Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа
В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8
1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8
1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17
2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17
2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19
2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30
Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40
3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40
3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные тенденции развития и показатели функционирования машиностроительного комплекса России и Оренбургской области позволяют сделать следующие выводы.
Российское машиностроение - это комплекс отраслей промышленности, выпускающих средства производства, транспорта, предметы потребления длительного пользования и оборонную продукцию. В его состав входят более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают 3,9 млн человек, что составляет почти 35% населения, занятого в промышленности. Кроме предприятий МК включает большое количество научных и конструкторских организаций.
За время построения рыночной экономике в стране (с 1991г.) в машиностроении преобладали негативные тенденции, которые выразились не только в резком сокращении объема производства, износе и старении основных фондов предприятий, но и нарастающем технологическом отставании от развитых стран. Резко ухудшились позиции России на мировом рынке машиностроительной продукции, где ее доля стала составлять всего 0,3%.
Между
тем по прогнозам ведущих научно-
Опыт экономического развития ведущих стран, а также тех, кто смог совершить экономико-технологический рывок свидетельствует о том, что ускоренное развитие машиностроения возможно только при наличии долгосрочной стратегии его развития, направленной на достижение опережающих темпов его технологического обновления. В связи с этим можно сформулировать концептуальные основы технологической модернизации
МК России:
1)проведение промышленной политики, направленной на опережающее развитие обрабатывающего сектора и его взаимосвязь с сырьевым;
2) выявление технологических приоритетов развития МСК, которые могут сыграть роль локомотивов в преобразовании и машиностроения, и экономики в целом;
3)активизация государственного посредством использования всего воздействия;
4)осуществление долгосрочного прогнозирования и управления МСК с горизонтом до 40-50 лет;
5)вариативность стратегии преобразования экспортоориентированных и имеющих большой отечественный технологический задел отраслей возможна стратегия инновационнотехнологического прорыва, для остальных - носящая преимущественно инерционный характер);
6)осуществление
преобразований на всех
Отмечено, что размещение, роль и значение МСК для различных регионов страны весьма различно. В связи с этим при наличии единых концептуальных подходов к управлению и преобразованию комплекса выбор конкретных направлений и форм развития необходимо определять с учетом специфики как самого машиностроения, так и всей промышленности конкретного региона. Это требование обусловлено различиями отраслевого состава федерального и региональных МСК, научно-технологического обеспечения, сложившейся специализации отдельных регионов и др. Вместе с тем, существуют общие закономерности и тенденции изменения как федерального, так и региональных МСК. В частности, начиная с 2000г. усиливаются процессы интеграции машиностроительного производства, которые проявляются в различных формах.
Оренбургская область является регионом, в экономике которого МК играет заметную роль. Возникновение отрасли обусловлено перемещением производительных сил во время Великой Отечественной войны. Послевоенное формирование отрасли детерминировано бурным развитием промышленности на территории региона, наделенного большими запасами природных ископаемых. В результате этих процессов сложились три многоотраслевых территориальных центра концентрации МК: В Оренбурге, Орске и Бузулуке. Вместе с тем, малые и средние предприятия размещены в районных центрах почти по всей территории области. МК области имеет достаточно четкую специализацию, представленную тяжелым, электротехническим, транспортным и сельскохозяйственным машиностроением.
Объективными
условиями возможности
Реальной
долгосрочной целью реализации Концепции
развития и модернизации МСК Оренбургской
области может быть создание материальной
и организационно-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосенко Э.П., Бажанов В.А. Машиностроение как доминанта в стратегиях развития отраслей экономики//ЭКО,2005,№1. – С. 75-90.
2.
Берсенев В.Л., Важенин С.Г., Татаркин А.И.
Стратегия развития Уральского федерального
округа: потенциал роста//Эксперт-2003-№2.-С.42-
3. Гапоненко А. Контуры наукоемкой экономики// Экономист,2005,№10.- С. 55-56 .
4. Губанов С.О. Стратегии развития транспортного машиностроения// Экономист,2007-№5.-С.22-34
5. Губанов С.О. Инерция сырьевого роста//Экономист ,2005,№10.- С.3-15
6.
Гутенев В. Машиностроение - становой хребет
экономики//Умное производство,2008,№2.-С.85-89.
7. Зиновьева Н.В. Амортизационная политика в машиностроении России//ЭКО – 2007 - №5.- С. 182-188.
8. Ивантера В.В., Уязакова М.Н. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030гг.//Доклад института народнохозяйственного прогнозирования – 2007.
9. Инновации. Оренбургская область: выпуск 1/ Под ред. Каган И.И., Петин В.М. Оренбург: издательство ЦНТИ,2004.-288с.
10.Конахина Н. Тенденции в автомобильной промышленности//Экономист. – 2007 - №8.- С.90-96.
11.
Ксенофонтов А.С. Российское машиностроение:
реформирование управления//ЭКО.-2007-№6.-С.
12. Региональная экономика: Учебник для ВУЗов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк; 2-е изд., переработано и дополнено.-М: ЮНИТИ, 2000-472с. ISBN-5-238-00027.
13. Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А. Машиностроительный комплекс в структуре российской экономики//Вестник государственного университета управления. Развитие отраслевого и регионального управления.-2008. №7.- С.94-100.
14. Состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса РФ в современных условиях. Материалы конференции Союза Машиностроителей России.-2009г.