Машиностроительный комплекс США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:21, доклад

Описание работы

Наступление XXI века можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика машиностроения как отрасли промышленности
1.1. Определение отрасли, ее структура
1.2. Хронологическая классификация отраслей машиностроения
1.3. Сырьевые ресурсы отрасли
1.4. Размещение отрасли
Глава 2. Машиностроительный комплекс США
2.1. Общая характеристика машиностроительного комплекса США
2.2. Автомобилестроение
2.3. Авиаракетно-космическая промышленность
2.4. Судостроение
2.5. Электротехническая и электронная промышленность
Глава 3. Место США в мировом машиностроении
3.1. Место США в мировом машиностроении в конце 80-х годов
3.2. Место США в мировом машиностроении в конце 90-х годов
Заключение
Приложения
Библиографический список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ление.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

  Но углубления заслуживает и характеристика некоторых  отдельных отраслей машиностроения. Это относится к станкостроению, как ведущей отрасли общего машиностроения. На пять ведущих стран производителей (Япония, ФРГ, Россия, США, Италия) по стоимости  приходилось 2/3 выпуска станков в  мире. Они же обеспечивали почти 60% их экспорта и 45% импорта. Автомобилестроение за последние десятилетия превратилось в одну из крупнейших отраслей машиностроения, да и всей промышленности. Если перед второй мировой войной все страны производили примерно 4 млн. автомобилей в год, а в 1950 году 10 млн., то в 70-х годах их выпуск превысил 30 млн., в 80-х годах 40 млн., а в начале 90-х годов 45 млн. Из этого количества немногим более 70% приходится на легковые автомобили, а остальное – на грузовые и автобусы. США входят в «первую десятку» стран по выпуску легковых автомобилей – 5,7 млн. (Япония- 9,7).

  Резюмируя, можно утверждать, что к началу 90-х годов в мире сложилось  три главных региона автомобильной  промышленности: Северная Америка (37%), Западная Европа (33%) и Япония (30%). Существенное различие между ними заключается  в том, что в США автомобильная  работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как в  Западной Европе и особенно в Японии – на внешний.

  В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов. Своего пика он достиг в 1975 году, когда  на воду были спущены суда суммарным  водоизмещением в 35 млн. бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн., в 1960 г. – 8 млн.). Но затем эта отрасль вступила в полосу длительного спада и даже кризиса, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Производственные мощности мирового судостроения в наши дни  США используются лишь на 40%.

  По производству радиоприемников США еще в 1980 году входили в первую пятерку  в перечне стран-производителей по миру – 9, 7 млн. приемников -второе место ( первое- Япония, также в пятерке- СССР, ФРГ и Франция). Теперь же все места в «первой пятерке» принадлежат странам Восточной и Юго-Восточной Азии, выпускающим преимущественно дешевые транзисторные радиоприемники. Особенно сильный «рывок» за 80-е годы совершил Гонконг, где радиотехническую продукцию выпускают сотни фирм. Во многом аналогичная ситуация сложилась и в мировом производстве часов. До начала 70-х годов признанным лидером в этой области была Швейцария, выпускавшая примерно 100 млн. наручных часов в год. Но после изобретения кварцевых часов, часовая промышленность этой страны вступила в полосу кризиса, а на первое место выдвинулась Япония. Затем Японию обогнал Гонконг, производящий самые простые и дешевые электронные часы, и теперь в «первой десятке» уже пять азиатских стран.

  3.2. Место  США в мировом машиностроении  в конце 90-х годов

  Машиностроение  занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу  занятых, так и по стоимости продукции. Свыше 90% всей машиностроительной продукции  производят развитые страны. В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай  и новые индустриальные страны Азии. В странах «Большой восьмерки» и  в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся странах  Африки, Юго-Западной Азии и Центральной  Африки машиностроение практически  отсутствует.

  Автомобилестроение  мира. 90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые. Ежегодно в мире выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. США являются одними из крупнейших производителей легковых автомобилей в мире:

  1)  Япония (8,5 млн. шт.);

  2)  США (6,8 млн. шт.);

  3)  Германия (4,4 млн. шт.).

  В десятку  крупнейших производителей автомобилей  входят также Франция, Испания, Южная  Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания. Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

  Железнодорожное машиностроение. Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии.

  Судостроение. Странами – лидерами по производству судов являются: 1) Япония (40% мирового тоннажа судов) 2) Южная Корея (33% мирового тоннажа судов) 3) Германия Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине. Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.

  Авиационная промышленность. Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу и высококвалифицированные  кадры, получила развитие только в экономически развитых странах. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).

  Электротехническая  промышленность. Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах  опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в  новых индустриальных странах –  на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой  структурой, однако, среди лидеров  можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду  развитых или новых индустриальных стран, а также Китай. По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются: 1) Китай (25 млн. шт.) 2) Южная Корея (16 млн. шт.) 3) Япония (15 млн. шт.) По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются: 1) Китай (свыше 50 млн. шт.) 2) Малайзия (более 20 млн. шт.) 3) Сингапур (20 млн. шт.) По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают: 1) Китай (почти 400 млн. шт.) 2) Япония (около 300 млн. шт.) 3) Швейцария (25 млн. шт.)

  США особенно выделяются по производству компьютеров  и промышленных роботов.

  Станкостроение. Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х  годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются: 1) Япония (200 тыс. шт.) 2) Китай (150 тыс. шт.) А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков.

  Сельскохозяйственное  машиностроение. Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский  фактор размещения и поэтому сосредоточено  в главных сельскохозяйственных регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации  сельского хозяйства, сокращают  производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство  развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее  время по производству тракторов  выделяются: 1) Япония (150 тыс. шт.) 2) Индия (100 тыс. шт.) 3) США (около 100 тыс. шт.) Лидирующее положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов, а в остальных странах мира, как правило, производят средние  и мощные тракторы.  

  Заключение

  На основе изложенного в главах материала  можно сделать следующие выводы:

  r  Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности США, ее «сердцевиной». Продукция  предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса  во  всех областях хозяйства. В  США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%

  r  США имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли.

  r  Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. В еще большей мере это относится к трем мегаполисам США, которые фактически образуют три главных машиностроительных района страны.

r  Машиностроительный комлекс отличает высокая наукоемкость, превышающая наукоемкость обрабатывающей промышленности в целом в 2,5 раза.

r  Важной особенностью комплекса является также низкая капиталоекость производства.

r  Среди отраслей машиностроения быстрее других растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето- и ракетостроительная, в значительной мере работающие по военным заказам .

  r  Из отраслей транспортного машиностроения особенно большое развитие получили автомобиле- и самолетостроение.

  r  Машиностроение США насчитывает десятки тысяч предприятий и тысячи фирм, но господствующие позиции в каждой из подотраслей принадлежат небольшому числу крупнейших монополий В мировом машиностроении США лидируют, обгоняя такие высокоразвитые страны, как Япония, ФРГ.

  r  Несмотря на периодические кризисы и периоды спада, машиностроение продолжает занимать видное место в промышленности (и в хозяйстве в целом) Соединенных Штатов Америки. 

Приложение

США откажутся от двигателей внутреннего

сгорания

  Через 10-20 лет  автомобили, оснащенные двигателями  внутреннего сгорания, станут в США  достоянием истории. Такова цель проекта "Автомобиль Свободы", о котором объявил в среду на проходящем в Детройте (штат Мичиган) Североамериканском международном авто-шоу министр транспорта США Спенсер Эйбрахам.

  В рамках поддерживаемого  администрацией США широкомасштабного  начинания, которое коренным образом  революционизирует транспортную систему  в США, три ведущих американских автомобильных корпорации должны будут  разработать и внедрить в массовое производство наземные транспортные средства, работающие на электродвигателях. Конкретно  речь идет о силовых установках, действующих на основе окисления  водорода. Помимо экологической чистоты  таких двигателей, США планируют  за счет их использования полностью  избавиться от зависимости от поставок нефти из-за рубежа. Соединенные  Штаты на сегодня потребляют 25 процентов  добываемой в мире нефти. Новая программа  заменит инициированный в 1993 году администрацией Билла Клинтона проект "Партнерство  за создание нового автомобиля", целью  которого было создание экономичного двигателя внутреннего сгорания, потребляющего 3,45 литра бензина  на 100 км.

  О масштабах  государственного финансирования проекта  создания "Автомобиля Свободы" станет известно в мае, когда администрация  представит свой вариант бюджета. На предыдущую программу государство  в общей сложности выделило 1,6 млрд долларов, еще по 1 млрд ежегодно вносили корпорации "Даймлер-Крайслер", "Дженерал моторз" и "Форд мотор". Уже к 2008 году три "кита" автомобилестроения США должны начать массовое производство так называемых "гибридных" машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, но способных передвигаться и на электротяге.

  10.01.2007 08:10 Андрей Филлипов По материалам РИА "Новости"  

  "Большевик"  Форд хочет устроить  новую революцию  в авто

  мобилестроении

  США стоят  на пороге новой революции, и ее главный  идеолог - Уильям Клей Форд, праправнук человека, которого чтят как отца-основателя автомобильного бизнеса Америки.

  Революционная ситуация в автомобилестроении США  уже давно созрела. Корпорация "Форд мотор", также как и "Дженерал моторз", проиграли 30-летнюю войну с "Тойотой" и другими иностранными компаниями за господство на американском рынке. Более дешевые, красивые, эффективные и модные "иностранцы" успешно вытесняют американские машины. За год стоимость акций корпорации упала на 39 проц, что снизило ее рыночную капитализацию на 10 млрд долларов.

  Так жить дальше нельзя, решил 48-летний Билл Форд, который  возглавил "Форд мотор" семь лет  назад. "Возможно, меня воспринимали немного как большевика, - сказал он журналу "Тайм". - Но когда компания существует более 100 лет, она накапливает  как силу, так и излишний груз, а также приобретает склонность больше оглядываться назад, чем смотреть вперед. Мы гордимся нашей историей, но не она должна определять наш  путь вперед". Революционные идеи "большевика" Форда обретают форму  в сверхсекретном проекте "Пикетт". Правда, он существует пока лишь в головах горстки высших менеджеров "Форд мотор", а потому о каких-то его деталях мало кому известно. Конкретные цели и сроки реализации проекта также засекречены. Единственно, что о нем говорят официальные лица корпорации, это то, что он каким-то образом связан с инновационными идеями легендарного Генри Форда о полимерах на основе масла соевых бобов и о тесной увязке сельского хозяйства с тяжелой индустрией. Иными словами, речь может идти о новом поколении машин, создаваемых из вторичного сырья и годных к многократному использованию. Не даром проект назван по имени мастерской на третьем этаже завода, где Генри Форд и группа инженеров воплощали в жизнь идею автомобильного конвейера и экспериментировали с легкими материалами в надежде создать машину для массового потребителя.

Информация о работе Машиностроительный комплекс США