Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области
Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа
Описание работы
В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8
1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8
1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17
2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17
2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19
2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30
Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40
3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40
3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50
Важной
отраслью МСК области является электротехническая
промышленность. В Медногореке размещается
группа предприятий «Уралэлектро»,
производящие электродвигатели переменноro
тока, магнитные пускатели, контакторы.
Данная продукция поставляется на экспорт,
в том числе в страны дальнего зарубежья.
В Оренбурге находится завод «Инвертор»
- один из крупнейших в России производителей
сложной электротехнической продукции.
ОАО «Инвертор» и завод «Электропреобразователь»
в г. Гае выпускают агрегаты бесперебойного
питания, преобразователи напряжения,
низковольтную аппаратуру, станции управления
для доильных установок и другую продукцию.
Низковольтную аппаратуру (щиты распределительные,
ящики силовые) производит также завод
электромонтажных изделий в г. Орске.
Транспортное
машиностроение представлено одним
из крупнейших в России заводом тракторных
прицепов «ОЗТП-Сармат» (г. Орск), который
В состоянии производить до 50 тысяч прицепов
в год разнообразной модификации. Расположенный
в Оренбурге локомотиворемонтный завод
и завод по ремонту путевых машин в Абдулино
осуществляют ремонт железнодорожного
подвижного состава.
Сельскохозяйственное
машиностроение представлено заводами
«Радиатор» (г. Оренбург) и аналогичным
в г. Бугуруслане. Они специализируются
на производстве водяных и масляных радиаторов
для тракторов и комбайнов. Машины и оборудование
для животноводства и кормопроизводства
производит ОАО «Илецксельмаш» (г. Соль-Илецк).
Небольшие предприятия по ремонту сельскохозяйственной
техники и производству несложных запасных
частей к ней имеются в различных районах
области.
Особняком
стоит такое машиностроительное
предприятие как ФГУП «Стрела» (г.
Оренбург), которое производит учебно-тренировочные
самолеты и осваивает выпуск многоцелевого
гражданского вертолета К-226.
Крупнейшие
в прошлом предприятия оборонного
комплекса - Орский механический и Орский
машиностроительный заводы - в настоящее
время практически полностью
перевели свое производство на гражданскую
продукцию. Орский механический завод
после серии процедур банкротства сосредоточил
свое производство на выпуске бытовой
холодильной техники, известной более
тридцати лет под маркой «Орск». Машиностроительный
завод выпускает буровые замки и иную
аппаратуру для нефтегазовых предприятий,
а также огнетушители и продукцию потребительского
назначения.
Таким
образом, на территории области можно
выделить три многоотраслевых машиностроительных
центра: города Оренбург, Орск, Бузулук.
Кроме того, следует отметить наличие
специализации основных машиностроительных
предприятий, которая в целом соответствует
отраслевой специализации промышленности
области в целом и прилегающих регионов.
Достаточно хорошо машиностроение развито
в территориальном аспекте, что обеспечивает
ряд положительных тенденций в социальной
сфере.
Современный
этап развития машиностроения области
ориентировочно начался в 2003 г. Последние
три года характеризуются не только
положительными тенденциями в производстве
машиностроительной продукции, но и появлением
новых организационно-экономических форм
и направлений. Важнейшими среди них являются
начавшиеся процессы интеграции как в
области собственно машиностроительного
производства, так и взаимодействия предприятий
со своими потребителями, финансово-кредитной
системой и т.п.
Если
в 1990 г. машиностроение производило 23%
валовой продукции промышленности
Оренбуржья, то в 1995г. его доля снижается
до 10,3%, а в 2004г. она составляет 6,9%, что в
3,3 раза меньше чем 15 лет назад. Это объясняется
не столько увеличением объемов производства
других отраслей (главным образом, отраслей
ТЭК), сколько обвальным снижением абсолютных
объемов производства машиностроительной
продукции. Такое снижение обусловило
резкое ухудшение финансово-экономического
состояния машиностроительных предприятий,
а именно снижение рентабельности продукции
более чем в 3 раза. При этом в 2002году зафиксирован
антирекорд, выразившийся в сальдированном
убытке всего машиностроения области.
Следует отметить, что в достаточно благополучном
2003 г. число убыточных предприятий в отрасли
составило более 38%.
При
этом высокой стабильностью отличается
численность занятых в МСК
области - за почти 10 лет она снизилась
менее чем на 14 %. это объясняется,
с одной стороны тем, что после
достаточно существенного сокращения
работников в период 1990-1995гг. дальнейшее
снижение их численности не может осуществляться
пропорционально снижению объемов производства.
С другой стороны, собственники и руководители
машиностроительных предприятий понимают,
что при дальнейшем сокращении работников
возрождение отрасли будет просто физически
невозможным из-за особых требований к
их профессиональноквалификационному
составу. Некоторая излишняя численность
для данного периода может рассматриваться
в качестве стратегического резерва намечаемого
динамичного развития комплекса.
Изменение
количества средних и крупных
предприятий за рассматриваемый период
объясняется проводимой собственниками
реструктуризацией организационно-правовых
форм. Предприятия Оренбургской области
активно осуществляли изменение внутренней
организационной структуры, которое проводилось
в двух основных направлениях:
-
появление новых подразделений или изменение
деятельности прежних;
- выделение подразделений из состава
предприятий в юридически самостоятельные,
но часто зависимые общества.
Проведенные
ранее исследования показали, что
многие предприятия, проводя реструктуризацию,
выхолащивают ее суть, подменяя цели и
задачи. Например, организационные
изменения на ряде предприятий МК
области преследовали цели «ухода»
от налогов, запутывания отношений собственности.
Такая ситуация наблюдалась на МК «ОРМЕТО-ЮУМ3»,
который при прежних собственниках в течение
2000-2004гг неоднократно менял организационно-правовую
форму, периодически разбиваясь на 4-8 юридических
лиц.
В
январе 2004 г. по инициативе машиностроительного
концерна «ОРМЕТО-ЮУМ3» было зарегистрировано
3АО «Союз металлургического машиностроения»
(далее Союзметмаш). Провозглашенной
целью создания новой организации
явилось развитие кооперации машиностроительных
и металлургических предприятий для осуществления
технологической модернизации. Создание
подобного объединения вполне логично
на фоне наличия двух тенденций. С одной
стороны, многие предприятия тяжелого
машиностроения не способны самостоятельно
выполнить комплектные заказы металлургов
по причине нехватки производственных
мощностей, высокой степени их износа.
С другой стороны, наблюдается недостаточная
загрузка ряда мощностей на машиностроительных
предприятиях. Установление кооперационных
связей способно обеспечить своевременное
выполнение комплектных заказов, максимальную
загрузку производственных мощностей,
высвобождение средств на модернизацию,
освоение технологических инноваций.
Партнерами Союзметмаша за два года работы
стали более 50 предприятий машиностроительного
комплекса как Оренбургской области, так
и других регионов. Среди них: ОАО «Бузулуктяжмаш»,
Екатеринбургское ОАО «3авод бурового
и металлургического оборудования», 000
«Инстрел» и 000 «Спецтехника из Санкт-Петербурга,
ОАО «Металлургмаш» из Магнитогорска,
ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый
завод», ОАО «Первоуральский завод горного
оборудования», ОАО «Сибтяжмаш» из Красноярска
и многие другие. Большинство из них на
конференции, проведенной инициаторами
в ноябре 2003 г. поддержало идею создания
подобного объединения.
Ежемесячный
объем продаж Союзметмаша в 2005г.
составлял 40-50 млн руб. Из объема продаж
металлургического оборудования из
500 млн рублей на предприятиях Оренбургской
области были размещены заказы на
сумму свыше 100 млн руб. Были сделаны первые
шаги по созданию инжиниринговых центров
как важнейшего звена в производстве новейшего
и уникального оборудования. В Орске по
последнему слову техники оборудованы
два компьютеризированных рабочих места
конструктора. Подобный центр функционирует
в Подмосковье, где работает группа одних
из лучших конструкторов в области тяжелого
машиностроения. Орский инжиниринговый
центр пока находится на начальном этапе
- осваивается техника, подбираются конструкторские
кадры. Созметмаш для обеспечения конструктивного
диалога между производителями и потребителями
продукции неоднократно выступал инициатором
проведения конференций и встреч. Почти
два года работы Союзметмаша показали
не только его жизнеспособность, но и настоятельную
необходимость развития сотрудничества
машиностроителей в различных формах
и направлениях.
Проявилась
и такая форма интеграции как вхождение
машиностроительных предприятий в интегрированные,
чаще всего по вертикальной форме, структуры.
В
конце 2004 г. контрольный пакет акций
бывшего Орского механического завода
перешел в собственность холдинга «ЛИТИНТЕРНконсалт».
Новые собственники выделили в самостоятельные
юридические лица 000 «Орский завод холодильников»
и ОАО «Механический завод» с сохранением
полного контроля со стороны головной
компании холдинга. На протяжении последнего
года была обеспечена относительнаяая
стабилизация производства бытовой холодильной
техники. Общая стоимость приобретенного
нового оборудования составила 82,8 млн
руб. На 2006 г. инвестиционным планом развития
предусматривается дальнейшая модернизация
производства холодильной техники на
сумму около 15 млн евро, осуществление
монтажа приобретенного в 1996-1997гг оборудования
для производства моторкомпрессоров для
холодильников по лицензии японской фирмы
«SANYO» с приобретением дополнительного
на 9 млн. евро. Рассматривается проект
по приобретению «под ключ» завода по
изготовлению бытовых газовых и электрических
плит на сумму 18 млн евро. Проекты по модернизации
холодильного производства и организации
нового подразделения по выпуску плит
будут осуществляться с корпорацией «Merloni
progeti» (Италия).
В
августе 2005 г. было объявлено о при
обретении контрольного пакета акций
МК «ОРМЕТО-ЮУМ3» холдингом «Металлоинвест»,
в составе которого находятся
000 «Уральская сталь» (бывший Орско-халиловский
металлургический комбинат), ряд горнодобывающих
предприятий. Четыре месяца функционирования
в составе холдинга были для предприятия
достаточно успешными: объемы отгружаемой
продукции увеличились на 20 % , увеличение
производства жидкой стали составило
150% по сравнению с предыдущими месяцами
года. Особого внимания заслуживает инвестиционная
программа на 2006г., утвержденная руководством
холдинга. В нее вошли работы по электросталеплавильным
агрегатам, кузнечнопрессовому и сварочному
оборудованию, отдельным группам станочного
оборудования. Полутора-двукратное увеличение
объема продаж в 2006 году позволило за счет
собственных средств инвестировать в
модернизацию производства не менее 110
млн руб (что для машиностроения является
внушительной величиной). Достаточно большой
объем заказав будет обеспечен со стороны
000 «Уральская сталь, чья инвестиционная
программа на 2006 год достигала 1,2 млрд
руб, Михайловским ГОКом и другими предприятиями,
с которыми уже подписаны соглашения и
договоры.
Следует
отметить, что в деятельности МК области
проявилась тенденция, не характерная
для родственных предприятий других регионов.
Машиностроительные предприятия области
продолжали сохранять в своей структуре
нерентабельные производства и многие
вспомогательные службы, от которых отказывались
в других регионах, следуя, на первый взгляд,
верным теоретическим установкам рыночной
экономики. В результате такой линии поведения
концерн «ОРМЕТО-ЮУМЗ», например, остался
практически единственным предприятием
тяжелого машиностроения страны с полным
циклом не только производства, но и проектирования
продукции. Основной конкурент - Северстальмаш
- практически прекратил свое существование,
реорганизовавшись в несколько мелких
подразделений. Производственное объединение
«Атоммаш», которое в годы конверсии стало
ориентироваться на рыночное поле южноуральцев,
вернулось в нишу атомного машиностроения.
«Уралмаш» также раздроблен и во многом
лишен инженерного корпуса. Сохранившись
как базовое предприятие с полным циклом
и относительно квалифицированным пятитысячным
трудовым коллективом, МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ»
может составить конкуренцию и западным
фирмам в выпуске традиционного оборудования
для горнометаллургического комплекса.
Особенно сильны позиции южноуральцев
в производстве агломерационного оборудования
и оборудования для складов сыпучих материалов.
Сумело
сохранить комплексное производство и
ФГУП «Стрела»(г.Оренбург). Более того,
в рамках конверсии было освоено производство
принципиально новой продукции более
высокого поколения телекоммуникационного
оборудования и многоцелевого вертолета.
Проведенный
анализ состояния и потенциала предприятий
МК Оренбургской области позволяет сделать
следующие выводы.
Во-первых,
машиностроительный комплекс области
имеет достаточно четкую специализацию
в виде тяжелого машиностроения, электротехнической
промышленности, тракторного и сельскохозяйственного
машиностроения, станкостроения и инструментальной
промышленности. Представлено также производство
некоторых видов вооружений и потребительских
товаров. Продукция отрасли востребована
потребителями, однако для удовлетворения
все усложняющихся потребностей требуется
технологическая модернизация машиностроительного
производства.
Во-вторых,
при наличии ярко выраженных машиностроительных
центров в гг. Оренбурге, Орске и Бузулуке
малые и средние предприятия отрасли достаточно
хорошо представлены и в других городах
области. Это дает объективную основу
для развития и углубления кооперационных
связей в процессе изготовления технически
сложных изделий. Кроме того, развитое
в территориальном аспекте машиностроение
способствовало формированию адекватной
системы профессионального обучения и,
как следствие, необходимого кадрового
потенциала, значение которого при осуществлении
технологической модернизации производства
трудно переоценить.
В-третьих,
за годы перехода к рыночной экономике
в развитии МК превалировали отрицательные
тенденции, выразившиеся в резком сокращении
объема производства продукции (прежде
всего, в абсолютном натуральном выражении),
более чем трехкратном снижении удельного
веса отрасли в общем объеме промышленного
производства, сокращении численности
занятых, появлении большого числа убыточных
предприятий и уменьшения рентабельности
производства на других предприятиях.
В-четвертых,
несмотря на жесткие условия внешней среды
многие предприятия сумели сохранить
производственный и отчасти кадровый
потенциал для организации выпуска новой,
более прогрессивной продукции и освоения
новых технологий. Некоторые предприятия,
сохранив в тяжелый период перестройки
весь промышленно-производственный комплекс,
могут при наличии необходимых условий
в достаточно короткий срок осуществить
перевод производства на более высокий
технологический уровень.