Машиностроительный комплекс США

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:21, доклад

Описание работы

Наступление XXI века можно представить как обычное течение времени. Но в жизни цивилизации этот период занимает особое место. Именно к этому рубежу человечество подошло с такими достижениями, противоречиями и проблемами, которые не столько разъединяют народы и государства, сколько объединяют их в многообразном, неоднородном, взаимосвязанном мире. И если решение современных глобальных проблем невозможно без участия всех народов земли, то решение проблем внутри каждой страны оказывается недостижимым без активной роли государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика машиностроения как отрасли промышленности
1.1. Определение отрасли, ее структура
1.2. Хронологическая классификация отраслей машиностроения
1.3. Сырьевые ресурсы отрасли
1.4. Размещение отрасли
Глава 2. Машиностроительный комплекс США
2.1. Общая характеристика машиностроительного комплекса США
2.2. Автомобилестроение
2.3. Авиаракетно-космическая промышленность
2.4. Судостроение
2.5. Электротехническая и электронная промышленность
Глава 3. Место США в мировом машиностроении
3.1. Место США в мировом машиностроении в конце 80-х годов
3.2. Место США в мировом машиностроении в конце 90-х годов
Заключение
Приложения
Библиографический список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ление.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

  В Хоторне  “Нортроп” выпускает самый ходкий экспортный истребитель “Тайгер”, а в Пика-Ривера, на заводе, купленном у “Форда”, - прототип “малозаметного” бомбардировщика “Стелс”.  (см. таблицу 2 и рис. 2). 

Талица 2. Аэрокосмические  фирмы США

  Сокращенные наименования   Фирма   Марка
Bell Bell Aircraft Corp.  
Boeing The Boeing Company Boeing
Convair Convair  
Douglas Douglas Aircraft Co. DC
Fairchild Fairchild Hiller Corp.  
GD General Dynamics Corp.  
Grumman Grumman Aerospace Corp.  
Hughes Hughes Aircraft Co.  
Lockheed   Lockheed Aircraft Co. L
LTV LTV Aerospace Corp. (Ling-Temco-Vought)  
MD McDonnell Douglas Corp. MD
NAA North American Aviation Inc. NA
Nortrop Nortrop Corp.  
Republic Republic Aviation Corp.  
Rockwell Rockwell International Corp.  

  Боинг. Компания была основана Уильямом Е.Боингом (1881-1956) через несколько месяцев после  того, как он и офицер американского  Военно-морского флота, Г. Конрад Вестервельдт , разработали свой  двухместный гидросамолет "Б и В" с двумя поплавками.В 1920-х годах компания построила модель 40  и другие аэропланы для доставки почты , а также несколько моделей военных самолетов.В 1928 году компания стала частью "Объединенной Авиационной и транспортной корпорации", которая объединила большое количество авиационных производств  и авиалиний под председательством Уильяма Е. Боинга. В 1934 году, в соответствии с новыми антитрестовыми указаниями, производства самолетов были отделены от воздушного транспорта, и "Боинг", преобразованный в  акционерное общество, становится одной из трех компаний,объединившихся после  ликвидации "Юнайтед Айркрафт энд Траспорт" ( двумя другими стали "Юнайтед Эйрлайнс" и "Юнайтед Эйркрафт")

  В компании "Боинг" работает больше человек, чем во всех других компаниях Вашингтона,  и она является мировым лидером  производства коммерческих реактивных самолетов.

  В послевоенные годы компания , продолжая свои военные  разработки, повернулась в сторону  коммерческой авиации, изготовив в 1954 -55 годах первый американских реактивный авиалайнер, "Боинг-707", который  был введен в эксплуатацию в 1958 году и получил высокую популярность во всем мире.Компания приступила к дальнейшей разработке высокоуспешных серий коммерческих реактивных авиалайнеров. Главным среди них были трехдвигательный "Боинг 727"( представлен в 1964 году) и 747 ( введен в эксплуатацию в 1970 году) (см рис.3). В начале 1980-х годов , в ответ на возрастание европейской и отечественной американской конкуренции , "Боинг" представил две новых модели , 757 и 767 , которые имеют меньший расход топлива и требуют меньшего экипажа для эксплуатации. Коммерческие лайнеры "Боинга" сделали его самым крупным американским экспортером в конце 20-го столетия.

  В 1960 году "Боинг" приобрел компанию "Вертол Эйркрафт", в то время крупнейшего в мире независимого производителя вертолетов.В 1960-х года компания сконструировала и построила первую ступень лунной ракеты "Апполо/Сатурн"  и несколько важных лунных орбитальных струпеней. В 1980-х компанией была разработана межконтинентальная баллистическая ракета "МХ" и крылатая  ракета с запуском с самолета. "Боинг" также был изготовителем системы "АВАКС" и других высокотехнологичных  авиационных систем наблюдения и помогал в разработке бомбардировщика Б-1. Компания создала также в 1970 году  совместное предприятие по производству транзитных грузовых железнодорожных вагонов  , но закрыла его к 1990-м годам.

  Таким образом, "Боинг"  сегодня - это американская компания , являющаяся  во второй половине 20-го столетия самым крупным производителем коммерческих реактивных авиалайнеров. Она была впервые превращена в акционерное общество под именем "Пасифик аэро продуктс компани" в 1916 году, переименована в "Боинг Эйрпланс компани" в 1917 ,  заново зарегистрирована как копрорация в в 1934 году и получила свое текущее имя  в 1961 году , что было сделано для ограничения ее экспансии в областях, близких к производству самолетов. 

  Компания "Боинг" сегодня разрабатывает и производит  коммерческие авиалайнеры, бомбардировщики, танкеры, следящие авиационные системы, вертолеты, ракеты для армии, а также ракетоносители и другую продукцию для космических транспортных устройств. Ее штаб-квартира находится в Сиэтле, штат Вашингтон.

Отраслевые  структурные изменения. В условиях роста  новой экономики  основные факторы  производства и базовые  промышленные технологии становятся доступными для всех стран, интегрирующихся  в глобальную экономику. Основой конкурентных преимуществ для национальных экономик и транснациональных корпораций становятся эффективная глобальная система менеджмента, удобство совершения трансакций, скорость и качество доставки материальной продукции. Эффективность реализации этих функций обеспечивается услугами систем транспортных и информационных коммуникаций, поставщиком значительной части которых является или может являться аэрокосмическая промышленность (АКП).

  Раньше основной функцией АКП было обеспечение национальной безопасности. О значимости отрасли  для решения этой задачи свидетельствует  тот факт, что в 1984 году в структуре  заказов министерства обороны США  доля АКП составила 37%. Решение коммерческих задач аэрокосмическими корпорациями в значительной степени строилось  на основе двойного использования военных  технологий.

  Теперь АКП  развивается прежде всего как средство коммуникаций, обеспечивающее материальную базу для информационных технологий новой экономики. Сейчас АКП из "черной дыры" мировой экономики превратилась в технолоическую базу экономического роста. В частности, это проявилось в изменении структуры заказов. В США с 1987 по 1996 год в общем объеме продаж АКП доля заказов министерства обороны сократилась с 56% до 34%. В европейском АКП доля военных заказов в восьмидесятые годы достигала 75%, в девяностые - снижалась до 40%. На сегодняшний день годовой доход мировой АКП составляет около 180 млрд. ам. долл. Это примерно 0,6% мирового ВВП. Однако данная цифра не в полной мере демонстрирует значимость отрасли для мировой экономики. Годовой денежный оборот других секторов экономики, непосредственно связанных с использованием аэрокосмических технологий, превышает оборот собственно аэрокосмической отрасли примерно в десять раз.

  Современная роль АКП в развитии новой экономики  во многом совпадает с той, которую  в середине XIX века сыграли железные дороги и телеграф. Именно с помощью  этих высоких технологий времен начала промышленной революции была значительно  снижена стоимость и оперативность  транспортных и информационных коммуникаций. Тем самым были интегрированы  национальные рынки различных государств. Рост размеров рынков позволил фирмам реализовать возможности увеличения масштабов производства, возникшие благодаря новым для того времени индустриальным технологиям.

  Для обеспечения  конкурентоспособности национальной промышленности в США была проведена  реструктуризация тех отраслей, которые  стали частью глобальной экономики. Решение этой задачи потребовало  от государственных органов коренного  пересмотра трактовок антимонопольного законодательства и разрешения активного  процесса слияний и поглощений. Так, по мнению председателя корпорации "Локхид Мартин" Н.Огестайна, высказанному по поводу слияния его компании с "Нортроп Грумман", объединение "крупных и здоровых в экономическом плане" фирм не вступает в противоречие с антимонопольным законодательством и не вызовет негативной реакции в Европе. Оно позволит снизить производственные расходы и укрепить лидерство в технологии".

  В АКП ведущие  фирмы тратят на НИОКР до 10% своих  доходов. А в секторах с мелкосерийным  и единичным производством эитот показатель оказывается намного выше. Поэтому в условиях сокращения государственного финансирования НИОКР и закупок военной техники проблема реструктуризации для АКП оказалась особенно актуальна. В результате реструктуризации в США осталось только две корпорации, обладающие полным профилем технологий АКП - "Боинг" и "Локхид Мартин". А недавнее поглощение корпорацией "Боинг" корпорации "Хьюз Электроникс", корпорацией "Дженерал электрик" корпорации "Хониуэлл" привели к усилению консолидации отрасли в секторах производства спутников и двигателей. 

  2.4. Судостроение

  Судостроение  США сильно уступает по значимости другим отраслям машиностроения. Оно  не выдерживает конкуренции с  другими странами мира. Крупнейшими  производителями и экспортерами морских судов в мире, помимо Японии, являются Южная Корея, Бразилия и  Тайвань. Центры судостроения в США  находятся на Атлантическом побережье  и в Мексиканском заливе. Есть судоверфи  в районе Великих озер.

  2.5. Электротехническая  и электронная промышленность

Электротехническая  и электронная промышленность США выпускает продукцию как промышленного, так и бытового назначения.

  Мировой рынок  ЭВМ контролируют американские фирмы  во главе с «Ай-Би-Эм» (IBM), на предприятиях которой в США и по всему  миру занято свыше 300 тысяч человек. Однако по части бытовой радиоэлектроники не только на внешних, но и на своем внутреннем испытывают конкуренцию иностранных (особенно японских) фирм.

  Во всех промышленно развитых странах начался  новый этап НТР. Речь идет о внедрении  в машиностроение гибких автоматизированных производств (ГАП) и систем автоматизированного  проектирования (САРП), основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ), ЭВМ  и специальные транспортные системы. США стали крупнейшим в мирепроизводителем и поставщиком систем автоматизированного проектирования и управления производством, обеспечивая ими около 80% мирового рынка.

  Крупнейшие  центры отрасли – Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон, Питтсбург, Филадельфия, Анахайм, Даллас, Форт-Уэрт.

  Активно происходит процесс кооперирования промышленности и науки. Возникли научно-технические  территориальные комплексы в  различных частях США, например «Силиконовая долина» в Калифорнии (см. рис. 4), которая является ведущим в мире районом по производству полупроводников (1/2 продукции американской электроники). Подобный комлекс сформировался также близ Бостона. 

  Глава 3. Место США в  мировом машиностроении

  3.1. Место  США в мировом машиностроении в конце 80-х годов

  В эпоху  НТР машиностроение возникло и стало  быстро развиваться в десятках новых  стран, поэтому ни одна другая отрасль  промышленности не может сравниться с ним по распространенности в  мире.

  В мировом  машиностроении США занимают далеко не последнее место, точнее – лидируют, обгоняя такие высокоразвитые страны, как Япония, ФРГ.

  США имеют  наиболее полную номенклатуру машиностроительного  производства, включающую все или  почти все его подотрасли.

  Велика роль США и в международном географическом разделении труда разделении [5]. По степени втянутости в МГРТ США  уступает лишь Японии.

  Всего существует три главных машиностроительных региона мира.

  1. Ведущее  место среди них по масштабам  производства (30% мирового) занимает  регион Северной Америки, включающий  США, Канаду, Мексику. Он особенно  выделяется по крупным ЭВМ,  самолетам, ракетно-космической  технике, причем в США почти  половина всей машиностроительной  продукции направляется на экспорт.

  2. Регион  зарубежной Европы по размерам  производства примерно равен  региону Северной Америке и  фактически делит с ним первое-второе  места. В качестве бесспорного  лидера здесь выступает ФРГ,  затем следует Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

  3. Третий  регион включает страны Восточной  и Юго-Восточной Азии, на него  приходится более 1/5 мирового  машиностроения. Лидирует в нем  Япония, которая по темпам роста  этой отрасли опередила и США  и зарубежную Европу. Еще в  середине 50-х годов по стоимости  машиностроительной продукции Япония  находилась на уровне Италии, но к середине 60-х годов достигла  уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 70-х годов намного  его превзошла. Как вытекает  из таблицы, в наши дни по  общим размерам машиностроения  в экспорте Япония – самая  высокая в мире.

Информация о работе Машиностроительный комплекс США