в более развитых регионах. В 90-гг. XX в. нетто-иммиграция в развитых регионах обеспечила 56 % демографического прироста, в том числе в Западной Европе – 89 %. В основных странах иммиграции мигранты составляют 10–25 % экономически активного населения. По данным социологических  опросов 59 % опрошенных украинцев в  возрасте от 30 до 54 лет хотели бы выехать  работать за рубеж, при объяснении преобладали  экономические причины (но только 16 % из опрошенных имели высшее образование).

     Начало  формированию мировой системы миграции трудовых ресурсов было положено западноевропейскими  странами. В XVI­XVII вв. Англией, Португалией, Францией, Голландией и Данией были насильственно вывезены для работы в Новом Свете 15 млн. жителей Африки. После отмены рабства колониальные державы стали привлекать на свои заморские территории иностранных  работников на контрактных условиях. Основную часть таких мигрантов  составляли выходцы из Индии и  Китая. По оценкам МОТ, в подобную миграцию в XIX – начале XX вв. были вовлечены  от 12 млн. до 37 млн. человек. Одновременно усилилась эмиграция и из самой  Европы. Если после открытия Америки  до 1800 г. в Новый Свет переехали  около 2 млн. европейцев, то в 1846–1939 гг. в условиях демографического подъема  – уже 60 млн. человек, из которых 38 млн. направились в Америку, 7 млн. –  в Канаду, 7 млн. – в Аргентину, 4,6 млн. – в Бразилию. Вплоть до середины прошлого века европейцы составляли большинство всех международных  мигрантов.

     После Второй мировой войны система  международной экономической миграции подверглась изменениям. В составе  миграционных потоков повысился  удельный вес мигрантов из развивающихся  стран. Например, в США в 1951–1990 гг. доля выходцев из стран Латинской  Америки и Азии увеличилась с 12 до 88 % от общего числа иммигрантов, доля же европейцев упала до 10 %. Западная Европа, испытывая в послевоенный период нехватку трудовых ресурсов, сама стала центром притяжения мигрантов. В 50-е гг. западноевропейские страны инициировали крупномасштабный импорт полуквалифицированной рабочей  силы. За два с небольшим десятилетия  в регион прибыли около 20 млн. иностранных  работников. Причем 2/3 из них были сосредоточены  в Германии и Франции, где составляли 10–12 % рабочей силы. Привлечение  рабочей силы из-за рубежа осуществлялось западноевропейскими странами двумя  способами: временный прием иностранных  работников на принципах ротации  и прием поселенцев. К первому  типу относилась иммиграционная политика Германии, ко второму – иммиграционная политика Великобритании. В иммиграционной политике Франции сочетались оба подхода. В 60-е гг. трудовая миграция (исключая жителей колоний Великобритании и Франции) носила, как и предусматривалось, возвратный, обусловленный экономической конъюнктурой характер. В последующие годы после прекращения западноевропейскими странами в период экономического кризиса начала 1970-х гг. импорта рабочей силы, все больше мигрантов стали уклоняться от возвращения на родину. Для репатриации иностранным работникам предоставлялись единовременная финансовая помощь, а также возможность прохождения курсов переподготовки, организованных совместно со странами-экспортерами рабочей силы. Но такие меры не принесли ожидаемых результатов: из 20 млн. мигрантов, работавших в Западной Европе, на родину вернулась половина.

     Западноевропейские  страны в течение длительного  периода воздерживались от возобновления  импорта рабочей силы. Тем не менее, и в условиях антииммиграционных рестрикций 1970–1980-х годов правительства  под давлением предпринимателей соглашались на приглашение иностранных  работников. И, несмотря на то, что граждане ЕС еще в 1968 г. получили право свободы  передвижения и занятости на его  территории, по сравнению с численностью мигрантов из третьих стран, численность  граждан ЕС, работавших за пределами  стран происхождения (около 2,5 млн. человек), была ниже, и не превышала 44 % иностранного персонала европейских предприятий.

     В послевоенные годы в США трудовая иммиграция, осуществлявшаяся в отличие  от Германии и Франции главным  образом по частным каналам, также  приняла большой размах. В соответствии с программой "Брасеро", инициированной еще в годы Второй мировой войны  и осуществлявшейся до 1964 г., мексиканским рабочим разрешалось временно работать в США. За время действия программы было принято около 5 млн. работников, занятых в основном в сельском хозяйстве США. Столько же мексиканских мигрантов прибыли в этот период в страну нелегально, что послужило поводом для прекращения действия программы.

В современной  структуре экономической миграции согласно классификации В. Бенинга, выделяются четыре основных типа:

  1. миграция неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы для временной работы по контракту;
  2. миграция для постоянной работы за рубежом;
  3. миграция технических и управленческих работников, бизнесменов и лиц, занятых реализацией заграничных проектов, включающая индивидуальную миграцию профессионалов и бизнесменов по собственному усмотрению; передвижение менеджеров и технических специалистов в рамках ТНК. Но этот тип характеризуется небольшими масштабами. Например, доля американских граждан, занятых в 1989 г. в зарубежных филиалах; ТНК (в основном на высших должностях), не превышала в среднем 0,3 % их персонала, что связано с высокими расходами на содержание таких служащих за границей и более выгодными условиями найма местного высококвалифицированного персонала, а также активным использованием передовых средств связи;
  4. миграция с целью получения профессионального образования и практической подготовки, организуемая более развитыми государствами для продвижения на зарубежные рынки и последующего использования своих технологий, оборудования, опыта работы и т. д.

     Первые  два типа миграции характеризуются  наибольшей массовостью.

На рубеже XX–XXI вв. в развитых странах вновь  обострилась проблема нехватки трудовых ресурсов, вызванная падением рождаемости  и усилением структурных диспропорций на рынке рабочей силы. Численность  экономически активного населения "стареющего континента'' сократится со 145 млн. в 1990 г. до 135 млн. человек в 2020 г. Чтобы к 2050 г. удержать численность  населения ЕС на уровне 2000 г., надо ежегодно принимать 949 тыс. иностранцев.

2.2. Тенденции и перспективы международной миграции рабочей силы по данным ООН

     Проблемы  международной миграции остаются в  числе приоритетных вопросов повестки дня Организации Объединенных Наций (ООН). В сентябре 2006 года на Генеральной  Ассамблее ООН впервые был  проведен диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, в 2013 году планируется  провести вторую подобную встречу.

Основной  информационной базой для анализа  тенденций и перспектив международной  миграции служит Глобальная база данных по миграции, поддерживаемая Отделом  народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

     В июле 2009 года была представлена обновленная  версия базы данных пересмотра 2008 года (Trends In Total Migrant Stock: The 2008 Revision), содержащая сведения о международных мигрантах  в 1960-2010 годах <…> по 212 странам и  территориям мира и в 1990-2010 годах  по 2301 странам и территориям мира, а в ноябре 2009 года - подборка статистических данных о числе международных  мигрантов, их доле в общей численности  населения и доле женщин среди  них (экстраполяционные оценки на 1 июля 2010 года), среднегодовом темпе  прироста числа мигрантов в 2005-2010 годах и увеличении их числа за счет чистого миграционного прироста, о числе беженцев (по данным УВКБ ООН на конец 2008 года), об абсолютном и относительном миграционном приросте населения стран в 2005-2010 годы, размерах денежных переводов международных  мигрантов в 2007 году (International Migration 2009. Wall Chart).

     Примерно 70% статистических данных, использовавшихся для оценки численности международных  мигрантов пересмотра 2008 года, получены из данных переписей населения, проведенных  в период между 1955 и 2008 годами, 17% получены из регистров населения, а остальные 13% - из выборочных обследований, проведенных  по репрезентативной национальной выборке, или иных источников.

     1. Из-за дезинтеграции ряда государств (СССР в 1991 году, Чехословакии  в 1993 году, Югославии – начиная  с 1992 года и заканчивая 2006 годом,  когда разделились Сербия и  Черногория) во вновь возникших  государствах многие «внутренние  мигранты» стали «международными», однако оценить их численность  в ретроспективе до 1990 года невозможно. Объединение Западной и Восточной  Германии в октябре 1990 года, напротив, привело к сокращению числа  международных мигрантов в объединенном  государстве. Эти изменения ограничивают  сопоставление данных не только  по этим странам, но и некоторым  регионам Европы и Азии.

     2. Понятия «развивающиеся» (сейчас  в ООН используется более корректный  термин "менее развитые регионы") и «развитые» страны ("более  развитые регионы") используются  в работах ООН лишь для статистических  целей и не обязательно отражают  оценку уровня, достигнутого той  или иной страной в процессе  развития, причем используемый термин "страна" в ряде случаев относится  к отдельной территории или  району страны.

     К развитым странам относят все  страны и территории Европы и Северной Америки, а также Австралию, Новая  Зеландию и Японию, к менее развитым – все регионы Азии (кроме Японии, но включая закавказские республики Азербайджан, Армению и Грузию), Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна (далее мы будем пользоваться наименованием «Латинская Америка»), Меланезии, Микронезии и Полинезии.

     За 2005-2010 годы число мигрантов в мире увеличилось на 18,7 миллиона человек.

     Темпы прироста числа международных мигрантов  в целом по миру увеличились в  текущем десятилетии, по сравнению  с 1990-ми годами. Если в 1990-1995 годах среднегодовой  тем прироста общей численности  международных мигрантов в мире составлял 1,3%, в 1995-2000 годах – 1,5%, то в 2000-2005 и 2005-2010 годах – по 1,8% в год (рис. 2.1.). При этом, если исключить беженцев из числа международных мигрантов, их число росло даже быстрее в предшествующие пятилетия (1990-2005 годы), но в 2005-2010 годы темпы прироста этой «очищенной» группы международных мигрантов оказались несколько ниже, чем с учетом беженцев (1,7% в год).

     Темпы прироста числа международных мигрантов  в развитых странах в 1900-2005 годах  были заметно выше, чем в развивающихся, однако в 2005-2010 годы соотношение поменялось: темпы прироста числа международных  мигрантов в развивающихся странах (с учетом беженцев) превысили темпы  прироста международных мигрантов (с учетом беженцев и исключая их) в развитых странах, увеличившись до 2,0% в год. Если же из общего числа  международных мигрантов в развивающихся  странах исключить беженцев, темп прироста окажется несколько ниже (1,6%), хотя раньше именно эта категория  росла быстрее.

                              

     рисунок 2.1. Среднегодовой темп прироста численности международных мигрантов в мире и двух основных группах стран, %

     Среднегодовой темп прироста числа международных  мигрантов в 2005-2010 годы среди крупных  регионов мира был особенно высок  в Южной Африке (7,3%) и Южной  Европе (5,2%). В Восточной Африке и  Средней Азии наблюдалось сокращение числа международных мигрантов (рис. 2.2). Сокращение числа международных мигрантов отмечалось в 4 из 5 бывших среднеазиатских республик СССР, кроме Казахстана, а наиболее значительным оно было в Киргизии - на 5% в году, тогда как в остальных составляло примерно по –1,5% в год.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы