Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа
Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49
Хотелось
бы заметить, что несомненная
Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Роль малого бизнеса в экономике России очень важна. Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Успех
малого бизнеса в этой области
можно объяснить следующими причинами.
Углубление специализации в научных
разработках привело к тому, что
во многих случаях небольшие фирмы
идут по более простому или рискованному
пути, работают в неперспективных
отраслях. Мелкие фирмы также охотно
берутся за освоение оригинальных нововведений,
поскольку при выпуске
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Важность
малых предприятий еще и в
том, что ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены
постоянно развиваться и
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
В
то же время, на мелких предприятиях отмечается
более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
-
развитие МП способствует
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
- объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
- сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
- массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое
влияние малого бизнеса достаточно
велико, поскольку эта социальная
группа давно стала основой
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30.12.2009 г.) // Российская газета от 21.01.2009 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 г., в ред.ФЗ от 05 февраля 2007 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3.
О государственной регистрации
юридических лиц и
4.
О первоочередных мерах
Литература
1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Пробл. теории и практ. упр. - 2004. - № 2. - С.111-117.
2. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. - 2007. - № 7. - C. 62-79.
3. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - № 6. - С.14-22.
4. Боровиков П.Л. Становление и развитие малого бизнеса // Комерсант.- 2008.- № 6.- С. 21-24
5. Дадашев А. Ресурсная эффективность малых предприятий / А. Дадашев, Д. Мешков // Экономист. - 2006. - № 6. - С. 55-61.
6. Игнатьев А. М. Основы бизнеса и предпринимательства.- М.,2006. – С. 288.
7. Киянова П. Ш. Основные направления малого бизнеса // ОНС. - 2008. - № 7. - С. 25-29
8. Кондрачук В. В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса // Полис. - 2008. - № 3. - С. 131-137
9. Крутик А. Б., Пименов А. Л. Введение в предпринимательство: Учеб. пособие.- М.,2007. – С. 394
10. Кузнецова Н.М. Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации // Соц.-гуман. знания. - 2007. - № 1. - С.172-179.
11. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. - М.,2008. - 336 с.
12. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. - М.,2008. - 258 с.
13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. -- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009.
14. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. -М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 2008.
15. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. -М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 2008.
16. Малый бизнес: проблемы и перспективы. - СПб.,2009. - 371 с.
17. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.,2009. - 514 с.
18. Мухина В. И. Проблемы малого бизнеса // Бизнес. - 2008. - № 6. - С. 22-26
19. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 119-126
20. Основы предпринимательства: Учебник. - М.,2006. - 389 с.
21. Павлов К.П. Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса / К.В.Павлов, И.Г. Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - № 6. - С.26-31.
22. Российский малый бизнес // Человек и труд. - 2008. - № 9. - С. 58-63
23. Рузавин Г. И. Курс рыночной экономики: Учебник. - М., 2009. - 494 с.
24. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д., Экономика. – М., 2001.
25. Смольков В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление // Соц.-гуман. знания. - 2007. - № 2. - С.146-162.
26. Чернышева Ю. Г. Совершенствование поддержки малого предпринимательства в концепции экономических противоречий // Известие вузов Сев.-Кавказ. Регион. Общест. Науки. - 2007. - № 3. - С. 64-67
27. Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США //Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. - С. 11-19
Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России