Машиностроительный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности России. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Это обусловлено тем, что машиностроение создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности. Оно также является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей и обеспечивает занятость довольно большого процента населения. Кроме того, машиностроительный комплекс является отражением степени развития производительных сил в регионах России и дает существенный толчок развитию технологий.

Содержание

1 Место машиностроения в едином народнохозяйственном комплексе страны. Структура отрасли……………………………………...…………………………3
2 Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроения……….….7
3 Особенности размещения машиностроения в России…………………….…...13
4 Современное состояние машиностроения (1998-2010гг.)………………….….22
5 Проблемы и пути перспективного развития машиностроения России……....29
Список использованных источников……………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИСТОРИИ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ

 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  И РАЗМЕЩЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 
 
 

                                                 

 

                                                       Курсовая     работа     по       территориальной

                                                       организации   населения   студента   1   курса

                                                       факультета         управления            Института

                                                       экономики и бизнеса УлГУ, группа  ЭГМУ-11

                                                       Поликарпова   Александра   Александровича

                                                                                            

                                                                 

                                                   

                                                       Научный руководитель доцент Веснина Л.З.

                                                                                    

                                                     

                                                        Работа сдана: __________________________

                                                                                  (дата,       регистрационный

                                                                                   номер)

     

                                                   

                                                        Работа проверена:_______________________

                                                                                     (дата,            рекомендация

                                                                                      руководителя «К защите»   

                                                                                     либо «На доработку»)

                                                           

                                                     

                                                         Защита:_______________________________

                                                                                    (дата, итоговая оценка) 
 
 
 
 
 

г.Ульяновск, 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ 

1 Место машиностроения в едином народнохозяйственном комплексе страны. Структура отрасли……………………………………...…………………………3

2 Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроения……….….7

3 Особенности размещения машиностроения в России…………………….…...13

4 Современное состояние машиностроения (1998-2010гг.)………………….….22

5 Проблемы и пути перспективного развития машиностроения России……....29

Список использованных источников……………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Место машиностроения в едином народнохозяйственном комплексе страны. Структура отрасли 

        Машиностроение является  ведущей отраслью промышленности России. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Это обусловлено тем, что машиностроение создает машины и оборудование, используемое в других отраслях, и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности. Оно также является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей и обеспечивает занятость довольно большого процента населения. Кроме того, машиностроительный комплекс является отражением степени развития производительных сил в регионах России и дает существенный толчок развитию технологий.

       Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, аппаратов, приборов, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования (автомобили, приборы и т.д.). Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

     Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-техническим обеспечением всех отраслей народного хозяйства. В структуре производства промышленности в целом машиностроение занимает лидирующие позиции, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.  

Таблица 1 - Структура производства продукции по основным отраслям промышленности [12]

  1992 1998 2002 2005 2007 2008 2009
Вся промышленность 100 100 100 100 100 100 100
электроэнергетика 8,2 10,5 11,2 10,1 9,2 8,8 8,5
топливная промышленность 14,0 16,9 18,1 16,9 15,8 15,9 16,4
Из  нее:              
Нефтедобывающая 9,0 10,9 12,0 11,1 10,4 10,7 12,1
Нефтеперерабатывающая 2,3 2,6 2,7 2,5 2,3 2,2 2,1
Газовая 1,4 1,8 1,9 1,8 1,7 1,6 1,6
Угольная 1,2 1,5 1,4 1,5 1,4 1,4 1,3
Черная  металлургия 6,7 7,7 7,8 8,3 8,6 8,1 8,1
Цветная металлургия 7,3 9,0 10,0 10,1 10,3 10,3 10,5
Химическая  и нефтехимическая промышленность 6,4 6,3 6,5 7,3 7,5 7,4 7,3
Машиностроение  и металлообработка 23,8 19,3 17,9 19,2 20,5 20,8 20,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 5,9 5,1 4,5 4,8 4,8 4,7 4,7
Промышленность  строительных материалов 4,4 3,8 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9
Легкая  промышленность 5,2 2,3 1,6 1,7 1,8 1,8 1,7
Пищевая промышленность 14,5 15,3 15,5 14,7 14,9 15,3 15,4
Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 2,1 2,0 1,6 1,6 1,4 1,3 1,2
 
 
 

  Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли. Всего насчитывается более 100 специализированных подотраслей и производств, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции. Этот комплекс на 2000 год включает в себя более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают около 3,9 млн. человек, что составляет 34,5% трудоспособного населения, занятого в промышленности. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся:

  • тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность;
  • химическое и нефтяное машиностроение;
  • станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • приборостроение;
  • тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.

    Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик. Это обуславливает не только разделение на большое количество различных подотраслей, но и оказывает сильное воздействие на размещение производства отдельных видов продукции данного комплекса.

     Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов. Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет специализированное и главное значение, а в других - удовлетворяет внутренние потребности.

    Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тысяч видов различных машин и 130 тысяч деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.

   Машиностроительному комплексу принадлежит одна из главных ролей в осуществление научно – технической революции и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции во всем народном  хозяйстве - это приборостроение,  химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли,  обеспечивающие развитие научно-технической  революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное 
и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р.

    Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса России.  

     За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

  Машиностроение  относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Важное значение имеет увеличение роли восточных районов. 
 

2 Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроения 

       Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии, а также:

  • Наукоемкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
  • Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположено на Урале.
  • Трудоемкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.
  • Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
  • Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах (например, ФГУП «Кумертауское авиационное предприятие»).

Информация о работе Машиностроительный комплекс России