Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В целом можно сказать, что концепции развития МК России его восстановление в качестве главной воспроизводственной основы материально-технического базиса и инновационного развития национального хозяйства страны являются очень важными. В количественных параметрах цель можно представить в виде повышения доли машиностроения до 35-40% общего объема промышленного производства и удельного веса экспортируемой машиностроительной продукции на уровне 25-30% общего экспорта не позднее 2020 г. Достижение поставленной цели возможно только на основе комплексной технологической модернизации машиностроительных предприятий России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5


Глава 1. СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ……………………………………………………………..8


1.1 Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства…………………………………………………………………8

1.2 Состав и межотраслевые связи…………………………………………11


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ МК РФ…………...17


2.1 Особенности размещения машиностроения России…………………..17

2.2 Состояние основных групп отрослей…………………………………..19

2.3 Приоритеты технологического и экономического развития машиностроительного комплекса РФ…………………………………………….30


Глава 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………………………………..40


3.1 Развитие машиностроения области как органической части МК России……………………………………………………………………………….40

3.2 Стратегии, факторы и механизмы перевода МК области на высокотехнологичный уровень …………………………………………………...50


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...68

Работа содержит 1 файл

курсовая(регион).doc

— 377.50 Кб (Скачать)

      Продолжение таблицы 2.2

АО  Вазинтерсервис, Тольятти 2305 2449 -5,9
АО  БАЗ, Брянск 57 41 +39
АО  ТаГАЗ, Ростовская область 5062 1001 +405,7
АО  ВТС Зеленоград 295 233 +26,6

      В Энгельсе действует троллейбусный  завод.

      Специализированные  предприятия по производству моторов  находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье.

      Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от небольших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для промышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов на выпуске отдельных марок тракторов (по назначению, мощности, конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов, совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных заводов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, электрооборудования   и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов. В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" участвует 225 заводов.

      В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли крупные  сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны (Поволжье- Волгоград, на Урале- Челябинск) для обеспечения этих районов пахотными машинами, тракторная промышленность разместилась вблизи металлургических баз. Тракторы предназначаются не только для сельскохозяйственных работ, но и для промышленных нужд (на их основе выпускаются землеройные машины- бульдозеры, скреперы и т.д.) Для других отраслей выпускаются тягачи, трелевочные тракторы. Для нужд сельского хозяйства налажен выпуск специальных типов и модификаций тракторов (кроме пропашных- садово-огородные, для работ на крутых склонах, на увлажненных почвах, на свекловичных полях), предназначенных для использования в разных районах страны. Это обусловило специализацию тракторных заводов и широкий межрайонный обмен выпускаемой продукцией. Поэтому в последующие годы новые тракторные заводы возникли как в центральных промышленных районах, так и в других европейских районах. 

      Тракторные  заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности создано производство трелевочных тракторов в Петрозаводске, промышленных - в Чебоксарах.

      Производство  зерноуборочных комбайнов сосредоточено  на заводе «Ростсельмаш», а также  на Таганрогском и Красноярском заводах, картофелеуборочных- в Рязани, льноуборочных- в Бежецке (Тверская область). Колесные пропашные тракторы выпускают заводы во Владимире, Липецке; гусеничные пропашные- во Волгограде,  Владимире; промышленные- в Барнауле, Челябинске, Брянске, Чебоксарах.

      Станкостроительная  промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны.

      В настоящее время предприятия  станкостроения имеются во многих городах  Центрального района, Поволжья, Северного  Кавказа, Урала, Западной Сибири. В число  ведущих районов по производству металлорежущих станков вошли Уральский (30%), Центральный (28%), Поволжский (13%).

      Крупными  центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск.

      Приборостроение сконцентрировано в Центральном  районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург  и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной  техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе.

      Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске радиоприемных устройств  и телевизоров, созданы в Центральном (Москва, Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-Черноземный (Воронеж) районах.

      Производство  слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой  деталей, узлов и агрегатов. Преобладает  массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила.  Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов,  но широкого ассортимента  (черные,  цветные, благородные, редкие металлы,  разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции  предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург). 

      2.3 Приоритеты технологического и  экономического развития машиностроительного  комплекса РФ. 

      В 90-е года в связи с масштабными  социальными, экономическими и политическими  преобразованиями и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства в стране сократился примерно в два раза.

      Основное  снижение производства машиностроительной продукции пришлось на период 1991-1994 гг. - почти на 56 %, в 1995-1996 гг. оно сократилось  еще на 13,5 % . В 1998г. падение составило 7 %. Затем выпуск стал возрастать, во многом благодаря эффекту кризиса 1998 г. После резкого изменения соотношения между рублем и долларом и освобождения значительных ниш на рынке сильно подорожавшим импортом, подъем производства в машиностроении характеризовался следующими показателями: 1999 г. - 117,2 %; 2000 г. - 120 %; 2001 г. - 107,2 %; 2002 -102 % (по отношению к предшествующему году). К 2003 г. темпы упали ниже средних по промышленности, а другие показатели (количество убыточных предприятий, соотношение экспорта и импорта) вернулись к прежнему докризисному уровню.

      На  сегодняшний момент дела обстоят  следующим образом. На Конференции Союза Машиностроителей России, прошедшей летом 2009г. большинство докладчиков озвучивали неутешительные цифры, иллюстрирующие падение объемов производства, и далеко не новые, формальные меры по выводу отрасли из кризиса. Среди наиболее популярных сегодня - «махровый» протекционизм, принятие очередных законопроектов и программ господдержки. Первым неутешительную статистику реального состояния российского машиностроения озвучил зампред Госдумы Валерий Язев. По его словам, с начала этого года машиностроение стало наиболее пострадавшим сектором российской промышленности. К примеру, за 5 месяцев 2009 года производство машин и оборудования в России (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) сократилось на 27,6%. Уровень производства легковых автомобилей снизился на 61,5%. Сильнее всего кризис ударил по производству грузовиков, который упал на 73%. Не лучше дела обстоят и с автобусами - падение составило 65,4%.

      По  словам Язева, общероссийский машиностроительный комплекс создает только 3% ВВП, а  общая доля машиностроения в выпуске  промышленной продукции в России равняется 20%. В то же время в Китае машиностроители занимают в промпроизводстве долю в 40%, в США - 46%, а в ФРГ - 54%. При этом доля машиностроительной продукции в экспорте из России не превышает сегодня 5%. А на мировых рынках российская высокотехнологичная продукция занимает лишь 0,2% - 0,3%.

      Такую угрожающую ситуацию еще больше усугубляет износ основных фондов промышленных предприятий, который по ряду направлений  составляет сегодня от 50 до 74%. Как  отметил докладчик, эксплуатируемое  российскими машиностроительными  заводами оборудование используется более чем по 20 лет, при норме эксплуатации в два раза меньшей.

      Язев  также подчеркнул, что более-менее  приличный уровень технологий наблюдается  сегодня только в ракетно-космической  отрасли и авиастроении. Что касается остальных направлений, к примеру, станкостроения и электронной промышленности, то там, по словам депутата Госдумы, «произошел серьезнейший обвал».

      Не  отличалось оптимизмом и выступление  зампреда «Союза машиностроителей России»  Владимира Гутенёва. Он также обратил  внимание на нехватку современного оборудования в отрасли. По его словам, объем современных обрабатывающих центров и ЧПУ (числовое программное управление) на предприятиях машиностроения не превышает сегодня 5%, а его состав по своему техническому уровню соответствует середине 80-х годов прошлого века. И это в то время, когда за рубежом доля высокотехнологичного оборудования приближается к 50%.

      Между тем, в сравнении с иностранными производителями и при одинаковом объеме производства российским предприятиям требуется в 20-30 раз больше сотрудников, - сообщил собравшимся гендиректор ОАО «Ижевский машзавод» Владимир Гродецкий. По его словам, расходы предприятий на содержание персонала в 2-3 раза превышают зарубежные, притом, что им выплачивают в 10 раз меньшую зарплату, а сами предприятия содержат в 10 раз больше производственных помещений, чем требуется для реальных производственных нужд.

      Выводы, к которым приходили докладчики, были фактически одинаковы - продукция  российского машиностроения в большинстве  своем неконкурентоспособна. Как отметил Владимир Гутенёв, на зарубежном рынке более-менее конкурировать могут не более 50-ти российских компаний, а уровень технологий, которые использует большинство производителей, относятся к 60-70-м годам прошлого века.

      Что касается мер по выводу отрасли из кризиса, то тут мнения выступавших экспертов разошлись. Валерий Язев считает, что принципиальным окажется принятие базового закона о промышленной политике, где бы были обозначены приоритеты дальнейшего развития отрасли. При этом он отметил, что депутатами уже были подготовлены 2 законопроекта, но были отклонены правительством по причине декларативности предлагаемых мер.

      В другом направлении мыслит гендиректор  «Уралмашзавода» Назим Эфендиев, предложивший разработать модную нынче  систему ограничений на импорт продукции, аналогичной выпускаемой в России. По его мнению, таким механизмом сможет стать увеличение таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа машиностроения продукцию - на 30% для новой техники, и на 20% для бывшей в употреблении. По мнению г-на Эфендиева, подобный протекционизм заставит потребителей покупать отечественную продукцию и вывести машиностроение из кризиса. Впрочем, тот же Валерий Язев указал на двоякость подобной политики - производители могут успокоиться отсутствием иностранных конкурентов, а кроме того, повысить цены на свою продукцию.

      В свою очередь гендиректор Ижмаша Владимир Гродецкий заявляет, что  спасти отрасль невозможно только лишь заменой «изношенного станка на новый» или абсолютным импортозамещением. Было бы неплохо, заявляет руководитель завода, создать федеральную целевую программу по технологическому перевооружению предприятий оборонки. И решать вопрос с привлечением финансовых средств на поддержку отрасли в рамках госпрограмм по техперевооружению.

      Преодоление столь катастрофического спада машиностроительного производства при негативной структурной деформации в короткий срок на прежней технологической основе невозможен. Требуются неординарные меры организационно-экономического и политического содержания, главными из которых должны стать меры комплексной технологической модернизации отрасли на основе новейших достижений фундаментальных наук и наиболее высоких наукоемких технологий.

      Объективной основой динамичного инвестиционного  процесса в энергетическом машиностроении является то, что по основным показателям технического уровня и конкурентоспособности продукция не уступает зарубежным аналогам. Около 20% продукции поставляется на экспорт. При этом вся энергетика РФ и стран СНГ базируется на отечественном оборудовании, что объективно формирует большой объем рынка на соответствующую продукцию. Учитывая огромное значение энергетики и как отрасли, обеспечивающей безопасность жизни в суровом климате, и как отрасли, производящей экспортную продукцию, необходимо формировать государственные заказы для возмещения мощностей за Счет модернизированных и принципиально новых энергоустановок. Возмещение должно составлять не менее 5-7% установленных мощностей для преодоления чрезмерно высокого физического износа основных фондов энергетики. Инновации должны осуществляться в следующих направлениях: освоение выпуска парогазовых и газотурбинных установок, производство энергетических котлов с усовершенствованными топочными процессами, а также парогазовых установок на угольном топливе нового поколения. В более отдаленной перспективе необходимо широкое освоение ядерной и космоэнергетики, а также нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Главной целью энергетического машиностроения является производство оборудования, отвечающего по своим технико-экономическим показателям требованиям новой энергетики.

Информация о работе Машиностроительный комплекс. Современные тенденции развития в Оренбургской области