Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5


Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8


1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8

1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17


2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17

2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19

2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30


Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40


3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40

3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68

Работа содержит 1 файл

курсовая(регион).doc

— 377.50 Кб (Скачать)

      Учитывая эффективность программно-целевого подхода к решению сложных технико-экономических и социальных проблем, нужно разработать и принять «Концепцию развития и модернизации МСК Оренбургской области». Основами ее разработки являются:

      - «Основные направления развития машиностроения Российской Федерацию>, утвержденных Правительством РФ в феврале 2004г.;

      - мегапроекты Приволжского и Уральского  федеральных округов по развитию  базовых отраслей машиностроения.

      Период  действия Концепции рекомендуется  установить в 15 лет 2006-2020 гг. При этом горизонт планирования и корректировки составит 3 года.

Внутренняя  структура Концепции должна включать в себя две подпрограммы - по традиционным отраслям и новым производствам  и три периода (этапа).

      Целью первого этапа (2006-2010) является достижение значительного роста загрузки имеющихся мощностей машиностроительных предприятий и осуществление технического перевооружения и модернизации основных фондов для снижения уровня износа. В этот период будет превалировать стратегия дополнительного вовлечения производственного потенциала в экономическую деятельность. Необходимо обеспечить двукратное снижение числа убыточных предприятий, поднять средний уровень заработной платы до уровня ТЭК, добиться резкого снижения текучести кадров.

      Объективной основой реализации данного этапа являются имеющиеся планы предприятий-потребителей машиностроительной продукции по осуществлению модернизации собственного производства. Большинство потребителей стабильно работают и могут аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы (как собственные в виде амортизации и прибыли, так и заемные). В это время следует провести основные работы по выявлению и обоснованию вышеуказанных хозяйственных кластеров.

      Второй  этап (2011-2015 гг.) в качестве главной  должен иметь стратегию обновления производственной базы машиностроения. Именно в этот период должны быть про изведены первые масштабные технологические нововведения. Необходимо обеспечить модернизацию на принципиально новой технологической основе не менее 20-30 % мощностей. Должны быть заложены методологические и организационные основы для формирования программно-целевого кластера по производству телекоммуникационного оборудования.

      Результатом второго этапа должно стать формирование прогрессивных технологических  цепей, позволяющих в полной мере осуществить импортозамещение в тяжелом машиностроении и обеспечить устойчивый экспорт в электротехнической промышленности.

      Третий  этап (2016-2020 гг.) должен пройти под флагом последовательного замещения мощностей  прежней технологической основы на новые, которые соответствуют технологическим совокупностям 5 технологического уклада. Результатом третьего этапа будет автоматизация и роботизация производства основных машиностроительных предприятий, расширение применения гибких производственных систем с возможностью демассификации продукции.

      Структура выпуска продукции должна измениться в сторону доминирования сложных видов техники с высокими показателями энергоэффективности, экологичности и эргономичности. Необходимо освоить производство продукции для новых видов отраслей.

      Реальной  долгосрочной целью реализации Концепции развития и модернизации МК Оренбургской области может быть создание материальной и организационно-экономической базы, позволяющей перейти к инновационной модели развития отрасли для обеспечения в дальнейшем перехода к постиндустриальным технологиям.

      Решающим  фактором перевода предприятия на инновационную  модель развития должен стать кадровый потенциал. Основным направлением развития системы образования и подготовки кадров, которые по профессионально-квалификационным качествам могут обеспечить перевод экономики на высокотехнологичный уровень, а по своему потенциалу могли бы наиболее полно соответствовать требованиям инновационной экономики является формирование профессионально-образовательного комплекса (ПОК).

      Опрос менеджеров ряда машиностроительных предприятий  показал, что основной проблемой  является снижение квалификационного  уровня кадров совокупности с их старением. Молодежь с большой неохотой идет на предприятия с относительно низкой заработной платой. Многие, получив практические навыки в профессии уходят в другие отрасли, часто на работу не по специальности.

      Можно констатировать, что годы рыночных реформ особенно тяжело сказались на тех отраслях, где профессиональный уровень работников был высоким. Наиболее квалифицированные, инициативные работники без труда находят себе применение не только в других отраслях промышленности, но и в новых секторах экономики - таких как банковская деятельность, налоговая служба, предпринимательство. Поэтому очень важно восстановить и сохранить в дальнейшем высокий уровень профессионализма работников МК.

      Можно сказать, что профессиональный, технический  и культурный уровень кадров машиностроения, их отношение к труду - решающие факторы развития производства.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Рассмотренные тенденции развития и показатели функционирования машиностроительного  комплекса России и Оренбургской области позволяют сделать следующие выводы.

      Российское  машиностроение - это  комплекс отраслей промышленности, выпускающих средства производства, транспорта, предметы потребления длительного пользования и оборонную продукцию. В его состав входят более 3300 только крупных и средних предприятий, на которых работают 3,9 млн человек, что составляет почти 35% населения, занятого в промышленности. Кроме предприятий МК включает большое количество научных и конструкторских организаций.

      За  время построения рыночной экономике  в стране (с 1991г.) в машиностроении преобладали негативные тенденции, которые выразились не только в резком сокращении объема производства, износе и старении основных фондов предприятий, но и нарастающем технологическом отставании от развитых стран. Резко ухудшились позиции России на мировом рынке машиностроительной продукции, где ее доля стала составлять всего 0,3%.

      Между тем по прогнозам ведущих научно-исследовательских  организаций машиностроение и в 21 веке сохранит свое значение как материальная база реализации научно-технического прогресса.

      Опыт  экономического развития ведущих стран, а также тех, кто смог совершить экономико-технологический рывок свидетельствует о том, что ускоренное развитие машиностроения возможно только при наличии долгосрочной стратегии его развития, направленной на достижение опережающих темпов его технологического обновления. В связи с этим можно сформулировать концептуальные основы технологической модернизации

МК России:

      1)проведение промышленной политики, направленной на опережающее развитие обрабатывающего сектора и его взаимосвязь с сырьевым;

      2) выявление технологических приоритетов развития МСК, которые могут сыграть роль локомотивов в преобразовании и машиностроения, и экономики в целом;

      3)активизация   государственного посредством использования всего воздействия;

      4)осуществление  долгосрочного прогнозирования и управления МСК с горизонтом до 40-50 лет;

      5)вариативность   стратегии  преобразования экспортоориентированных и имеющих большой отечественный технологический задел отраслей возможна стратегия инновационнотехнологического прорыва, для остальных - носящая преимущественно инерционный характер);

      6)осуществление  преобразований на всех иерархических  уровнях  регулирования развития  управления - макро-, мезо- и микроуровнях.

      Отмечено, что размещение, роль и значение МСК для различных регионов страны весьма различно. В связи с этим при наличии единых концептуальных подходов к управлению и преобразованию комплекса выбор конкретных направлений и форм развития необходимо определять с учетом специфики как самого машиностроения, так и всей промышленности конкретного региона. Это требование обусловлено различиями отраслевого состава федерального и региональных МСК, научно-технологического обеспечения, сложившейся специализации отдельных регионов и др. Вместе с тем, существуют общие закономерности и тенденции изменения как федерального, так и региональных МСК. В частности, начиная с 2000г. усиливаются процессы интеграции машиностроительного производства, которые проявляются в различных формах.

      Оренбургская  область является регионом, в экономике которого МК играет заметную роль. Возникновение отрасли обусловлено перемещением производительных сил во время Великой Отечественной войны. Послевоенное формирование отрасли детерминировано бурным развитием промышленности на территории региона, наделенного большими запасами природных ископаемых. В результате этих процессов сложились три многоотраслевых территориальных центра концентрации МК: В Оренбурге, Орске и Бузулуке. Вместе с тем, малые и средние предприятия размещены в районных центрах почти по всей территории области. МК области имеет достаточно четкую специализацию, представленную тяжелым, электротехническим, транспортным и сельскохозяйственным  машиностроением.

      Объективными  условиями возможности разработки и реализации долгосрочной политики модернизации отрасли в регионе являются сохранение базовыми предприятиями достаточного промышленного и кадрового потенциала, начавшиеся процессы интеграции и активизации кооперационных связей, а также расширяющийся платежеспособный спрос на продукцию машиностроения со стороны отраслей-потребителей.

      Реальной  долгосрочной целью реализации Концепции  развития и модернизации МСК Оренбургской области может быть создание материальной и организационно-экономической  базы, позволяющей перейти к инновационной  модели развития отрасли для обеспечения в дальнейшем перехода к постиндустриальным технологиям.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Амосенко Э.П., Бажанов В.А. Машиностроение как доминанта в стратегиях развития отраслей экономики//ЭКО,2005,№1. – С. 75-90.

      2. Берсенев В.Л., Важенин С.Г., Татаркин А.И. Стратегия развития Уральского федерального округа: потенциал роста//Эксперт-2003-№2.-С.42-65.

      3. Гапоненко А. Контуры наукоемкой экономики// Экономист,2005,№10.- С. 55-56 .

      4. Губанов С.О. Стратегии развития транспортного машиностроения// Экономист,2007-№5.-С.22-34

        5. Губанов С.О. Инерция сырьевого роста//Экономист ,2005,№10.- С.3-15

      6. Гутенев В. Машиностроение - становой хребет экономики//Умное производство,2008,№2.-С.85-89. 

      7. Зиновьева Н.В. Амортизационная политика в машиностроении России//ЭКО – 2007 - №5.- С. 182-188.

      8. Ивантера В.В., Уязакова М.Н. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030гг.//Доклад института народнохозяйственного прогнозирования – 2007.

      9. Инновации. Оренбургская область: выпуск 1/ Под ред. Каган И.И., Петин В.М. Оренбург: издательство ЦНТИ,2004.-288с. 

      10.Конахина Н. Тенденции в автомобильной промышленности//Экономист. – 2007 - №8.- С.90-96.

      11. Ксенофонтов А.С. Российское машиностроение: реформирование управления//ЭКО.-2007-№6.-С.24-35.

      12. Региональная экономика: Учебник для ВУЗов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк; 2-е изд., переработано и дополнено.-М: ЮНИТИ, 2000-472с. ISBN-5-238-00027.

      13. Сайфиева С.Н., Ермилина Д.А. Машиностроительный комплекс в структуре российской экономики//Вестник государственного университета управления. Развитие отраслевого и регионального управления.-2008. №7.- С.94-100. 

      14. Состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса РФ в современных условиях. Материалы конференции Союза Машиностроителей России.-2009г.  

         

   
 
 

Информация о работе Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области