Малый бизнес и его роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.64 Кб (Скачать)

     Хотелось  бы заметить, что несомненная перспективность  сектора малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует  рассматривать лишь как очередную  кампанию в системе антикризисных мер. Это долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивать перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

     Таким образом, как у предприятий, так  и у государства до сих пор  открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики  стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация  практически всех отраслей экономики  и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

     Роль  малого бизнеса в экономике России очень важна. Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

     Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что  во многих случаях небольшие фирмы  идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных  отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как  можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров  и услуг, что в свою очередь  активно стимулирует процесс  производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и  среднего предпринимательства.

     Отношение нововведений к затратам на научные  исследования и разработки малых  предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

     Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

     Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия, так  как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в  основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивают при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

     Социальная  значимость МП определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных  работников, общая численность которых  является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

     - развитие МП способствует постепенному  созданию широкого слоя мелких  собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества;

     - занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

     - объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

     - сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

     - массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

     Политическое  влияние малого бизнеса достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося  среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

     Нормативно-правовые акты

    1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30.12.2009 г.) // Российская газета от 21.01.2009 г.

     2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 г., в ред.ФЗ от 05 февраля 2007 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

     3. О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей: Федеральный закон  от 21 июля 1997г. №122 - ФЗ // СЗ РФ 2001. № 33. Ст. 3431.

     4. О первоочередных мерах государственной  поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 года // СЗ РФ. - 1996. - №15. - Ст. 1583

     Литература

     1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (регион. аспект) // Пробл. теории и практ. упр. - 2004. - № 2. - С.111-117.

     2. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. - 2007. - № 7. - C. 62-79.

     3. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. - 2006. - № 6. - С.14-22.

     4. Боровиков П.Л. Становление и развитие малого бизнеса // Комерсант.- 2008.- № 6.- С. 21-24

     5. Дадашев А. Ресурсная эффективность малых предприятий / А. Дадашев, Д. Мешков // Экономист. - 2006. - № 6. - С. 55-61.

     6. Игнатьев А. М. Основы бизнеса и предпринимательства.- М.,2006. – С. 288.

     7. Киянова П. Ш. Основные направления малого бизнеса // ОНС. - 2008. - № 7. - С. 25-29

     8. Кондрачук В. В. Государственное влияние на развитие малого бизнеса // Полис. - 2008. - № 3. - С. 131-137

     9. Крутик А. Б., Пименов А. Л. Введение в предпринимательство: Учеб. пособие.- М.,2007. – С. 394

     10. Кузнецова Н.М. Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации // Соц.-гуман. знания. - 2007. - № 1. - С.172-179.

     11. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. - М.,2008. - 336 с.

     12. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. - М.,2008. - 258 с.

     13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. -- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009.

     14. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. -М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 2008.

     15. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. -М.: ИИФ «Спрос» КонфОП, 2008.

     16. Малый бизнес: проблемы и перспективы. - СПб.,2009. - 371 с.

     17. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.,2009. - 514 с.

     18. Мухина В. И. Проблемы малого бизнеса // Бизнес. - 2008. - № 6. - С. 22-26

     19. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 119-126

     20. Основы предпринимательства: Учебник. - М.,2006. - 389 с.

     21. Павлов К.П. Оценка эффективного осуществления государственного регулирования развития малого бизнеса / К.В.Павлов, И.Г. Андреев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2007. - № 6. - С.26-31.

     22. Российский малый бизнес // Человек и труд. - 2008. - № 9. - С. 58-63

     23. Рузавин Г. И. Курс рыночной экономики: Учебник. - М., 2009. - 494 с.

     24. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д., Экономика. – М., 2001.

     25. Смольков В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление // Соц.-гуман. знания. - 2007. - № 2. - С.146-162.

     26. Чернышева Ю. Г. Совершенствование поддержки малого предпринимательства в концепции экономических противоречий // Известие вузов Сев.-Кавказ. Регион. Общест. Науки. - 2007. - № 3. - С. 64-67

     27. Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США //Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 6. - С. 11-19

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России