Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:30, методичка
Данное учебное пособие развивает современные концепции маркетинга для финансово-хозяйственной деятельности предприятий за пределами национального рынка. Таким образом, курс международного маркетинга является логическим продолжением и углублением курса общего маркетинга, изученного студентами ранее.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РЕШЕНИЕ О ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК 9
EXERCISE & DISCUSSION 10
2. ВЫБОР РЫНКА 11
3. РЕШЕНИЕ О СПОСОБЕ ВЫХОДА НА ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНОК 14
3.1. Косвенный экспорт 15
3.2. Прямой экспорт 16
EXERCISE & DISCUSSION: 17
3.3. Лицензирование 17
EXERCISE & DISCUSSION 19
3.4. Совместные предприятия 21
3.5. Прямые инвестиции 22
EXERCISE & DISCUSSION 23
3.6. Этапы интернационализации 23
EXERCISE & DISCUSSION 25
4. РЕШЕНИЕ О МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЕ 25
4.1. Продукт 25
EXERCISE & DISCUSSION 29
4.2. Продвижение 30
EXERCISE & DISCUSSION 32
4.3. Цена 33
EXERCISE & DISCUSSION 35
4.4. Каналы распределения 36
5. РЕШЕНИЕ О МАРКЕТИНГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 38
5.1. Экспортный отдел 38
5.2. Международное подразделение 38
5.3. Глобальная организация 40
EXERCISE & DISCUSSION 43
6. МАРКЕТИНГ ИЗНУТРИ: ЯПОНСКИЕ МАРКЕТОЛОГИ – ЛУЧШИЕ В МИРЕ 44
ВЫВОДЫ 47
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ 49
Компании могут использовать на внешних рынках апробированные рекламные концепции и мероприятия по продвижению или изменять их в соответствии с условиями нового рынка. Данный процесс называют коммуникационной адаптацией. Если компания приспосабливает к требованиям внешнего рынка и продукт, и мероприятия по продвижению, процесс носит название двойной адаптации.
Рассмотрим
обращение компании к потребителям,
которое может
Второй вариант – использование одной, но адаптированной к местному рынку темы. Например, в рекламе мыла Camay показана красивая женщина, принимающая ванну. В Венесуэле показывали ролик, в котором в ванную комнату входил мужчина, в Италии и Франции на экране появлялись только мужские руки, в Японии мужчина ожидал даму в гостиной.
Третий подход, используемый компаниями Coca-Cola и Goodyear, заключается в разработке глобального фонда рекламы, из которого подбирается наиболее подходящий для каждой страны вариант.
Наконец, некоторые компании позволяют своим представителям финансировать разработку рекламы для отдельных стран.
Требует адаптации и практика использования различных средств массовой информации. В Норвегии и Швеции запрещена телевизионная реклама, в Бельгии и Франции – телевизионная реклама сигарет и алкоголя, а в России она ограничивается по времени показа. В Италии и Австрии контролируется телевизионная реклама, рассчитанная на детей. В Саудовской Аравии не рекомендуется использование в рекламе женских образов, в Индии реклама облагается налогами.
Различна и роль средств массовой информации. В Италии основными рекламоносителями являются журналы, но они непопулярны в соседней Австрии. В Великобритании широко распространена реклама в общенациональных, а в Испании – в местных газетах.
Компаниям приходится адаптировать к местным условиям и методы продвижения товара. Например, в Греции запрещены купоны, а во Франции – лотереи; кроме того, в этой стране оговаривается, что стоимость премий и подарков не должна превышать 5 % от цены товара. Европейцы и японцы обычно заказывают товары по почте, а не по телефону. Компании, работающие на внешнем рынке, предпочитают возлагать ответственность за продвижение товара на местных менеджеров, прекрасно ориентирующихся в региональных особенностях.
На
внешнем рынке
С немалыми проблемами сталкиваются и компании, практикующие трансфертные цены (т.е. цены, используемые при обмене продукцией между различными подразделениями компании) для дочерних заграничных компаний.
Рассмотрим следующий пример. С целью увеличить прибыль швейцарская фармацевтическая компания Hoffman-LaRoshe поставляла итальянской дочерней компании препарат Librium по цене $ 22 за 1 кг, так как корпоративные налоги в Италии невысоки. Британская антимонопольная комиссия подала в суд на Hoffman-LaRoshe, обвинив ее в уклонении от налогов, и выиграла дело.
Если компания устанавливает высокие трансфертные цены, ей приходится уплачивать высокие импортные пошлины, хотя налог на прибыль дочерней компании в принимающей стране уменьшается. Если компания устанавливает низкие трансфертные цены, данная практика может рассматриваться как демпинг (установление цены на продукт ниже издержек его производства или ниже уровня, сложившегося в данный момент на зарубежном рынке). Когда американское Таможенное бюро находит доказательства демпинга, оно имеет право установить повышенные пошлины на всю продукцию, поступающую из «провинившейся» страны. Поэтому правительства следят за тем, чтобы национальные производители не допускали злоупотреблений, нередко принуждая компании устанавливать цены на уровне цен конкурентов на аналогичные товары.
Настоящим бедствием для многих мультинациональных компаний становится теневой рынок, когда один и тот же товар продается по разным ценам в разных странах. Перекупщики из страны с низкими ценами находят пути, чтобы продать товар в стране с высокими ценами, и зарабатывают на этом.
Очень часто компания обнаруживает, что некоторые предприимчивые дистрибьютеры закупают больше товара, чем они могут продать в своей стране, и переправляют его в сопредельные государства, наживаясь на разнице в ценах.
Мультинациональные компании стараются воспрепятствовать возникновению теневого рынка с помощью контроля за дистрибьютерами, увеличения отпускных цен, модификации характеристик товара или гарантийного обслуживания в разных странах.
Многие американские производители считают, что после того как продукт оказался за заводскими воротами, их работа заканчивается, хотя кому, как не им, необходима информация о движении товаров по каналам распределения. Другими словами, компания, работающая на внешнем рынке, должна иметь четкое представление о состоянии всех каналов распределения товара вплоть до конечного потребителя.
Связи между производителем и конечным пользователем осуществляют, во-первых, отдел международного маркетинга производителя, принимающий решения о каналах распределения и других составляющих маркетинговой стратегии; во-вторых, международные каналы распределения, по которым товар доставляется от границы до границы. Решения, связанные с этими каналами, предусматривают определение типов посредников (агентов, торговых компаний), способов транспортировки (по воздуху, морю), финансирования и договоренности об уровнях риска. В-третьих, каналы внутри иностранного государства.
Национальные различия в количестве и типах посредников, обслуживающих различные рынки, просто потрясают. В Японии Procter&Gamble столкнулась, возможно, с наиболее сложной системой распределения в мире. Она продает мыло главному оптовому торговцу, который перепродает его оптовому продавцу. Тот, в свою очередь, реализует товар специализированному оптовику, поставляющему его региональному оптовому продавцу. Последний сбывает товар местному оптовому продавцу, который продает его розничным продавцам. В итоге, конечная цена для потребителя превысит отпускную цену производителя в 2-3 раза.
Другое различие заключается в размере и характере розничной торговли различных стран. В то время как в США господствуют крупные розничные торговые сети, в большинстве других стран розничная торговля находится в руках многих мелких независимых продавцов.
В Индии миллионы розничных торговцев продают товары в маленьких магазинчиках или на открытых рынках. Установленные в магазинах цены весьма высоки, однако местные обычаи предусматривают возможность торга, и реальная цена оказывается гораздо ниже. Доходы населения ограничены, и потребители совершают ежедневные покупки на небольшие суммы. В большинстве домохозяйств отсутствуют возможности длительного хранения товаров. Затраты на упаковку удерживаются на низком уровне, чтобы сохранить низкие цены. В Индии сигареты часто покупаются поштучно.
Продажа товара небольшими партиями – важная функция посредников, продлевающая жизнь длинным цепочкам распределения. Эти цепочки являются основным препятствием к увеличению крупномасштабной розничной торговли в развивающихся странах (см. тему 6. Маркетинг изнутри. Японские маркетологи – лучшие в мире).
Уровень вовлеченности компании в операции на внешнем рынке определяет организацию управления международной маркетинговой деятельностью: экспортный отдел, международное подразделение или глобальную организацию.
Первый этап выхода компании на внешний рынок обычно состоит в обыкновенной международной торговле. Если объем продаж за рубеж возрастает, компания организует экспортный отдел во главе с менеджером по продажам. С дальнейшим ростом продаж экспортный отдел расширяется и включает в себя различные маркетинговые службы, активно работающие на внешнем рынке. Если компания организует за рубежом совместное предприятие или осуществляет прямые инвестиции, экспортный отдел перестает отвечать требованиям управления международными операциями.