Малый бизнес и его роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.64 Кб (Скачать)

     Корпорация  является самостоятельным юридическим  лицом, отдельным от акционеров. Она  владеет имуществом, привлекает заемные  средства и вступает в деловые  контакты от своего собственного имени.

     Другие  отличительные черты корпораций:

     - образование корпорации является сложной процедурой. Предприятие может быть инкорпорировано на федеральном или муниципальном уровне. Процедура инкорпорирования различается в разных странах и даже в разных регионах одной страны;

     - акционеры или собственники корпорации имеют ограниченную ответственность;

     - собственность корпорации легко переходит от одних лиц к другим через рынок акций, что обеспечивает непрерывность существования корпорации;

     - эта форма предпринимательской деятельности является объектом большого и сложного законодательства и государственного регулирования, включая требования финансовой отчетности и определенного уровня открытости информации;

     - прибыль корпораций является объектом двойного налогообложения, сначала на уровне корпорации, а затем на уровне физических лиц;

     - корпорация имеет намного больше возможностей привлечения капитала благодаря своей кредитоспособности и доступу к различным источникам финансирования;

     - важнейшие решения в корпорации принимаются советом директоров, которые избираются акционерами;

     - все виды заработной платы и окладов вычитаются из налогооблагаемой прибыли;

     - для больших корпораций, чьи акции широко распространены, возникает проблема противоречий интересов между управляющими и акционерами.

     Бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся  на предпринимательскую деятельность предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для  некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.

     Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

     Российские  малые предприятия обладают высокой  степенью приспособляемости к сложной  экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

     Вывод. В целом процедура регистрации  малого предприятия ничем не отличается о регистрации любого другого  предприятия, а количество необходимых  для этого документов зависит  от выбранной организационно-правовой формы малого предприятия и региона, где оно регистрируется. В соответствии со сложившейся практикой регистрацию коммерческих организаций осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Существуют  отдельные виды деятельности, заниматься которыми можно только после прохождения  лицензирования и получения специального разрешения (лицензии). В случае осуществления  деятельности без лицензии, для занятия  которой она необходима, такая  деятельность рассматривается как  незаконная. 

     2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России.

     Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таких масштабов малый  бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

     В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

     Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве  как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о  спекулянте.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Но  главная причина сокращения числа  малых предприятий - низкий уровень  финансовой обеспеченности большинства  малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность  налоговой системы. Негативное воздействие  на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес - непрекращающийся спад производства.

     Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается в  состоянии приступить к реальному  производству продукции.

     Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой  политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых  условий в развитии предпринимательской  деятельности.

     В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

     Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости  и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиций, а страхование  и предоставление гарантий под кредит. 

     2.3. Государственная поддержка развития малого бизнеса в Российской Федерации

     В соответствии с федеральным законодательством  государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

     - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

     - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

     - установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистикой и бухгалтерской отчётности;

     - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

     - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

     Формами государственной поддержки малых  предприятий являются оказания финансовой помощи на возмездной и безвозмездной  основе, финансирование федеральных  программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование  субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных  заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и  товаров (услуг) для государственных  нужд и другие формы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

     Инструментом  государства, стимулирующим инновационные  процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, являются институты развития. Они занимают специфическую нишу в экономике между собственно коммерческим сектором и прямым бюджетным  финансированием. Важно отметить, что  институты развития не должны подменять  частный бизнес и реализовывать  коммерчески привлекательные проекты. Одним из принципов их деятельности должна быть недопустимость конкуренции  с частными финансовыми институтами. Вместе с тем, они не должны заниматься простым субсидированием убыточных  отраслей и проектов. В инвестиционном плане их задача - выступать в  качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики.

     Основными институтами развития для малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

     - бизнес-инкубаторы;

     - региональные венчурные фонды;

     - фонды прямых инвестиций;

     - гарантийно-залоговые фонды;

     - промышленные парки;

     - технопарки.

     Бизнес-инкубаторы - специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендованных площадей для других начинающих компаний.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России