Малый бизнес и его роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.64 Кб (Скачать)

     Региональные  венчурные фонды создаются в  целях финансирования малых предприятий  в научно-технической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников:

     - средства региональных бюджетов - до 25%;

     - средства федерального бюджета - до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);

     - средства частных инвесторов - не менее 50%.

     Гарантийные фонды создаются в целях расширения объема кредитования малых и средних  компаний (общая потребность в  кредитовании оценивается в 1 трлн. руб. и удовлетворяется сейчас лишь на 20%). Реализация гарантийно-залоговых механизмов осуществляется за счет предоставления субъектам Российской Федерации субвенции из федерального бюджета (31 субъекту на общую сумму 297 млн. рублей) для предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства на оплату стоимости договоров гарантии (поручительства) по банковским кредитам (договорам лизинга) в случае отсутствия у них достаточного собственного обеспечения.

     В условиях глубокого экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в  экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.

     Актуальной  она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее  время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского  малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому  развитие сети малого предпринимательства  не оказывает решающего влияния  на формирование товарных рынков, а  поддержание предпринимательской  активности в сфере малого бизнеса  не имеет необходимой почвы.

     Несмотря  на то, что капитальные вложения МП составляют достаточно внушительную сумму (11 % от капиталовложений в экономику  России за счет всех источников финансирования), активность малых предприятий в  области инвестиций очень низка.

     Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его  слабое инвестирование в связи с  повышенными в данной области  рисками при кредитовании, которые  вызваны следующими факторами:

     - малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам; не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;

     - кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;

     - консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

     Проблема  получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании. Данный факт обусловлен следующими причинами:

     - отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;

     - необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.

     В связи с этим банковские структуры  предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них  свой расчетный счет.

     Фактически  невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.

     Тем не менее, анализ современных тенденций  развития малых предприятий в  России позволяет говорить о том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные  пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в  вопросах формирования собственных  источников инвестирования. Государственная  поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями  внешних финансовых источников.

     Совокупность  данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства  за развитием малого бизнеса, но и  позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования  коммерческих займов и осуществления  других видов поддержки.

     Вывод. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса

     3.1 Развитие малого бизнеса в зарубежных странах

     Существующая  статистика красноречиво свидетельствует  о роли малых предприятий в  странах Запада.

     В конце 90-х годов во всех индустриально  развитых странах на сектор малого предпринимательства приходилось  подавляющее число предприятий. Так, в США, Японии, и Франции к  ним относилось 99,9 % всех предприятий  страны.

     По  данным Международной федерации  мелких промышленных предприятий на долю мелких и средних предприятий в странах-участниках этой организации приходится 50% продукции и численности занятых и свыше 30% капиталовложений и экспорта.

     Показатель  ежегодного прироста мелких фирм в  ведущих индустриальных странах  за последнее десятилетие составил: в Великобритании - 1,1%, Франции - 1,5%, в Германии - 3% и в США - 8%.

     В целом малые и средние предприятия  США обеспечивают 38-45 % ВНП и 48% всех производимых товаров и услуг. В 1991 г. в стране было создано 630 тыс. новых фирм. На данный момент, по данным бюро труда и статистики при министерстве труда США, в мелких компаниях (до 50 работников) трудятся более 70 % американских рабочих и служащих.

     В конце 1980-х годов Великобританию охватил настоящий бум мелкого предпринимательства. Так, в 1998 г. было зарегистрировано 42 тыс. предприятий, в 2006 г.- 65 тыс., в 2008 г. - 87 тыс. новых фирм. В настоящее время в этой стране функционирует 2,37 млн. предприятий. Эти цифры свидетельствуют о неуклонном росте бизнеса.

     Количественное  увеличение числа небольших компаний в промышленности предопределено, главным  образом, углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного  производства, отказом от крупномасштабного  массового производства в пользу мелкосерийного, индивидуально выпуска товаров.

     Специализированное  производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.

     Конец 80-х годов прошлого века в США  был отмечен строительством множества  небольших узкоспециализированных предприятий, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, преимущественно которых  перед крупными заводами состояло в  том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким. Подобная индустрия  была создана также в Италии, ФРГ, и Японии.

     Использование гибких производственных систем, позволяющих  существенно ускорить переналадку  производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий и произвести продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в «предпринимательские сети» - тесно кооперирующиеся в определенных областях деятельности группы самостоятельных компаний.

     Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.

     Развитая  система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать  дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность  переложить убытки от сокращения объемов  на субподрядчиков. Крайне важно и  то, что хозяйственная монополия  субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия  повышают гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

     В Италии более 50% субподрядных предприятий  приходится на текстильную и металлургическую отрасли.

     В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости  рабочей силы.

     В настоящее время доля фирм - субпоставщиков в стоимости готовых изделий  обрабатывающей промышленности индустриально  развитых стран колеблется от 25 до 30%, а при производстве электротехники, дорожного оборудования, самолетов  и ряда других товаров она достигает 50-70%.

     Различные показатели эффективности производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли на капитал  мелкие фирмы опережают крупные  компании. Напротив, по объему прибыли  или добавленной стоимости на одного занятого работника мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации.

     Во-вторых, стоимость капитала для мелких фирм больше, чем для крупных, так как они платят более высокие проценты по кредитам.

     Во  Франции, как отмечается в некоторых исследованиях, в начале 1980-х по норме прибыли и по отношению добавленной стоимости к товарообороту мелкие и средние промышленные предприятия опережали крупные фирмы. Как отмечал А.В. Бусыгин, в мелких фирмах капитал оборачивается быстрее, чем в крупных компаниях, что ведет к увеличению доходов на капитал.

     В целом трудно отдать приоритет крупным  или мелким фирмам, оценивая степень  эффективности их производства. Здесь, видимо, можно согласиться с С. И. Кретовым, который пишет: « … поскольку капитал и труд используются в разных пропорциях в мелких и крупных фирмах, то и те и другие могут в равной степени считаться экономически эффективными».

     Помимо  экономических, малое предпринимательство выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах, поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии и США.

     Необходимым элементом усиленной хозяйственной  деятельности малых предприятий  является их выход на внешний рынок.

     Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения  количества субъектов рынка, повышения  квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

     В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция  к объединению мелких предприятий  на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с  крупными компаниями и монополиями. 

     3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах

     Успешному функционированию малого бизнеса во многих промышленно развитых странах способствует государственная поддержка.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России