Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа
Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Машиностроение - приоритетная отрасль промышленного комплекса Свердловской области. В его составе 187 крупных и средних предприятий и организаций, 12 НИИ и КБ, более 140 малых предприятий, 10 бизнес-групп, 3 региональных технологических центра.
1.Введение……………………………………………………………………………………2
2. Тенденции развития машиностроительного комплекса Свердловской области……..3
3. Основные тенденции развития промышленного комплекса…………………………10
4. Проблемы машиностроительного комплекса………………………………………….11
5. Пути решения проблем Свердловского машиностроительного комплекса…………15
6. Приоритетные направления развития машиностроительного комплекса свердловской области………………………………………………………………………19
7.Заключение………………………………………………………………………………..21
8.Список литературы……………………………………………………………………….23
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2. Тенденции развития машиностроительного комплекса Свердловской области……..3
3. Основные тенденции развития промышленного комплекса…………………………10
4. Проблемы машиностроительного комплекса………………………………………….11
5. Пути решения проблем Свердловского машиностроительного комплекса…………15
6. Приоритетные
направления развития машиностроительного
комплекса свердловской области……………………………………………………………
7.Заключение………………………………………………
8.Список литературы……………………………
Введение.
Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Машиностроение - приоритетная отрасль промышленного комплекса Свердловской области. В его составе 187 крупных и средних предприятий и организаций, 12 НИИ и КБ, более 140 малых предприятий, 10 бизнес-групп, 3 региональных технологических центра. В целом машиностроители обеспечивают 22% промышленного производства в области, и есть предпосылки для укрепления этих позиций.
В Свердловской
области активно действуют два
Союза, объединивших предприятия
В данной работе
мы рассмотрим тенденции развития машиностроительного
комплекса, его проблемы и приоритетные
направления развития.
Тенденции развития машиностроительного комплекса Свердловской области.
Машиностроение
Среднего Урала — база развития
мощного Уральского территориально-
В состав машиностроительного комплекса входят предприятия семи подотраслей, и наибольший удельный вес в объеме производства отрасли занимают четыре подотрасли: тяжелое, энергетическое и горное машиностроение — 33,6%, электротехническая промышленность и приборостроение — 22,8%, транспортное машиностроение — 18,9%, нефтегазовое и химическое машиностроение — 10,7%.
Более 2/3 оборудования для металлургических заводов России и СНГ — агломерационного оборудования, машин непрерывного литья заготовок, прокатных станов и иного оборудования — производится на предприятиях Свердловской области.
Около 90% грузовых вагонов России выпускается на одном предприятии Свердловской области — Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле.
Кроме того, на Свердловскую область приходится почти 30% российского производства паровых и газовых турбин, 21% крупных электромашин, 16% силовых трансформаторов.
Основными предпосылками развития машиностроительного комплекса Свердловской области являются:
— выгодное экономико-географическое положение области, наличие развитых транспортных связей;
— развитая сырьевая база;
— наличие
— высокая потребность
в продукции регионального
— разработка и
реализация системы мер серьезной
государственной поддержки
1«Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее – Стратегия) разработан в соответствии с поручением Президента России о приведении стратегий развития субъектов Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ и основывается на действующей системе стратегических документов Свердловской области.
Цель
разработки Стратегии – определение
путей и способов обеспечения
устойчивого повышения
Стратегией социально-
Значительное
увеличение объемов производства возможно
только на основе проведения коренного
технологического перевооружения отрасли,
формирования в машиностроении секторов
"новой экономики", развития станкостроительной
промышленности. Промышленные предприятия,
которые составляют основу экономики
Свердловской области, имеют сегодня ряд
проблем с техническим перевооружением,
связанных с необходимостью существенной
реструктуризации. Им не обойтись без
создания разветвленной инфраструктуры
услуг по логистике, продвижению товара,
сервису, гарантийному обслуживанию, созданию
брендов, рекламе и т.д. Что касается высокотехнологичного
сектора, то его доля будет существенно
возрастать за счет развития машиностроения,
науки и образования, информатизации и
связи, здравоохранения, а также новых
высокотехнологичных
видов деятельности, связанных, прежде
всего с развитием нанотехнологий и др.
Прогноз структурных изменений экономики
Свердловской области представлен в таблице
1.
______________________________
1 www.movp.ru/win/download/5127/
Таблица 1
Прогнозная структура экономики Свердловской области
(инновационный вариант)
Сектора | Доля в добавленной стоимости | |||
2006 год | 2010 год | 2015 год | 2020 год | |
Потребительский сектор | 7,6 | 7,4 | 7,2 | 6,0 |
Высокотехнологичный сектор | 17,0 | 18,1 | 19,8 | 22,0 |
в том числе: | ||||
машиностроение | 7,4 | 7,6 | 8,0 | 9,6 |
новые сектора | 0,0 | 0,2 | 1,1 | 3,0 |
Традиционный сектор экономики | 32,8 | 31,1 | 28,2 | 27,0 |
в том числе: | ||||
металлургия | 20,7 | 20,6 | 20,4 | 14,0 |
Инфраструктурный сектор | 42,6 | 43,4 | 44,8 | 45,0 |
в том числе: | ||||
транспорт | 7,5 | 8,7 | 9,0 | 9,7 |
электроэнергетика | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,2 |
торговля | 23,6 | 24,0 | 24,6 | 24,8 |
Итого ВРП | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В
2020 году структура экономики Свердловской
области будет соответствовать структуре
экономики стран Восточной Европы.
Существенно
возрастет доля высокотехнологичного
сектора – до 22% от ВРП, прежде все за счет
роста доли машиностроения (с 7,4% до 9,6%)
и появления новых секторов, на долю которых
в 2020 году будет приходиться 3% ВРП. Для
сравнения, Концепция долгосрочного развития
России предусматривает рост доли высокотехнологичного
сектора с 10,4% в 2007 году до 17-20% в 2020 году.
Необходимо отметить, что изменение структуры будет происходить поэтапно. На первом этапе (2008-2010 гг.) в большей степени структура сохранит свой прежний вид, в виду определенной инертности традиционных отраслей экономики. Вместе с тем, в этот период существенными темпами возрастут инвестиции в инфраструктурном секторе, что повлечет увеличение темпов роста и резкое увеличение доли этого сектора на втором этапе (2011-2015 гг.). За период 2011-2015 гг. структура инвестиций изменится в сторону высокотехнологичного сектора. Таким образом, второй этап будет иметь подготовительный характер для инновационного рывка на третьем этапе.
На третьем этапе структурной перестройки экономики Свердловской области, отдача от инвестиций в высокотехнологичный сектор существенно увеличит темпы роста и долю наукоемкого машиностроения и обеспечит появление новых высокотехнологичных отраслей, что в полной мере можно будет считать инновационным рывком.
Темпы
роста секторов экономики
представлены по трем вариантам в таблицах
2, 3 и 4. Указанные темпы роста позволят
выполнить целевые установки по темпам
роста ВРП Свердловской области.
Таблица 2
Темпы роста секторов экономики – инерционный вариант
в процентах
2010/2007 | 2015/2010 | 2020/2015 | 2020/2007 | |
Накопленный темп роста | ||||
Потребительский сектор | 116,5 | 137,7 | 127,9 | 205,1 |
Высокотехнологичный сектор | 127,3 | 154,8 | 186,1 | 366,7 |
Традиционный сектор | 113,4 | 128,3 | 136,1 | 198,0 |
Инфраструктурный сектор | 121,8 | 146,1 | 154,2 | 274,4 |
Среднегодовой темп роста | ||||
Потребительский сектор | 105,2 | 106,6 | 105,0 | 105,7 |
Высокотехнологичный сектор | 108,4 | 109,1 | 113,2 | 110,5 |
Традиционный сектор | 104,3 | 105,1 | 106,4 | 105,4 |
Инфраструктурный сектор | 106,8 | 107,9 | 109,0 | 108,1 |
Таблица 3
Темпы роста секторов экономики – инновационный вариант
в процентах
2010/2007 | 2015/2010 | 2020/2015 | 2020/2007 | |
Накопленный темп роста | ||||
Потребительский сектор | 120,7 | 144,0 | 176,9 | 307,6 |
Высокотехнологичный сектор | 132,0 | 161,9 | 257,3 | 550,0 |
Традиционный сектор | 117,6 | 134,2 | 188,2 | 297,0 |
Инфраструктурный сектор | 126,3 | 152,8 | 213,2 | 411,6 |
Среднегодовой темп роста | ||||
Потребительский сектор | 106,5 | 107,6 | 112,1 | 109,0 |
Высокотехнологичный сектор | 109,7 | 110,1 | 120,8 | 114,0 |
Традиционный сектор | 105,5 | 106,1 | 113,5 | 108,7 |
Инфраструктурный сектор | 108,1 | 108,8 | 116,4 | 111,5 |
Темпы роста секторов экономики – оптимистичный вариант
в процентах
2010/2007 | 2015/2010 | 2020/2015 | 2020/2007 | |
Накопленный темп роста | ||||
Потребительский сектор | 131,3 | 166,1 | 188,1 | 410,1 |
Высокотехнологичный сектор | 143,5 | 186,7 | 273,6 | 733,4 |
Традиционный сектор | 127,8 | 154,8 | 200,1 | 395,9 |
Инфраструктурный сектор | 137,3 | 176,2 | 226,8 | 548,7 |
Среднегодовой темп роста | ||||
Потребительский сектор | 109,5 | 110,7 | 113,5 | 111,5 |
Высокотехнологичный сектор | 112,8 | 113,3 | 122,3 | 116,6 |
Традиционный сектор | 108,5 | 109,1 | 114,9 | 111,2 |
Инфраструктурный сектор | 111,2 | 112,0 | 117,8 | 114,0 |
Информация о работе Машиностроительный комплекс в Свердловской области