Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5


Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8


1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8

1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17


2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17

2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19

2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30


Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40


3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40

3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68

Работа содержит 1 файл

курсовая(регион).doc

— 377.50 Кб (Скачать)

                                                                                     Продолжение таблицы 3.3

1

2

3

4

ОАО «Орский машиностроительный завод»: реконструкция производства

2006-2009

110,0

Собственные средства

ОАО «Электропреобразователь»: приобретение оборудования для окраски методом  электроосаждения

2006

25,0

Областной инвестиционный фонд

ЗАО «Оренбургский инструментальный завод»: техническое перевооружение производства

2006-2007

25,0

Собственные средства, областной инвестиционный фонд

ОАО «Радиатор»: техническое перевооружение производства алюминиевых радиаторов

2007-2009

50,0

Областной инвестиционный фонд

ГУП «Оренбургский локомотиворемонтный  завод»: техническое перевооружение производства

2006-2010

400,0

Собственные средства, средства Российского банка  развития

ОАО «ОрМеЗ»: реконструкция производства холодильной техники

2006-2007

58,0

Собственные средства, областной инвестиционный фонд

ОАО «Инвертор»: перевод предприятия  на энергосберегающие технологии

2006-2007

60,0

Собственные средства, областной инвестиционный фонд

Итого

 

1536,0

 

      Прошедшее с момента принятия программы время показало, что реальная деятельность предприятий гораздо объемнее по своему содержанию и величине инвестиций. Например, новые собственники Орского завода холодильников планировали только в 2006г. при влечь в виде банковского кредита инвестиций на сумму 42 млн. евро, а новые собственники МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ» - 110 млн руб за счет собственных средств.

      Однако, более подробный анализ инвестиционных проектов показал, что предприятия слабо коррелируют инвестиции с инновационным процессом, мало внимания уделяют опытным разработкам и научноприкладным исследованиям. Все это определяет необходимость корректировки процесса технологической модернизации отрасли и разработки механизма перевода МСК на высокотехнологичный уровень.

      Особенностью  технологической модернизации МСК  является необходимость одновременного решения двух взаимосвязанных задач: модернизация самой отрасли и техническое перевооружение других отраслей реального сектора экономики. При решении первой задачи необходимо иметь ввиду, что отрасли-потребители машиностроительной продукции могут уже в ближайшее время предъявлять повышенные требования к технико-экономическим параметрам выпускаемого оборудования. Примером может служить нефтяная отрасль, предприятия которой закупают широкую номенклатуру прогрессивного оборудования за рубежом в силу отсутствия его отечественных производителей. Поэтому технологическая модернизация самого МСК должна носить инновационный характер и, в определенном смысле, опережать требования сегодняшнего дня.

      Применительно  к  машиностроению  и  металлообработке Оренбургской области в качестве прогрессивных технологических цепей и производств следует рассматривать:

1) расширение применения производств, построенных с использованием информационно-коммуникационных  технологий  и  на  базе автоматизированного оборудования;

2) расширение применения в крупносерийном и массовом производствах обрабатывающих центров с возможностью адаптации к требованиям обработки с одновременным снижением применения специального оборудования;

3) применение  систем  автоматизированного  проектирования, планирования, контроля качества.

      Если  рассматривать отраслевой аспект развития машиностроения, то основным направлением для МК области можно признать сохранение имеющейся специализации и диверсификация продукции в ее рамках. Мировое развитие экономики свидетельствует, что в ближайшее время среди прочих будут развиваться следующие отрасли: производство авиационной техники, транспортное машиностроение, отдельные виды тяжелого машиностроения, станкостроение, производство бытовой и хозяйственной техники. Все перечисленные отрасли имеются на территории области. Поэтому стоит задача определения целевого сегмента рынка производимого оборудования, и осуществление технологической модернизации, которая обеспечила бы выпуск такой продукции.

      Для  предприятий  тяжелого  машиностроения  наиболее приоритетными направлениями будут являться:

      1)модернизация металлургического и литьевого производства для достижения высокого и стабильного качества заготовок;

      2)внедрение нового металлообрабатывающего оборудования для снижения издержек производства.

      Для электротехнической промышленности наиболее важным направлением является ее «электронизация», то есть оснащение интегральными схемами и микрокомпьютерами, которые позволяют увеличить экономичность изделий с точки зрения потребления энергии, веса, габаритов, а также повышения их технических характеристик, придания им более сложных функций. Например, разработка новых моделей бытовой электрической техники должна осуществляться не только по линии улучшения эргономических и эстетических свойств, но и уменьшения потребления ими электроэнергии, в том числе посредством использования в их конструкции устройств автоматического регулирования энергии.

      Для транспортного машиностроения приоритетным направлением можно признать техническую модернизацию производства для обеспечения возможности производства изделий различной модификации мелкими сериями.

      Для производства авиационной техники  можно ставить более амбициозные  задачи в виде создания компьютерно-интегрированного производства с высоким уровнем гибкости и автоматизации.

      Сельскохозяйственное   машиностроение  области  должно развиваться в двух направлениях:

      1) модернизация собственного производства  для обеспечения более широкой  номенклатуры выпускаемой продукции  малыми сериями; 

      2) расширение сервисных служб для обеспечения ремонта  всей сельскохозяйственной  техники,  используемой  сельхозорганизациями области.

      Следует  отметить,  что  освоение  выпуска  новых  видов машиностроительной продукции (в том числе посредством организации новых производств) должно осуществляться в рамках межотраслевых программ. например, есть необходимость расширения производства оборудования для модернизации предприятий металлургии и ТЭК, широко представленных в области . Также есть хорошие перспективы для использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии на территории области (особенно в агропромышленном комплексе). Для этого требуется специальное оборудование и соответствующее сервисное обслуживание. Поэтому имеющуюся практику производства в ОАО «Долина» (г. Медногорск) ветровых энергоустановок необходимо поддержать соответствующей региональной программой.

      Следует признать, что определение приоритетных направлений развития такого сложного и разнообразного комплекса как  машиностроительный требует квалифицированной  многопрофильной экспертизы, а также  учета большого количества организационных и экономических аспектов.

      Организационно-экономические формы и условия перевода МК на принципиально новую технико-технологическую основу на региональном уровне заключаются в следующем.

      Генеральным стратегическим направлением развития МК области можно признать повышение наукоемкости и сложности промышленного производства. Повышение наукоемкости производства способствует не только снижению его энерго- и материалоемкости, но и процессам глубокой внутри- и межотраслевой перестройки. Следует иметь ввиду, что капиталоемкость создания рабочего места в машиностроении в 4-5 раз ниже чем в отраслях ТЭК, металлургии. Поэтому для обеспечения перевода на прогрессивную технологическую основу промышленного комплекса области в целом следует предоставлять льготное финансирование, иные меры государственной поддержки в первую очередь предприятиям МК.

      Интеграционные  процессы усиливаются по мере разделения труда, концентрации и специализации  производства. Необходимость этого  усиления обусловливается также накопившимися структурными диспропорциями, которые проявляются в загрязнении окружающей среды, нерациональном размещении промышленного производства, недостаточном развитии инфраструктуры, дефиците квалифицированной рабочей силы.

      Это способствует тому, что в настоящее время широкое распространение получают многоотраслевые комплексы или кластеры, то есть относительно независимые группы наиболее тесно взаимосвязанных по хозяйственным, технологическим и материально-вещественным признакам предприятий различных отраслей (при этом кластер формируется на основе отрасли-лидера). Одной из наиболее сложных проблем при формировании стратегии развития машиностроения является правильное определение ресурсов исходного сырья и потребности в конечной продукции. Такие вопросы как определение уровней потребления сырья, объемов производства промежуточной и конечной продукции, выбор вариантов модернизации производства, вариантов и мест размещения новых предприятий, выбор выгодных схем поставок и перевозок наиболее эффективно могут быть решены при рассмотрении отрасли в рамках того или иного многоотраслевого комплекса.

      Поэтому выявление и формирование кластеров  как промежуточного звена в иерархической системе управления обусловлено рядом преимуществ:

      1)возможность взаимной увязки деятельности отраслей по широкому кругу ее видов и показателей;

      2)более  полный учет проблем развития  региона и других территориальных  аспектов планирования;

      3)возможность  решения крупных социально-экономических  проблем и задач оптимизации комплекса.

Из  этого следует, что процесс выявления и формирования кластеров - объективная закономерность развития производительных сил и усиления взаимосвязей отраслей в национальной экономике.

      На территории Оренбургской области имеются объективные условия для формирования кластера машиностроительных предприятий на основе углубления имеющейся специализации. По роли и месту в системе управления промышленным производством кластеры могут быть программно-целевыми и хозяйственными. Программно-целевые кластеры формируются для достижения предварительно заданных функциональных целей развития экономики на длительную перспективу. Такого рода кластер может быть использован для организации производства наукоемкой, принципиально новой продукции.

      Хозяйственный кластер формируется из предприятий, которые тесно взаимосвязаны  между собой преимущественно  по производственному признаку. При  их организации учитываются:

      1)взаимосвязи  отраслей, характеризующих их сырьевое единство;

      2)комплексное использование сырья и ресурсов;

      3)последовательность  технологических процессов; 

      4)специфика  производства, потребления, транспортировки  продукции. 

      В связи с вышеизложенным представляется возможным прогнозировать формирование первоначально  хозяйственных кластеров в тяжелом машиностроении (на базе  МК «OPMETO-ЮУМЗ» и ОЛО «Бузулуктяжмаш»), станкостроении (на базе заводов «Гидропресс» и «Металлист»). Одновременно необходимо начинать работы по обоснованию формирования программно-целевого кластера на базе ФГУП «Стрела». Собственно формирование и функционирование этого кластера возможно на более позднем этапе реформирования отрасли.

      Стратегия развития машиностроительных кластеров  особенно программно-целевого типа предполагает всемерное поощрение деятельности мелких и средних предприятий, что связано с возможным повышением их роли в условиях научно-технического прогресса. Чаще всего при производстве высокоспециализированной наукоемкой продукции уменьшается оптимальный размер предприятий. Особую роль начинают играть разработка и внедрение специальных мелкомасштабных технологий, в результате чего может измениться и экономическая роль мелких предприятий: из субподрядчиков они могут стать производителями самостоятельной продукции.

Информация о работе Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области