Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа
В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8
1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8
1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17
2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17
2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19
2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30
Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40
3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40
3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава
1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В
НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ…………………………………………………………….
1.1
Машиностроительный комплекс – основа
научно-технического прогресса и материально-технического
перевооружения всех отраслей народного
хозяйства………………………………………………………
1.2
Состав и межотраслевые связи…………………………………………11
Глава
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК
РФ…………...17
2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17
2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19
2.3
Приоритеты технологического и экономического
развития машиностроительного комплекса
РФ…………………………………………….30
Глава
3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ
ОБЛАСТИ……………………………………………………………
3.1
Развитие машиностроения области как
органической части МК России………………………………………………………………
3.2
Стратегии, факторы и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроение
занимается производством машин
и оборудования, различного рода механизмов
для материального
Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.
Машиностроение
также производит предметы потребления,
в основном длительного пользования.
Эта отрасль имеет огромное значение
для народного хозяйства
Машиностроительный комплекс выполняет в экономике несколько важных функций: обеспечивает создание материально-технической базы экономики; удовлетворяет спрос на технически сложные потребительские товары; производит вооружение и военную технику для достижения обороноспособности страны; обеспечивает фундаментальные научные исследования сложнейшими техническими комплексами, приборами и информационно-вычислительными системами. По прогнозам многих ученых машиностроение сохранит свое значение как реальная основа воплощения научно-технического прогресса на протяжении длительного времени.
В
связи с этим, определенный интерес
представляет оценка современного состояния
машиностроительного комплекса
России, тенденций и организационно-
Предполагается, что машиностроение играет особую роль в развитии не только материально-технического базиса экономики, но и в формировании производственных и общественных отношений. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что создание и функционирование машиностроительных предприятий формирует слой высококвалифицированных работников, высокий уровень культуры производства, способствует развитию сферы профессионального образования. Функционирование машиностроения невозможно без сложных и разнообразных кооперационных связей, что также способствует прогрессивной тенденции создания единого экономического пространства, требует наличия развитых управленческих и координационных действий. Все это предопределяет особую значимость государственного регулирования развития МСК на всех иерархических уровнях управления, а также непрерывной инновационно-инвестиционной поддержки его отраслей.
В первой главе рассмотрено значение МК для экономики России. Во второй главе дана характеристика современного состояния МК, рассмотрены основные отрасли размещения, а также рассмотрены приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ. В третьей главе рассматриваются условия и основные этапы формирования машиностроения как одной из базовых отраслей экономики Оренбургской области. А также исследованы направления инновационного развития машиностроения Оренбургской области как составной части машиностроительного комплекса страны на период до 2020г., систематизированы условия, факторы и перспективы перевода комплекса на высокотехнологичный уровень, максимально соответствующий уровню передовых стран. Технологическое многообразие и сложность машиностроительного производства предопределяет особую важность для его развития кадрового и научного обеспечения. В связи с этим, в этой главе рассмотрены кадровый потенциал МК Оренбургской области и возможности его улучшения, а также уровень взаимодействия предприятий с научным сообществом и возможности его активизации.
В
целом можно сказать, что концепции
развития МК России его восстановление
в качестве главной воспроизводственной
основы материально-технического базиса
и инновационного развития национального
хозяйства страны являются очень важными.
В количественных параметрах цель можно
представить в виде повышения доли машиностроения
до 35-40% общего объема промышленного производства
и удельного веса экспортируемой машиностроительной
продукции на уровне 25-30% общего экспорта
не позднее 2020 г. Достижение поставленной
цели возможно только на основе комплексной
технологической модернизации машиностроительных
предприятий России.
Глава 1.
СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ.
Современный машиностроительный комплекс представляет собой совокупность множества взаимосвязанных отраслей, объединенных в такие комплексные отрасли как собственно машиностроение, промышленность металлических конструкций и изделий (металлообработка) и ремонт машин и оборудования. МСК России производит более 150 тысяч наименований машин, оборудования, приборов для обеспечения средствами производства всех отраслей национального хозяйства.
Важная роль машиностроения для формирования конкурентоспособной на мировом рынке национальной экономики признана в настоящее время на самом высоком уровне управления. В «Основных направлениях развития машиностроения Российской Федерации» впервые за последнее время в качестве цели выдвигается преобразование машиностроения в «конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда».
Машиностроение
представляет собой такую отрасль,
без которой осуществление
Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.
Это
обусловлено несколькими
1) Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
2)Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Поэтому
его отрасли развиваются
1) Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение;
2) Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность;
3) Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.;
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. За счет ее функционирования в течение последних четырех лет(2004-2008гг.) создается в среднем 15% ВВП. В настоящее время на машиностроительных предприятиях работает 34,5% трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом. Машиностроение является материальной базой реализации научно-технического прогресса, одним из основных центров генерации, распространения и применения новых знаний, инноваций, высоких технологий. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования. Ведь высокий уровень расходов на исследования и разработки – залог постоянной и интенсивной инновационной активности.
Этот факт подтверждают расчеты, проведенные на основе данных официальной статистики. Так, показатель наукоемкости в машиностроении и металлообработке за 2000-2004 гг. колеблется в пределах 1,5-2,3%; доля инновационной продукции в общем объеме составляет 6,9-10,0%; соотношение затрат на инновации и инвестиций в основной капитал имеет наивысшее значение по промышленности в целом и колеблется в пределах 34,3-49,4%. Машиностроение имеет самый высокий показатель технологической интенсивности производства (количество передовых технологий в расчете на 1 млрд. руб. продукции) – 46,1. Технологическая интенсивность, рассчитанная как отношение количества используемых передовых промышленных технологий к численности работающих, так же здесь имеет наибольшее значение (13,5).