Малый бизнес и его роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.64 Кб (Скачать)

     1) признания банкротом,

     2) принятия решения о запрете  деятельности предприятия из-за  невыполнения условий, установленных  законодательством РФ, если в  предусмотренный решением срок  не обеспечено соблюдение этих  условий или не изменен вид  деятельности,

     3) признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия,

     4) по другим основаниям, предусмотренным  законодательными актами РФ.

     1.3 Преимущества и  недостатки малого  бизнеса

     Как показывает мировая практика, малое  предпринимательство играет большую  роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны  определённые преимущества.

     Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более  быстрая адаптация к местным  условиям хозяйствования; большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы  при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая  возможность для индивидуума  реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

     Так, в докладе Международного бюро труда  отмечалось, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчёте на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

     Собственники  малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше  знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наёмных работников. Малые  предприятия способствуют занятости  большего количества работников по сравнению  с крупными предприятиями, тем самым  содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия  по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

     В то же время субъектам малого предпринимательства  свойственны и определённые недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок  уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке; зависимость от крупных  компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности  в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении  кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

     Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

     Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто  меняют владельцев.

     На  неудачах малого бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирм участвует не один человек, а предпринимательская  команда, которая состоит из двух, трёх или четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

     Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

     Эти и другие преимущества малого предпринимательства  являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому  государство обязано оказывать  существенную поддержку развитию малого бизнеса.

     Помимо  преимуществ, у малых предприятий  имеются и уязвимые места. Главное  из них - малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения  деловых операций появляется возможность  использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют  с малыми предприятиями, потому что  для них мелкие ссуды менее  выгодны, чем кредиты крупным  предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

 

      Глава 2. Проблемы и  перспективы развития малого бизнеса.

     2.1 Структура и порядок  введения малого  бизнеса

     Понимание роли формирования бизнеса требует  ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

     Рассматривая  частный сектор экономики, можно  говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние  и малые предприятия в зависимости  от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный  интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

     Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

     Средний бизнес в большей мере зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и  вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

     Бизнес, или предпринимательство представляет самый многочисленный слой собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор бизнеса образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

     Сектор  бизнеса является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой  развитой хозяйственной системы, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться.

     Хотя  «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются предприятия малого бизнеса как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

     Высокая приспособляемость и массовый охват  практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

     Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров  и услуг, возможность начать собственное  дело с относительно малым стартовым  капиталом - все эти черты бизнеса  являются его достоинствами, повышающими  устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.

     Существуют  три основных формы организации  бизнеса:

  1. Индивидуальное предприятие.
  2. Товарищество.
  3. Корпорация или общество.

     Рассмотрим  основные их особенности.

     Индивидуальное  предприятие. Эта форма возникает, когда предприятие образуется, принадлежит и управляется одним и тем же лицом. Количественно предприятия с индивидуальной формой собственности преобладают в развитых капиталистических странах, но их доля в общем объеме экономической деятельности оказывается весьма незначительной.

     Основные  преимущества этой формы организации  бизнеса:

     -простота  организации и управления;

     -относительно  меньшая регламентация государством, в частности не требуется публикация финансовых отчетов;

     -налогом  облагаются только индивидуальные  доходы;

     -большая  гибкость в принятии решений.

     Основные  недостатки:

     -неограниченная  ответственность собственника;

     -проблема  преемственности;

     - ограниченные возможности дополнительного  привлечения капитала;

     - заработная плата и некоторые  дополнительные доходы собственника  не исключаются из налогооблагаемой  прибыли.

     Товарищество. Эта форма относится к бизнесу, который осуществляется двумя или более лицами.

     Если  все партнеры имеют неограниченную ответственность, то такая форма известна как полное товарищество.

     Если  ответственность одного или более партнера ограничена величиной его вклада, то товарищество становится смешанным. Большинство товариществ образуется с официально заверенным соглашением между партнерами.

     В сравнении с индивидуальной собственностью, товарищества имеют больше возможностей привлечения капитала и относительно высокую гибкость управления. Товарищества, основанные на официальном соглашении, имеют особую процедуру регистрации и дополнительные законодательные требования. Другие преимущества и недостатки товариществ аналогичны форме индивидуальной собственности.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России