Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа
Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49
АМБ
решает три важнейшие задачи: обеспечение
финансовой поддержки малых и
средних предприятий; содействие в
получении государственных
Федеральный аппарат АМБ насчитывает 1100 человек. Помимо этого в каждом из 50 штатов функционируют региональные отделения численностью по 30-40 человек. Чиновники АМБ в центре и на местах не руководят предприятиями малого бизнеса. В их задачу входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело.
По данным Администрации малого бизнеса США, в 1998 г. в стране было вновь создано 898 тыс. новых фирм, что на 1,5 % больше, чем в 2008 (885). Из числа этих фирм 60 % начали свою работу на дому при поддержке Министерства труда США. Следует отметить, что около 21 млн. Американцев (17 % всех занятых) работают благодаря малому бизнесу при неполном рабочем дне.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. доходы (прибыль) малого бизнеса выросли на 6,3 % и составили 548,5 млн. долларов. Более чем у половины работников, занятых в малом бизнесе, заработная плата выросла на 7,2 %.С 2005 по 2010 г. в малом бизнесе было создано 11,1 млн. новых рабочих мест, что способствовало росту уровня занятости населения и снижению безработицы. Малым бизнесом в 2010 г. было заключено 168 тыс. договоров на строительные работы. Только два самых крупных договора позволили создать около 50 тыс. рабочих мест.
Все больше женщин участвует в руководстве предприятиями малого бизнеса. Только за один год количество фирм, руководимых женщинами, выросло на 29 %; 1,4 млн. предприятий малого бизнеса, владельцами которых являются женщины, получили в 2010 г. 2,8 млн. долларов прибыли. Определенное развитие в малом бизнесе получила - франчайзинговая форма. Среди женщин - собственников фирм 16,0 % использовали эту форму; 60 % женского бизнеса было сосредоточено на дому.
Особо следует сказать об инвестициях в малый бизнес. 71 % инноваций малом бизнесе США поддерживается спонсорами ассоциации АМБ. В то же время на крупные предприятия падает 26 % средств. Направляемых из федерального бюджета на научные исследования и развитие, в то же время как на предприятия малого бизнеса приходится лишь 11 % этих средств. Конгресс США в 1992 г. разработал программу развития инноваций для малых предприятий вплоть до 2010 г. В 1983 г. отчисления на подобные программы составили 6,5 млрд. долларов, и с того времени ежегодно увеличиваются на 1 млрд. долларов.
Из 4,5 млн. работников - ученых, инженеров, аналитиков и программистов в 2010 г. в малом бизнесе было занято 37,9 % (против 32,3 % в 2001).
Надо сказать, что 80-е годы ХХ в. были отмечены в США резким ростом индивидуального инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей. Это небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно - технических идей. По различным оценкам в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30-40 тыс. Компаний с численностью занятых на менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых предприятий примерно 1/8 специализируется на производстве научно - технических нововведений.
Многочисленные
мелкие инновационные предприятия
стали в США своеобразным дополнением
к традиционным научно- исследовательские
и конструкторским комплексом промышленных
корпораций, университетов, бесприбыльным
исследовательским
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки, включающей:
1. Финансовую поддержку (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
2. Материально-техническую поддержку (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства - зданий, сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
3. Информационную поддержку (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
4. Консультативную поддержку (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).
На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
Политика стимулирования данной сети инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления - от федерального правительства до муниципального. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий возникновения и развития новых форм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и даже предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.
Главным
содержанием государственной
Вторым важнейшим направлением государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса, осуществляемой на уровне федерального правительства, является привлечение частного капитала для финансирования. Реализуется оно преимущественно через компании венчурного капитала. Венчурное финансирование стало более или менее заметным в США в послевоенный период и широко распространялось в 70-е годы.
Сегодня
в США действуют компании венчурного
финансирования трех типов: корпоративные
(дочерние компании крупных корпораций),
независимые и частные ИКМБ (инновационные
компании малого бизнеса), действующие
под эгидой АМБ. Венчурный капитал
размещается в форме
Что касается налоговых и амортизационных льгот, предоставляемых самому малому инновационному бизнесу, то они переменяются менее широко, поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная и предначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался более крупный бизнес. Однако с начала 80-х годов начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для малых предприятий, прежде всего инновационного бизнеса, с учетом его специфических потребностей.
Если говорить об амортизационных льготах, то в отношении малого бизнеса действует только одна существенная мера: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течении амортизационного периода.
Представляет также интерес финансирование малого бизнеса в США, он осуществляется в основном из двух источников: по линии Администрации малого бизнеса (SBA) и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается Администрацией малого бизнеса.
По данным SBA, в июне 2008 г. коммерческие банки предоставили 371 млрд. долларов займов малому бизнесу, из них коммерческие и промышленные займы по ипотеке составляли свыше 1 трлн. Долларов. Общие займы до 250 тыс. Долларов приходилось 188 млрд. долларов, а на займы до 100 тыс. долларов -112 тыс. долларов.
Количество займов малого бизнеса значительно выросло с - 7,9 млн. в 2009 г. до 9,2 млн. в 2010 г. Однако почти все повышение (19,3%) относится к категории наименьшего займа - до 100 тыс. долларов. Менее половины малых фирм прибегают к займу в течение года.
Следует обратить внимание на систему гарантированного обеспечения займов малому бизнесу в США. Гарантированные займы - наиболее распространенная форма финансовой поддержки малого бизнеса. По данным И. И. Разумновой, в настоящее время практически 100 % финансовой помощи по линии Администрации малого бизнеса (АМБ) осуществляется в форме гарантированных займов. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице АМБ гарантию возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90 % суммы займа, но не более 155 тыс. долларов, а для крупных займов - 175 тыс. долларов; срок займа - около восьми лет.
Срок
погашения кредита
По ссудам со сроком погашения семь и долее лет процентные ставки по гарантийным займам не могут быть выше ставки рефинансирования плюс 2,75 %, а по ссудам на срок менее семи лет - не выше ставки рефинансирования плюс 2,25 %. Такие относительно невысокие проценты за кредиты, плюс гарантии государства в лице АМБ создают вполне приемлемые условия для развития малого бизнеса.
Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров для малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными в данной области считаются следующие университетские школы бизнеса: в Лондоне, Манчестере, Глазко, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16 недель слушатели изучают общие проблемы экономики и основы создания собственного дела. Ежегодно эти школы оканчивают свыше 200 человек.
Правительство Германии стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы по так называемому Плану Маршалла. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предприятиям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд. марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реализовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчурного финансирования на общую сумму 14 млрд. марок.
После
объединения восточных и
Интересно отметить, что в ФРГ с 1976 г. существует особое положение регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов, то они могут обратиться с жалобой в соответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.
Важная часть программы содействия мелким и средним предпринимателям - обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.
Вывод.
На современном этапе повышение
роли предприятий малого бизнеса
в экономике Германии, США и
других развитых странах - не случайность,
а необходимая закономерность, вызванная
самим ходом истории, и потребностями,
которые возникали в процессе
развития производительных сил и
технологий.
Заключение
Хотелось
бы надеяться, что в ближайшее
время и наша страна пойдет по пути
адаптации предприятий малого бизнеса
к сегодняшним экономическим
условиям хозяйствования в России.
Малое предпринимательство
Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России