Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5


Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8


1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8

1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17


2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17

2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19

2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30


Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40


3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40

3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68

Работа содержит 1 файл

курсовая(регион).doc

— 377.50 Кб (Скачать)

      Объективной  основой  для  инновационного  развития железнодорожного транспортного машиностроения является наличие развитого железнодорожного транспорта, обеспечивающего до 80% грузооборота и 35% пассажирооборота страны. В перспективе до 2020-2030гг. будет формироваться новые наземные транспортные коридоры для сокращения расстояний и времени на транспортировку грузов между Европой в Юго-восточной Азией через территорию России. По прогнозам экспертов, в России грузооборот ежегодно будет увеличиваться в среднем на 5%, но перевозить грузы будет не на чем, так как износ подвижного состава достигает 75-76%. В целом износ основных фондов в отрасли составляет не менее 60% . В кратко- и среднесрочной перспективе инновации должны быть реализованы в следующих направлениях:

      - расширение производства конкурентоспособных  магистральных и маневровых тепловозов, электровозов, пассажирских и метровагонов;

      - освоение производства новых  грузовых вагонов специального назначения и расширение производства крупнотоннажных контейнеров;

      - развитие локомотивостроения;

      - расширение производства (по объему  и ассортимента) средств  автоматического  управления.

      Главные усилия должны быть направлены на импортозамещение в судо- и авиастроении первостепенной задачей является возобновление производства современных и модернизированных транспортных средств. Главным подходом будет являться применение и развитие технологий и аппаратов двойного назначения.

      Трубопроводный  транспорт находится в более лучшем положении, что определяется его развитием даже в сложные 90-е годы прошлого века. Осуществлялась про кладка трубопроводов в сложных климатических условиях Крайнего Севера, подводных морских средах и т.п. Однако, уровень износа, например, нефтепроводов, достигает 51 %. Требуется развитие данного вида транспорта, что определяет необходимость развития соответствующей отрасли машиностроения. Перспективным направлением являются: производство новых средств диагностики состояния трубопроводов и их ремонта, освоение производства оборудования для глубоководной про кладки трубопроводов в условиях агрессивных сред. Решение поставленных задач на кратко- и среднесрочный период возможно при развитии лизинга.

      В долгосрочной перспективе развитие транспортного машиностроения означает освоение новых транспортных средств, принципиально меняющих структуру транспортного обслуживания и транспортных магистралей.

      Перспективы  тракторного  и  сельскохозяйственного машиностроения во многом определяются действиями государственных и региональных органов управления. Село обеспечено основными видами техники на 40-70% от потребности. Конкурентоспособность на внутреннем рынке и рынке СНГ сохраняется благодаря ценовому фактору. Комбайны и тракторы уступают зарубежным аналогам по ресурсам двигателей, показателям экономичности, эргономичности рабочих мест, технического уровня комплектующих изделий (гидравлики, цепей, ремней). Поэтому главная цель отраслевой науки должна заключаться в повышении технического уровня, надежности и качества сельскохозяйственных машин на основе новых конструкторских решений, применения прогрессивных материалов, ресурсосберегающих технологий с учетом природноклиматических условий регионов. Развитие на протяжении последних 10 лет государственной системы агролизинга позволило сохранить основные предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Однако, дальнейший успех во многом определяется достижением комплексности государственных мер в области лизинга, амортизационной, налоговой и таможенной политик.

      Развитие  третьей группы наукоемких  машиностроительных отраслей формирует основную составляющую высокотехнологичного сектора экономики. Его возрождение должно стать одним из приоритетов не только промышленности, но и всей экономики в целом.

      В станкостроении сложилась наиболее трудная производственно-экономическая ситуация. Инновационные процессы в станкостроении имеют специфику, их результат зависит от развития всей отраслевой науки.

        В приборостроение «точками» роста могут стать предприятия военнопромышленного комплекса, которые сохранили научно-техническую базу достаточно высокого уровня. Необходима умеренная протекционистская политика, направленная на повышение конкурентоспособности и спроса на отечественное оборудование и приборы. Одной из организационных форм может стать создание холдинговых структур горизонтального типа на основе стабильно функционирующих предприятий, ориентированных на создание продукции конечного потребления для конкретных рынков.

      В  ракетно-  и  авиационно-космическом  машиностроении представляется необходимым сохранение за Россией позиций лидерства на мировых рынках. Первоочередной задачей является восстановление производства усовершенствованных ракет-носителей оборонного назначения. До 2020г. Россия может стать основным производителем простых одноразовых и сложнейших многоразовых систем вывода на орбиту полезных грузов, биотехнологических и иных установок. Россия способна первой в мире (совместно с Украиной) реализовать перспективные проекты авиакосмических комплексов с горизонтальным взлетом, обеспечивающих экономичность вывода грузов и пассажиров на орбиту. Данные отрасли машиностроения оказывают особое влияние на развитие всей промышленности и экономики в целом, проявляющееся в мультипликативном эффекте. Современные и перспективные ракетные технологии могут резко усилить возможности добычи нефти и газа, утилизации химических вооружений и отходов. В отдаленной перспективе они могут решить проблему энергетического обеспечения населения планеты при исчерпании традиционных источников энергоресурсов.

      Машиностроение  для биотехнологий - практически  новая отрасль, которую необходимо организовать в ближайшие десятилетия. Данная отрасль включает проектирование и производство специальных термо- и криокамер, адаптивных робототехнических комплексов и т.п. При этом возможности отечественных разработок должны в первое время сочетаться с работой по международным про граммам и проектам.

      Автомобильная  промышленность  является  отраслью, инновационное развитие которой активизирует соответствующие тенденции в металлургии, нефтехимической, электротехнической, электронной и других отраслях. Основные направления инновационной активности определяются изменениями структуры спроса на продукцию. В автобусостроении наблюдается тенденция сочетания количества и качества, что проявляется в создании мегабусов (трехосных автобусов), дуобусов (работающих на двух силовых агрегатах). В производстве грузовых автомобилей акцент необходимо сделать на производстве малотоннажных автомобилей грузоподъемностью 0,3-1,5 т и создание грузовых автомобилей особо большой грузоподъемности до 200-250 т для разработки и добычи полезных ископаемых в районах Сибири и Севера. Главной целью при производстве грузовых автомобилей является усовершенствование конструкций для уменьшения себестоимости пере возок.

      Пути  развития легкового автомобилестроения в краткосрочном периоде продиктованы тенденциями мирового автомобилестроения. Проблемы повышения конкурентоспособности  легковых автомобилей можно представить в следующей последовательности: качество изготовления и надежность, расширение типоразмерного ряда моделей и модификаций, экология, дизайн, эргономика, комфортабельность. В более отдаленной перспективе - до 2030г. будет идти освоение новых транспортных средств: электромобилей, биомобилей, автомобилей с аккумулированием энергии и др.

      Основным  приоритетом экономического развития МСК РФ можно признать формирование интегрированных корпораций, в состав которых должны входить не только специализированные производственные предприятия и подразделения, но и мощные научно-конструкторские и специализированные внутрифирменные подразделения (по изготовлению и ремонту специальных видов инструмента и оснастки, а также для проведения ремонтов уникального оборудования), сервисные, инжиниринговые и иные фирмы. Интеграция разнообразных ресурсов и потенциалов на основе концентрации капитала позволит осуществить перевод машиностроительного комплекса на высокотехнологичный уровень.

      Инвестиционное  обновление активной части основных фондов (ОФ) на инновационной основе в промышленности на 10% ежегодно позволит за 10 лет полностью обновить производственный аппарат в объеме 2005 г., а до 2020 г. обеспечит их прирост примерно на треть. Объем инвестиций, необходимый для обновления 10% активной части ОФ, составляет порядка 450 млрд. руб. в год.

      Потребность в инвестиционном оборудовании для  химической промышленности, а также  потребность в продукции приборостроения  и в строительно-дорожной технике  может быть практически полностью удовлетворена за счет оборудования отечественного производства. Выпуск продукции в этих отраслях при заданных темпах роста превысит необходимый минимум (10% обновления активной части основных фондов) и позволит увеличить объем экспорта продукции на 0,5-0,7 млрд. долл.

      В период до 2010 г. прирост инвестиционного  оборудования отечественного производства будет увеличиваться ежегодно на 10-20% в начале периода и на 7-8% в  дальнейшем.

      Темпы наращивания инновационных мощностей  в большинстве отраслей машиностроения не позволят достичь к 2010 г. 10%-х темпов прироста производства. В разных отраслях переход к росту производства за счет инновационных технологий будет определяться рядом производственных, инвестиционных и технологических факторов и может занять от 2 до 5 лет. Тем не менее к 2010 г. оснащение отраслей промышленности инвестиционной техникой отечественного производства существенно увеличится на 40%, при этом относительно снизится приобретение импортного оборудования.

 

 В приборостроении, химическом и строительно-дорожном машиностроении можно ожидать практически полного импортозамещения инвестиционной техники и экспорт продукции этих отраслей может быть увеличен на 1 млрд. долл.

      В 2011-2015 гг. рост производства в отраслях машиностроения будет определяться, главным образом, инновационно-технологическими факторами.

      Уже к 2015 г. прирост производства оборудования в рамках инвестиционного сценария развития составит по ряду направлений  до 90% ежегодной дополнительной потребности  для 10%-ного обновления основных фондов отраслей промышленности. Речь идет в первую очередь о продукции химического машиностроения, приборостроения и строительно-дорожной технике. Рост производства в этих отраслях позволит увеличить также возможность экспорта соответствующей продукции более чем в 3 раза.

Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

      3.1 Развитие машиностроения области  как органической части МК  России.

      Оренбургская  область, как и другие области  Урала, является регионом, в экономике  которого машиностроение играет заметную роль, занимая 3 место по объему производства после ТЭК и металлургии. Доля продукции машиностроения в объеме промышленного производства составляет около 7,5 %. База для развития машиностроения была заложена в годы Великой Отечественной войны, когда в Оренбургскую область стало поступать оборудование заводов, эвакуированных из западных и центральных районов страны. Значительно позднее - в 60-70-е годы 20 века появились новые машиностроительные предприятия, построенные в соответствии с государственными планами размещения и развития производительных сил страны. Машиностроительный комплекс Оренбургской области представлен более чем 100 предприятиями, из которых крупных и средних - 82. Отдельные отрасли машиностроения - тяжелое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, электротехническое, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение являются специализирующими и занимают важные позиции в машиностроении России.

      Существенным  плюсом МСК в Оренбургской области является непосредственная близость к металлургическим предприятиям, а также кустовое (узловое) размещение. Это позволяет более эффективно решать проблемы обеспечения кадрами, развивать инфраструктуру и кооперационные связи. Недостатком является недостаточная развитость научно-технического обеспечения.

      Основной  центр тяжелого машиностроения - г. Орск, В котором расположен Южно-Уральский машиностроительный завод (ЮУМЗ), выпускающий оборудование для металлургических и горнодобывающих предприятий. Это завод единичного типа производства, производящий продукцию в единственном экземпляре или малыми сериями. Располагает полным циклом производства, начиная от выплавки чугуна и стали и заканчивая сборкой и испытанием готовых изделий.

      Другое  предприятие тяжелого машиностроения г. Орска - завод строительных машин выпускает оборудование для кирпичных заводов, лебедки, транспортеры, копры и другое оборудование для строительной индустрии.

      Второй  центр тяжелого машиностроения - г. Бузулук, В котором расположен Бузулукский завод тяжелого машиностроения, выпускающий буровые станки, оборудование для домен, мартенов, запасные части для металлургического оборудования. Предприятия станкостроения и инструментальной промышленности сосредоточены, в основном, в Оренбурге: это заводы «Гидропресс», «Металлист», станкостроительные и инструментальный. Наиболее крупное предприятие - завод «Гидропресс», выпускающий гидравлические прессы для производства изделий из пластмасс и металлических порошков, листоштамповочные и специальные прессы, кузнечно-прессовое оборудование (усилием от 100 до 700 т). Завод «Металлист» специализируется на выпуске прессов усилием от 10 до 100 т для химической промышленности. Саракташский завод «Сектор» выпускает гидроагрегаты различного назначения, гидронасосы, запасные части для сельхозтехники. В г. Кувандык находится производственное объединение «Долина», выпускающее различные механические пресс-ножницы для резания металла, механические прессы. Освоено производство ветроэнергетических установок. Оренбургский инструментальный завод специализируется на производстве различных видов сверл.

Информация о работе Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области