Маркетинг, как концепция предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Практическая целесообразность этой работы обусловлена тем, что зарождающиеся рыночные отношения диктуют свои условия эффективной организации деятельности фирм, а поэтому выбор маркетинговой ориентации в работе предприятия сегодня означает для него большие перспективы дальнейшего развития.

Содержание

Введение
1 Теоретические и методические основы маркетинга, как концепции предпринимательской деятельности
1.1 Понятие, задачи и функции маркетинга
1.2 Организационные формы маркетинга
2 Анализ маркетинговой деятельности Хлебозавода «Меркур-Нан»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка маркетинговой деятельности предприятия.
2.3 Анализ организации работы маркетингового отдела
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Республики Казахстан.docx

— 83.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  2

1 Теоретические и методические основы маркетинга, как концепции предпринимательской деятельности

1.1 Понятие, задачи и функции маркетинга

 

  4

  4

1.2 Организационные формы маркетинга

12

2 Анализ маркетинговой деятельности Хлебозавода «Меркур-Нан»

20

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

20

2.2 Оценка маркетинговой деятельности предприятия.

21

2.3 Анализ организации работы маркетингового отдела

25

Заключение

34

Список использованных источников

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как  ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии  предприятия и основанная на знании потребительского спроса. В этих условиях маркетинг представляет собой систему  организации деятельности предприятия, фирмы, корпорации по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения  высокой прибыли.

Рыночная система как тип  организации экономических отношений  в стране представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих эффективность  и сбалансированность ее существования. В основу этой системы заложен  следующий принцип: выбор производства того или иного вида товара осуществляет непосредственно потребитель, а  не производитель продукции. Таким  образом, наиболее перспективным и  прибыльным является тот бизнес, который  удовлетворяет спрос в обществе, а не тот, который ориентирован на сбыт уже произведенных товаров. Поэтому в связи с необходимостью постоянного исследования потребительского спроса, анализа возможностей и перспектив развития фирмы использование маркетинга объективно необходимо во всех сферах общественной жизни стран с рыночной экономикой.

Анализируя современное состояние  экономики Казахстана, важно отметить, что маркетинг еще не нашел  широкого применения в нашей стране, как во многих зарубежных странах. Однако переориентация предприятий на маркетинговый  стиль хозяйствования позволит многим предприятиям уже сегодня достичь  значительных успехов в завоевании потребительского рынка и в конкурентной борьбе с импортными товарами. Ведь именно практическое использование  маркетинга, его принципов, позволяет, наконец, преодолеть парадоксальное явление, когда в течение длительного времени производятся и навязываются потребителям тысячи наименований продукции, не пользующейся спросом. Это ведет к нерациональному использованию сырья, материалов, топлива, финансов. Назначение же маркетинга состоит в том, что он соединит в целую систему производителя и потребителя, обеспечив экономическое развитие страны.

Управление маркетинга играет важное, а иногда и решающее значение в  конкурентной борьбе на рынке. Именно на рынке произведенный продукт  и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают  признание у потребителей. На основании  этого можно заметить, что тема маркетинга, как концепции предпринимательской деятельности, как предмет изучения данной работы является не только актуальной, но и довольно перспективной.

Основная цель курсовой работы: изучение маркетинга, как концепции предприятия. Для достижения основной цели работы были определены следующие задачи:   

- Определение сущности, задач  и функций маркетинга.

- Определение роли маркетинга  в предпринимательской деятельности.

- Характеристика организации  структуры управления маркетингом.

- Анализ эффективности  управления маркетингом предприятия  и путей её повышения.

Практическая целесообразность этой работы обусловлена тем, что зарождающиеся  рыночные отношения диктуют свои условия эффективной организации  деятельности фирм, а поэтому выбор  маркетинговой ориентации в работе предприятия сегодня означает для  него большие перспективы дальнейшего  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА, КАК КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие, задачи и функции маркетинга.

Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система  экономической деятельности - более  широкое понятие.

Главное в маркетинге - двуединый  и взаимодополняющий подход. С  одной стороны, это тщательное и  всестороннее изучение рынка, спросов, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой  продукции. С другой стороны - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и  покупательских предпочтений. В промышленно  развитых странах покупательские предпочтения являются главной движущей силой  созидательного труда. Ведь даже труд рабочего самой высокой квалификации по изготовлению очень нужного обществу изделия самого высокого качества и  с самыми низкими издержками производства может оказаться в конечном счете  непроизводительным только потому, что  изделие не нашло своего покупателя, не попало в конечное потребление. Произойти  это может по той причине, что  потенциальный потребитель не знал о существовании нужного ему  изделия или о месте, где его  можно купить. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым сделать  труд первого по-настоящему производительным - в этом, собственно и состоит  основная цель любой маркетинговой  деятельности.

В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и  сложны: тут и физиологическая  нужда в пище, одежде, тепле и  безопасности, и социальные нужды  в духовной близости, влияния и  привязанности, и личные нужды в  знаниях и самовыражении. Они  не формируются усилиями рекламных  агентств, а исходят от природы  человека. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем  глубже он переживает отсутствие возможности  удовлетворить ее. Неудовлетворенный  человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Маркетинговая деятельность с целью  достижения желанных уровней сбыта  на разных рынках должна осуществляться в рамках выбираемой единой концепции. Такая концепция строится на определении  потребностей и реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров  и признание необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты.

В истории развития рынка известны следующие этапы становления  и эволюции концепции маркетинга: совершенствование производства, совершенствование  товара, интенсификация маркетинговых  усилий, маркетинг. Перечисленные этапы олицетворяют различные периоды в истории экономики, и социальные, экономические и политические перемены за последние годы. Общая тенденция развития - перенос акцента с производства товара на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя.[1]

Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов  производства на реальные требования и пожелания потребителей.

Из этого основополагающего  принципа вытекают следующие цели и  задачи:

- надо знать рынок, всесторонне  изучать состояние и динамику  потребительского спроса на данный  товар (услугу), использовать полученную  информацию в процессе разработки  и принятия научно-технических,  производственных и хозяйственных  решений;

- максимально приспосабливать  производство к требованиям рынка  с целью повышения эффективности  функционирования предприятия;

- воздействовать на рынок и  потребительский спрос с помощью  всех доступных средств в целях  формирования его в в необходимых для предприятия направлениях;

- развивать и поощрять на  предприятии творческий подход  к решению возникших в результате  проведения маркетинговых исследований  технических и хозяйственных  проблем;

- организовывать доставку товара  в таком количествах, в такое  время и в такое место, которое  больше всего устраивали бы  конечного потребителя;

- обеспечивать целевое управление  всем процессом: «научные разработки, производство, реализация, сервис»;

- не опаздывать с выходом  на рынок с новой, особенно  высокотехнологичной продукцией;

- развивать рынок на относительно  однородные группы потребителей  и ориентироваться на те сегменты, в отношение которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и их потребностей;

- завоевать рынок товарами наивысшего  качества и надежности;

- добиваться преимуществ в конкурентной  борьбе за счет повышения технического  уровня и качества продукции,  предоставления покупателю большего  объема и лучшего качества  сопутствующих услуг;

- оказывать содействие торговым  посредникам, обеспечивая их складами  готовой продукции для ее немедленной  поставки потребителям, оказывая  помощь в решении технических  проблем и обучения персонала;

- ориентировать стратегию маркетинга  на перспективу, ставя конкретные  задачи по завоеванию рынка,  расширению объема продаж, особенно  на перспективных секторах рынка;

- использовать в максимально  возможной мере организацию управления  по товарному принципу, что способствует  приобретению персоналом высокопрофессиональных  навыков управления производством  и сбытом конкретных видов  продукции и повышает ответственность  руководителей за работу на  отдельных товарных рынках.

Под маркетингом понимается такая  система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и  учет спроса и требований рынка для  более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции  в заранее установленных объемах  и отвечающих определенным технико-экономическим  характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме  получение наиболее высоких прибылей или прочное положение на рынке.

Философия маркетинга предельно проста: производитель должен выпускать  такую продукцию, которой заранее  обеспечен сбыт, и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Суть и содержание маркетинговой  деятельности отражают объективные  условия развития рынка, который  в известной мере утрачивает хаотичность  и попадает под регулирующее воздействие  заранее устанавливаемых хозяйственных  связей, где особая роль отводится  потребителю. Потребитель выдвигает  свои требования к продукту, его  технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки и тем  самым создает предпосылки для  распределения рынка между производителями. Это заставляет производителей тщательно  и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы  рынка, который предъявляет высокие  требования к качеству и конкурентоспособности  продукции. Отсюда: производитель уже  целенаправленно ставит задачи перед  научно-техническими разработками, требуя, чтобы их проекты отвечали определенным условиям, рассчитывает ориентировочно издержки производства, уровень цены, определяет наиболее рациональную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное кооперирование.

Требования к продукту, диктуемые  потребителем, обусловливают необходимость  использования наиболее оптимальных  структур управления, сочетания в  управлении принципов централизации  и децентрализации, более полного  учета требований потребителей в  производственной программе, обеспечения  управления научно-технического прогресса  и повышения конкурентоспособности, осуществление программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро  встает задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, организация, руководство. Особое значение приобретают стимулирование производства новых видов продукции, усиление роли договорных отношений  и заключение контрактов, где заранее фиксируются все обязательства поставщика продукции, возлагаемые на него покупателем (потребителем).

Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необходимость  ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителя. Здесь  отражается и постоянно усиливается  тенденция к планомерной организации  производства в целях повышения  эффективности функционирования фирмы  в целом и ее хозяйственных  подразделений.

Маркетинговая деятельность фирмы  направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие  и главным образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной  деятельности; определять ассортимент  и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.

Информация о работе Маркетинг, как концепция предпринимательской деятельности