Машиностроительный комплекс РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью данной работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса республики Башкортостан, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить историю развития машиностроительного комплекса республики;
анализировать современное состояние и структуру машиностроительного комплекса;
анализировать деятельность крупных машиностроительных предприятий республики Башкортостан;
анализировать современные проблемы машиностроительного комплекса;
обосновать тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса;
анализировать возможности использования материалов на уроках географии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Комплексная характеристика машиностроительного комплекса республики Башкортостан……………..…………………….…...5
1.1 История развития машиностроительного комплекса республики…...…....5
1.2 Отраслевая структура машиностроения…………...……………….….…...11
1.3 Особенности размещения машиностроительного комплекса….................13
1.4 Предприятия машиностроительного комплекса республики Башкортостан…………………………………………………………………….15
1.5 Экспортная продукция машиностроения. Внешние экономические связи……................................................................................................................21
ГЛАВА II. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса РБ………………………………………………………………..…..28
2.1 Тенденции развития машиностроения в республике……….……………..28
2.2 Проблемы развития машиностроительного комплекса…………………...32
2.2.1 Проблема оборудования………………………………………………..…32
2.2.2 Проблема кадров…………………………………………………………..33
2.2.3 Проблема инвестиций……………………………………………..………34
2.3 Возможные направления преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..………………………………………..36
2.4 Перспектива развития машиностроения…………………..………….……43
ГЛАВА III. Использование материалов выпускной квалификационной работы на уроках географии……………………………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….55

Работа содержит 1 файл

Машиностроительный комплекс РБ.doc

— 431.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I Комплексная характеристика машиностроительного комплекса республики Башкортостан……………..…………………….…...5

1.1 История развития машиностроительного комплекса республики…...…....5

1.2 Отраслевая структура машиностроения…………...……………….….…...11

1.3 Особенности размещения машиностроительного комплекса….................13

1.4 Предприятия машиностроительного комплекса республики Башкортостан…………………………………………………………………….15

1.5 Экспортная продукция машиностроения. Внешние экономические                связи……................................................................................................................21

ГЛАВА II. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса РБ………………………………………………………………..…..28

2.1 Тенденции развития  машиностроения в республике……….……………..28

2.2 Проблемы развития машиностроительного комплекса…………………...32

2.2.1 Проблема оборудования………………………………………………..…32

2.2.2 Проблема кадров…………………………………………………………..33

2.2.3 Проблема инвестиций……………………………………………..………34

2.3 Возможные направления  преодоления негативных тенденций развития машиностроения………………………..………………………………………..36

2.4 Перспектива развития машиностроения…………………..………….……43

ГЛАВА III. Использование материалов выпускной квалификационной работы на уроках географии……………………………………………….…48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….55

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Машиностроение является технической основой интенсификации материального производства и ведущей  отраслью промышленности. Поэтому технический уровень выпускаемых изделий в значительной мере определяет развитие и уровень всех отраслей промышленности. Машиностроительный комплекс, включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство является материальной базой технического перевооружения. От него зависит, в решающей степени, производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Актуальны также –  обеспечение всех отраслей народного  хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение  технического уровня, качества и конкурентоспособности  продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно – технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Чрезвычайно важными  являются планы реформ оборонной  промышленности, перепрофилирование на выпуск высокотехнологической и конкурентоспособной гражданской продукции.

Цели  и задачи работы. Целью данной работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса республики Башкортостан, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие  задачи:

    • изучить историю развития машиностроительного комплекса республики;
    • анализировать современное состояние и структуру машиностроительного комплекса;
    • анализировать деятельность крупных машиностроительных предприятий республики Башкортостан;
    • анализировать современные проблемы машиностроительного комплекса;
    • обосновать тенденции и перспективы развития машиностроительного комплекса;
    • анализировать возможности использования материалов на уроках географии.

Объектом  исследования является машиностроительный комплекс Республики Башкортостан.

Предметом изучения является проблемы и перспективы развития.

Методы  исследований и использованные материалы.

Была использована научная  литература, соответствующей тематики. Основными являются теоретические, картографические, статистические методы.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 33 источников.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

    1. История развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан

Дореволюционный Башкортостан не имел крупной промышленности и  развитых средств сообщения. В продукции хозяйства доля промышленности составляла всего 15%.

Первая мировая и  гражданская войны сильно подорвали  и без того отсталое хозяйство  Башкортостана. В 1923-1924 гг промышленность республики дала только 30% довоенного объема продукции. В таких условиях началось восстановление и реконструкция хозяйства республики, разрабатывались меры по подъему культуры народа. [7]

Одним из важнейших результатов индустриального развития советской Башкирии явилось создание крупной машиностроительной промышленности, которая стала отраслью ее общесоюзной специализации. Развитию этой отрасли благоприятствовал рост местного спроса на оборудование и машины, а также положение БАССР на путях движения уральского металла в Европейскую часть страны. Машиностроение республики опирается прежде всего на привозной металл близлежащих уральских заводов. Немаловажное значение имело наличие в республике предприятия черной металлургии, удовлетворяющей часть потребностей в металле. Машиностроительные предприятия могут использовать местные древесные и лакокрасочные материалы, резиновые технические изделия, различные химикаты местного производства, местные залежи формовочных земель, огнеупорных глин, флюсовых известняков, а также высокоэкономичные виды топлива – мазут и горючий газ.

«Старт» машиностроения республики начался с очень низкого  уровня, так как в досоветское  время данная отрасль в Башкирии по существу отсутствовала: производились  лишь проволока, гвозди, веялки, ремонтировались  паровозы и речные суда. [20]

Развитию машиностроения в Башкирии положил начало Уфимский завод комбайновых моторов, введенный в строй в годы второй пятилетки. Война ускорила развитие отрасли.

В начале Великой  Отечественной войны в создании мощного военного производства в тыловых районах страны большое значение имела эвакуация промышленных предприятий из западных районов. Перебазирование основных производительных сил из угрожаемых районов страны на восток явилось вынужденной мерой, вызванной крайне неблагоприятной обстановкой на фронте. Вместе с тем оно стало важнейшим звеном в хозяйственной политике, направленной на развертывание в глубоком тылу главной военно-промышленной базы страны.

На территорию Башкирской АССР были эвакуированы крупные  заводы. При этом учитывалось, что  Башкирия, с одной стороны, находилась в глубоком тылу, вне досягаемости налетов фашистской авиации, с другой стороны — ближе к фронту и промышленному центру, чем такие восточные районы страны, как Сибирь, Казахстан и Средняя Азия. В 1941-1942 гг. в БАССР было перебазировано, по данным Р.С.Аюпова, 172 промышленных предприятия, отдельных цехов и установок3. Значительная часть их разместилась в крупном промышленном центре республике - городе Уфе. Всего в Уфу было эвакуировано 36 промышленных и транспортных предприятий. Благоприятные условия для размещения в Башкирии и в частности в Уфе крупных предприятий создавало наличие здесь достаточно мощной черной и цветной металлургии, машиностроительной и нефтеперерабатывающей промышленности, созданных в годы первых пятилеток, а также запасов всевозможных руд, сырья, твердого и жидкого топлива. Все это было исключительно важно в условиях войны, поскольку позволяло ускорить ввод в эксплуатацию эвакуированных заводов и в случаях, когда они восстанавливались как самостоятельные предприятия, и в случаях, когда они сливались с местными заводами. Быстрейшему вводу в строй перебазированных в Уфу предприятий и их дальнейшему развитию способствовало наличие крупного незавершенного строительства и больших, недостаточно уплотненных производственных площадей. Широко развернутое перед войной капитальное строительство и наличие мощных строительных организаций позволило в предельно короткие сроки приспособить имевшиеся готовые площади к потребностям эвакуированных предприятий.

При размещении предприятий учитывались специфика развития экономических районов и отдельных городов, наличие трудовых и энергетических ресурсов. Эвакуированные предприятия машиностроения совместно с промышленностью Уфы составили комплексы заводов: например, объединенный моторостроительный завод на базе Уфимского моторостроительного завода, комплекс заводов по производству широкого профиля низковольтной электроаппаратуры. Переведенные предприятия пищевой и легкой промышленности разместились на существующей сырьевой базе, а эвакуированное оборудование с предприятиями этих отраслей нашло применение в существующих производствах и послужило стимулом для значительного расширения их без особых капитальных затрат. В Уфе разместились предприятия машиностроительной, электротехнической, химической, легкой промышленности.

Большинство эвакуированных предприятий разместилось на производственных площадях родственных предприятий. Оборудование, прибывшее из Запорожского, Гомельского, Изюмского, Станиславского паровозоремонтных заводов, было установлено на Уфимском паровозоремонтном заводе. Уфимские паровозное и вагонное депо приняли оборудование из Одессы. Оборудование Верхневолжского моторного завода было установлено на площадке Уфимского моторостроительного завода. С эвакуацией заводов НКАП СССР в Уфе получило мощное развитие авиационное моторостроение. Осенью 1941 г. широко развернулось строительство на площадках Уфимского моторостроительного завода. Построенный в годы первых пятилеток для производства самой мирной продукции - комбайновых моторов, завод за несколько месяцев довоенного 1940 г. был подготовлен для производства мощных авиационных двигателей. На площадках Уфимского моторостроительного завода было размещено оборудование нескольких заводов авиационного моторостроения, эвакуированных из Рыбинска, Москвы и Ленинграда № 26, № 451, № 231. Продукция завода – авиадвигатели - имела особо важное значение для фронта. Литерные эшелоны с оборудованием, прибывавшие на станцию Черниковка, по возможности нигде не задерживали и пропускали наряду с воинскими. Каждый поезд брался на особый учет транспортным отделом горкома партии. Разгрузка шла на трех эстакадах круглые сутки. В помощь по выгрузке оборудования были мобилизованы железнодорожные и технические средства, мостовой кран и другие. Для перевозки оборудования, прибывшего из Рыбинска, с предприятий и строек Уфы было выделено 20 тракторов, 55 автомашин, 7 подъемных кранов, более 100 лошадей, тысячи людей. Из сельских районов было привлечено 500 подвод. В 40 - 50-градусные морозы, в снежные метели рабочие завода, треста № 3 и предприятий Уфы разгружали оборудование прямо в снег, под открытое небо. Громадное поле было сплошь заставлено первоклассной техникой, многим тогда не верилось, что завод снова можно пустить в эксплуатацию. Обком и горком партии организовали мобилизацию всех сил республики на восстановление и пуск завода. Для размещения завода № 26 выделялись все более или менее пригодные производственные площади. Площадь завода в Рыбинске была 200 тыс. м², в Уфе выделили только 33 тыс. м², остальное требовалось достроить. Несмотря на отсутствие подготовленных производственных площадей, начался монтаж оборудования. «Под открытым небом срочно делаем черновые полы, расставляем по плану будущих цехов. Строители дневали и ночевали на стройплощадке и в цехах... Пол в цехе еще изрыт траншеями, но сразу же начинаются монтажные работы». До конца 1941 г. на заводе было сооружено 10 производственных корпусов, введены в строй литейный, термический, кузнечный цехи, испытательная станция, проложено 42 километра железнодорожных путей, построены депо, помещения для ремонта транспорта. Многотысячный коллектив завода с помощью научных учреждений и конструкторских бюро освоил выпуск нескольких мощных моторов для боевых самолетов. Эти моторы ставились на бомбардировщиках Пе-2, истребителях ЯК-3, ЯК-7, Ж-9. Кроме моторов, завод изготовлял инструменты и приспособления, которыми снабжались 8 родственных предприятий и авиационные соединения, сражавшиеся на фронтах. На запуск производства завода-гиганта ушло всего 6 недель. В августе 1942 г. Уфимский моторостроительный завод стал победителем по итогам социалистического соревнования работников авиационной промышленности.

Для обеспечения  деталями и агрегатами созданного гигантского  моторостроительного завода в Уфу прибыли и вспомогательные производства. Так, с 12 октября по 25 ноября 1941 г. был эвакуирован завод № 161 -единственный завод, обеспечивавший ВВС и заводы НКАП СССР пусковыми свечами. Завод был восстановлен за 42 дня, в срок, утвержденный Башкирским обкомом. Для обеспечения производства кобальтовым стеллитом, необходимым для наварки клапанов моторов и для изготовления инструмента для моторного производства, из Москвы был эвакуирован завод № 49. В апреле 1942 г. был начат выпуск важной оборонной продукции - литьевого сплава стеллита «ВЗК», в мае завод приступил к производству инструмента из твердого сплава. В Уфу был эвакуирован московский завод № 291, который с 1940 г. был главным поставщиком литья для Рыбинского завода.

С целью бесперебойного обеспечения заводов союзного значения №№ 384, 26, а также остальных авиационных заводов, приказом НКАП СССР в Уфе на базе эвакуированного оборудования был размещен Государственный союзный завод № 307 («Гидравлика»). Выпускаемая заводом продукция — прокладки для нужд заводов НКАП и ВВС РККА. Пуск производства на заводе был осуществлен в двухмесячный срок (к 1 января 1942 года). Практически за столь короткое время удалось создать новое предприятие. В октябре 1942 года завод № 307 достиг проектной мощности Ржевского завода. Так появилась в республике резинотехническая отрасль промышленности.

Так за время Великой  Отечественной войны Уфа превратилась в крупный промышленный центр. Если в 1940 году промышленность города включала всего 79 предприятий, в том числе союзного и республиканского значения - 31, областного - 13 и местного - 35, то к концу войны в городе имелось 122 предприятия, в том числе союзного и республиканского значения - 58, областного - 17 и местного - 47. Если объем валовой продукции промышленности Уфы, выпущенной в 1940 г., принять за 100%, то в 1941 г. он составил 214%, в 1942 г. - 370%, в 1943 г. - 440%. Рост производства в значительной мере обусловлен размещением в Уфе эвакуированных предприятий и отдельных производств. Монтаж оборудования большинства эвакуированных в Уфу предприятий, освоение ими оборонной продукции завершились уже к середине 1942 года. Ввод их в эксплуатацию намного увеличил промышленный потенциал столицы республики. На этой основе получили развитие новые отрасли промышленности: авиационное моторостроение, электротехническая, резиновая, химическая. Созданная в столице БАССР в годы предвоенных пятилеток индустриальная база, усиленная эвакуированными предприятиями, в условиях войны стала важным звеном в системе военной экономики. [2]

Следующий ощутимый импульс для своего развития машиностроение получило в 1972 - 1977 гг., что было обусловлено отраслевыми сдвигами в промышленности республики – уменьшением роли сырьевых и повышением роли обрабатывающих производств, в том числе их «верхних этажей».

Информация о работе Машиностроительный комплекс РБ