Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа
Практическая целесообразность этой работы обусловлена тем, что зарождающиеся рыночные отношения диктуют свои условия эффективной организации деятельности фирм, а поэтому выбор маркетинговой ориентации в работе предприятия сегодня означает для него большие перспективы дальнейшего развития.
Введение
1 Теоретические и методические основы маркетинга, как концепции предпринимательской деятельности
1.1 Понятие, задачи и функции маркетинга
1.2 Организационные формы маркетинга
2 Анализ маркетинговой деятельности Хлебозавода «Меркур-Нан»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка маркетинговой деятельности предприятия.
2.3 Анализ организации работы маркетингового отдела
Заключение
Список использованных источников
Руководство предприятия
понимает, что ориентируясь на потребителя
нужно удовлетворять его
Рисунок 1- Среднегодовые объемы продаж за 2004-2011 годы
Кривые среднегодовых объемов продаж за 2004-20011гг. позволяют наглядно проанализировать их колебания. На графике видно, что наблюдается тенденция снижения в большинстве видов продукции. Увеличение объемов реализации присуще только изделиям из ржаной муки и кондитерским изделиям. Снижение объемов продаж вызвано тем, что в последнее время у хлебозавода появилось много конкурентов в лице частных пекарен. Преимущества некоторых пекарен в том, что у них более низкие цены. Поэтому группа людей с низким уровнем жизни, естественно будут предпочитать более дешевую продукцию.
Продукцию хлебозавода покупают не только конечные потребители, но и различные учреждения и предприятия. В 2004 году таких покупателей было менее двухсот, а в 2006 году - 264. В лице таких покупателей выступают бюджетные учреждения (школы, больницы, детские сады, роддом), различные санатории, пансионаты, пионерские лагеря, военные части, торговые предприятия, ООО, частные предприниматели и др.
Доведение продукции хлебозавода до конечных потребителей осуществляется через сеть фирменных магазинов. В этом году были открыты еще два фирменных магазина - Каравай и Лакомка. На данном этапе функционирования у предприятия 13 единиц фирменных магазинов. Хлебозавод имеет отдел торговли, в который входят: заместитель директора по коммерческим вопросам, товаровед, бухгалтер и более низкое подразделение - продавцы.
По данным производственно-планового отдела в 2005 году 20-21% хлебобулочных изделий и 62-63% кондитерских изделий продавалось именно в фирменных магазинах; в 2008 году эти показатели составили 18-19% и 40-41% соответственно. Снижение показателей вызвано тем, что у предприятия появилось много конкурентов.
С целью увеличения продаж реализуемой продукции, Хлебозавод «Меркур-Нан» регулярно, 2-3 раза в месяц, на местном телевидении и в газетах рекламирует свою продукцию. Кроме того, предприятие частично реализует отдельные мероприятия в области Public Relations. Это играет огромное значение, особенно когда у предприятия появились конкуренты, которые переманивают к себе покупателей.
Рисунок 2- Распределение бюджета на рекламу
Как видно из Рис.2, на размещение рекламы на телевидении уходит большая часть выделенного бюджета, ввиду своей дороговизны. Телевидение совмещает возможности звукового и визуального воздействия на зрителя. Это повышает уровень участия потребителя до уровня, сравнимого с посещением магазинов и общения с продавцами, умеющими убеждать покупателя. Телевизионная реклама способна создавать положительные ассоциации, сформировывать мнение потребителя о товаре и побуждать к действию, используя различные способы влияния на сознание и подсознание покупателей. Влияние телевидения на нашу жизнь стало настолько сильным, что потребители иногда больше доверяют и готовы даже больше платить за те товары, рекламу которых они видели по телевизору.
Не мало бюджета выделяется на рекламу в газетах и журналах. Главный способ измерения эффективности рекламы, принятый во всем мире, это – сравнение объема продаж с расходами на рекламу за определенный период. Размещение рекламы в газетах обходится не столь дорого, как на телевидении, вследствие чего при меньших затратах компания имеет большую прибыль. Интерес к печатным изданиям растет ежедневно, потому что читатели находят массу полезной информации именно в газетах и журналах. Рекламные объявления в прессе часто подразумевают скидки и выгодные предложения тем, кто обратится по данному объявлению, чем привлекают внимание покупателей.[18]
Сегодня главным для крупных предприятий, таких как Хлебозавод «Меркур-Нан», оказывается не столько стремление к снижению издержек производства и цен на продукцию, сколько способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества или обладающий более новыми свойствами (притом в основном за ту же цену).
Современное производство должно соответствовать повышенным требованиям, что обусловлено следующими причинами:
- высокой гибкостью
- значительным усложнением
техники производства, требующим
совершенно новых форм
- серьезной конкуренции
на рынке товаров, в корне
изменившей отношение к
- неопределенностью внешней
среды. Неопределенность стала
одним из важнейших понятий
менеджмента, причем в смысле
постоянной изменчивости
Динамическое изменение технологий, борьба за потребителя и качество продукции, рост конкуренции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Перестройка внутрифирменного управления в последнее время является основой для реорганизации всего хозяйственного механизма предприятия.
2.3 Анализ организации работы маркетингового отдела
Достижение целей предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
В первую очередь Хлебозаводу «Меркур-Нан» нужна четкая организационная структура маркетинговой деятельности. Она может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами - это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся именно маркетинговой деятельностью.
Осуществление процесса маркетинга
на предприятии требует создания
такой организационной
Предприятие должно создать
отдел маркетинга с таким расчетом,
чтобы он наилучшим способом способствовал
достижению маркетинговых целей (выявление
неудовлетворенности спроса покупателей,
географическое расширение рынков сбыта,
изыскание новых сегментов
Многие компании начинают понимать, что ими движут не столько покупатели и рынки, сколько продукты или продажи. Они пытаются провести реорганизацию, чтобы стать истинно маркетинговыми компаниями. Задача эта не из легких. Такое изменение требует пересмотра всех должностей и отделов, обязанностей, стимулов и взаимосвязей.
Для Хлебозавода «Меркур-Нан» наиболее приемлема организационная структура службы маркетинга с ориентацией по рынкам и покупателям. Это обусловлено тем, что Хлебозавод «Меркур-Нан» продает свою продукцию не только конечному потребителю, он также находится в тесных торговых отношениях с различными предприятиями и учреждениями. Учитывая то, что рынки, на которых хлебозавод реализует свою продукцию, очень различны, направления маркетинговой деятельности будут разрабатываться по двум направлениям: рассчитанный на рынок конечных потребителей и на рынок различных предприятии и учреждений.
Организовывая отдел маркетинга на предприятии, руководству хлебозавода нельзя упускать из внимания тот факт, что это очень сложный процесс. Его сложность заключается в том, что организация маркетингового отдела с ориентацией по рынкам и покупателям может быть просто на принята, ее могут посчитать как ненужную. Важным аргументом в создании отдела маркетинга является то, что маркетинг помогает при определении нужд и потребностей целевых рынков и помогает удовлетворить потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами. Прежде чем создавать организационную службу маркетинга с ориентацией по рынкам и потребителям, сначала было бы более целесообразно внедрить промежуточные формы. Это помогло бы предприятию привыкнуть к мысли, что маркетинговый отдел необходим, его работа нужна предприятию и что она приносит положительный эффект.
Первый этап при переходе
к организационной структуре - это
простой отдел сбыта. В задачу
вице-президента по сбыту входит управление
торговым персоналом. Также сам вице-президент
по сбыту принимает
Этап 2. Отдел сбыта, выполняющий функции маркетинга. Чем крупнее компания, тем больше необходимость в добавлении и усилении некоторых маркетинговых служб. Для выполнения таких задач, как маркетинговое исследование и рекламная компания, вице-президент по сбыту нанимает специалистов - менеджера по маркетинговым исследованиям и менеджера по рекламе. Он может также нанять специалиста по маркетингу, который будет управлять этими и прочими маркетинговыми функциями.
Следующим этапом выступает создание самостоятельного отдела маркетинга. Крупное предприятие, такое как Хлебозавод «Меркур-Нан» может себе позволить дополнительные вложения в маркетинговые исследования, разработку новых товаров, рекламу и стимулирование сбыта, улучшение сервиса. Вице-президенту по сбыту нужно заниматься только торговлей и торговым персоналом.
Постепенно директор фирмы приходит к пониманию, что с точки зрения прибыли выделение маркетинга в самостоятельный отдел будет выгодно. Для руководства отделом утверждается должность вице-президента по маркетингу. Как и вице-президент по сбыту, он подчиняется директору или его заместителю. На данном этапе сбыт и маркетинг - это уже две различные функции, которые, тем не менее, должны быть тесно связаны между собой.
Этап 4. Эффективная маркетинговая
компания. Задача менеджера по маркетингу
состоит в том, чтобы определять
целевые возможности роста, составлять
стратегии и программы
Если между торговлей
и маркетингом возникают
Преимущества данного типа оргструктуры управления заключаются в следующем:
- управляющий, занимающийся
определенным рынком, имеет возможность
координировать различные
- управляющий может быстро
реагировать на требования
- в поле зрения управляющего
постоянно находятся все
- легче выявить способных
сотрудников, так как они
Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:
- высокая загруженность управляющих по рынкам;
- оторванность управляющих от своих рынков.
Ряд шагов, которые помогут при создании компании, ориентированной на маркетинг и покупателей.
1. Убедить руководство
в необходимости ориентации на
покупателя. Необходимо убедить
высшее руководство фирмы в
том, что маркетинговая
2. Назначить управляющего
высшего уровня по маркетингу
и создать группу по решению
маркетинговых вопросов. Чтобы привнести
в компанию современное
Информация о работе Маркетинг, как концепция предпринимательской деятельности