Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:21, доклад
Наступление XXI века можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.
Введение
Глава 1. Общая характеристика машиностроения как отрасли промышленности
1.1. Определение отрасли, ее структура
1.2. Хронологическая классификация отраслей машиностроения
1.3. Сырьевые ресурсы отрасли
1.4. Размещение отрасли
Глава 2. Машиностроительный комплекс США
2.1. Общая характеристика машиностроительного комплекса США
2.2. Автомобилестроение
2.3. Авиаракетно-космическая промышленность
2.4. Судостроение
2.5. Электротехническая и электронная промышленность
Глава 3. Место США в мировом машиностроении
3.1. Место США в мировом машиностроении в конце 80-х годов
3.2. Место США в мировом машиностроении в конце 90-х годов
Заключение
Приложения
Библиографический список использованной литературы
ление
Введение
Глава 1. Общая характеристика машиностроения как отрасли промышленности
1.1. Определение отрасли, ее структура
1.2. Хронологическая
классификация отраслей
1.3. Сырьевые ресурсы отрасли
1.4. Размещение отрасли
Глава 2. Машиностроительный комплекс США
2.1. Общая
характеристика
2.2. Автомобилестроение
2.3. Авиаракетно-космическая промышленность
2.4. Судостроение
2.5. Электротехническая и электронная промышленность
Глава 3. Место США в мировом машиностроении
3.1. Место США в мировом машиностроении в конце 80-х годов
3.2. Место США в мировом машиностроении в конце 90-х годов
Заключение
Приложения
Библиографический
список использованной
литературы
Введение
Наступление XXI века можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.
В полной мере этот вывод относится к США. США – лидер мировой экономики, одни из крупнейших по территории и населению стран мира. По уровню развития производительных сил, масштабом своего хозяйства страна значительно опережает любую из других развитых стран. США – одни из самых высокоэффективных хозяйств в мире.
Основа хозяйства США- промышленность. А самой крупной отраслью американской промышленности является машиностроение. Целью данной курсовой работы является комлексное рассмотрение этой отрасли, истории ее развития, всех ее особенностей и современного состояния.
К задачам курсовой работы можно отнести:
1) Определение отрасли и ее значения – для промышленности в целом и для промышленности США в частности;
2) рассмотреть хронологическую классификацию машиностроения- когда появились те или иные отрасли машиностроения, что способствовало их появлению;
3) выявить сырьевые ресурсы данной отрасли и их наличие в США;
4) охарактеризовать важнейшие подотрасли машиностроения;
5) выяснить место США в мировом машиностроении.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам:
Первая глава дает определение отрасли, раскрывает ее структуру, классификацию подотраслей, сырьевую базу, размещение предприятий.
Вторая глава более подробно освещает важнейшие подотрасли машиностроительного комплекса США.
Третья глава выявляет место США в мировом машиностроении.
При подготовке
работы была использована различная
литература: учебная, научная, статьи из
периодических изданий, ресурсы
с сайтов глобальной сети Internet.
Глава 1. Общая характеристика машиностроения как отрасли
промышленности
1.1. Определение отрасли, ее структура
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной». Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. В США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50% [8].
Машиностроение
– наиболее крупная комплексная
отрасль, определяющая уровень научно-технического
прогресса во всем народном хозяйстве,
поскольку обеспечивает все отрасли
машинами, оборудованием, приборами, а
население – предметами потребления.
Включает также металлообработку, ремонт
машин и оборудования. Для нее
особенно характерно углубление специализации
производства и расширение ее масштабов.
К перечисленным подразделениям
машиностроения следует добавить и
«малую» металлургию –
r Машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.);
r производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно- дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.);
r производство оборудования для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.);
r для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку. По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение.
Тяжелое машиностроение
отличается большим потреблением металла,
относительно малой трудоемкостью
и энергоемкостью. Оно включает производство
металлоемких и крупногабаритных изделий.
Для общего машиностроения характерны
средние нормы потребления
1.2. Хронологическая
классификация отраслей
В машиностроении
имеется хронологическая
Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др.
К старым отраслям,
возникшим еще в XVIII и первой половине
XIX вв. относится производство металлических
изделий для первичных отраслей
экономики – сельского и
Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.
1.3. Сырьевые ресурсы отрасли
Основным конструкционным материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой. Однако в машиностроении, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.
1.4. Размещение отрасли
Размещение
машиностроения в целом определяется
социально-экономическими факторами
и прежде всего – наличием достаточно
большого количества квалифицированных
трудовых ресурсов, а также –
потребителей готовой продукции. Характерной
чертой машиностроения, влияющей на размещение,
является высокое развитие специализации
и кооперирования. Специализация
облегчает организацию
Размещение
машиностроения в основных чертах совпадает
с размещением городов и
Первый мегаполис – Босваш. Он состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда и его название) и некоторых других, общей площадью 170 тыс. кв. км. Население этой ”главной улицы” страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производится примерно половина промышленной продукции США. Другой мегалополис - Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. кв. км, население – примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего.
Но несмотря
на очень большое разнообразие предприятий,
отдельные штаты выделяются своей узкой
специализацией.
Глава 2. Машиностроительный комплекс США
2.1. Общая характеристика машиностроительного комплекса США
Машиностроительный комлекс отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза. Это можно объяснить тем, что США обладает самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, который является в современных условиях решающим фактором развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятые. В 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. По их объему американские корпорации доминируют во многих отраслях (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Доля стран в финансировании НИОКР основных отраслей частного сектора ОЭСР (100 % для каждой отрасли) в процентах
Отрасль | США | Япония | ЕС | Другие страны |
Электротехника | 47,4 | 18,1 | 26,5 | 8,0 |
Машиностроение | 61,1 | 13,6 | 17,5 | 7,8 |
Аэрокосмическая | 77,8 | 0,0 | 19,4 | 2,7 |
Транспорт | 43,3 | 23,8 | 27,0 | 5,9 |
Металлургия | 33,7 | 29,0 | 25,3 | 11,9 |
Услуги | 29,7 | 20,7 | 26,4 | 23,3 |
Всего | 51,3 | 16,0 | 26,7 | 6,0 |