Малый бизнес и его роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.64 Кб (Скачать)

     Содержание 

    Введение  ………………………………………………………………… 3
    Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
    1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
    1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
    1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
    Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
    2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
    2.2. Проблемы становления малого  бизнеса в России ……………….. 25
    2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
    Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
    3.1. Развитие малого бизнеса в  зарубежных странах ………………… 33
    3.2 Государственная поддержка малого  бизнеса в промышленно развитых  странах ……………………………………………………………...  
36
    Заключение ……………………………………………………………… 44
    Список  используемой литературы …………………………………….. 49
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение  жизненных стандартов широких слоев  населения; стабильность уровня цен, стойкость  валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел  и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

     Надо  отметить, что в силу исторической специфики России прочных традиций развития малый бизнес в стране не имел. И в досоветский период малое предпринимательство было развито достаточно слабо. Его прообразом можно считать сложившиеся к середине XIX века в рамках крепких крестьянских, так называемых посессионных, хозяйств полупромышленные формы производства, но это малое предпринимательство после отмены крепостного права либо перешло в разряд среднего (мануфактуры, торговые дома и тому подобные), либо погибло, если не считать мелких лавок в городе и так называемых кулацких хозяйств в деревне. Советская власть, которая дала возможность малому предпринимательству возродиться в первые годы НЭПа, вскоре сама же задушила его железной рукой. Причина нелюбви большевиков к малому бизнесу была понятна – Ленин справедливо писал о том, что мелкотоварное производство, то есть тот самый семейный малый бизнес, «ежедневно и ежечасно» рождает капитализм.

     Между тем малый бизнес в любой рыночной экономике – это тот подлесок, без которого не бывает настоящего леса.

     Малый бизнес не только во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта, но также является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

     - формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

     - расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

     - приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

     - содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

     - привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

     - создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

     - более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

     - вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

     - формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

     - активизация научно-технического прогресса;

     - освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

     - содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;

     - освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью мощной экономической и политической силой России.

     Учитывая  актуальность данной темы, целью данной курсовой работы является малый бизнес и его роль в экономике России. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

     1. Раскрыть сущность и значение малого бизнеса.

     2. Рассмотреть основные преимущества и недостатки малого бизнеса.

     3. Выявить проблемы развития малого бизнеса.

     4. Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса.

     5. Охарактеризовать развитие малого бизнеса за рубежом

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе

     1.1 Основные понятия и значение малого бизнеса

     Малое предпринимательство - предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая  и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных  организационно - правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на отчётный период на предприятии (организации). В ряде научных работ  под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой  лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

     Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объём оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

     Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу свой массовости определяют социально - экономические и отчасти  политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному  положению они принадлежат к  большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Малый бизнес образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технической производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

     Сектор  малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которой экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого бизнеса  создается и циркулируется основная масса национальных ресурсов, которые  являются питательной средой для  среднего и крупного бизнеса.

     Высокая приспособляемость и массовый охват  практически всех сфер внутреннего  рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы малого предприятия, с  одной стороны, являются мелкими  собственниками и объединены едиными  корпоративными интересами в отношении  собственности с крупным и  мелким капиталом. С другой стороны  представителей малых предприятий  отличает то, что их условия жизни  и деятельности, а также положение  производителя и одновременно потребителя  на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению  связей со своими постоянными и потенциальными клиентами.

     Малый бизнес - вполне самостоятельная и  наиболее типичная форма организации  экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами, недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинством, повышающим его устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого бизнеса на изменение условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой стороны - зависит от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов.

     В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995г. Субъектами малого бизнеса являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

     В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятия лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России