Малый бизнес и его роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России является: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, стойкость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этой цели в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого бизнеса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Малый бизнес и его роль в современном обществе ………... 6
1.1. Основные понятия и значение малого бизнеса …………………... 6
1.2. Условия формирования малого бизнеса ………………………….. 11
1.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса …………………….. 15
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ……….. 19
2.1 Структура и порядок ведения малого бизнеса ……………………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России ……………….. 25
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в России ………….. 28
Глава 3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса ………………… 33
3.1. Развитие малого бизнеса в зарубежных странах ………………… 33
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах ……………………………………………………………...
36
Заключение ……………………………………………………………… 44
Список используемой литературы …………………………………….. 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 86.64 Кб (Скачать)

     Малый бизнес непосредственно влияет на социально - экономическое развитие отдельного региона, а уровень его развития отражает экономический потенциал региона.

     От  степени насыщения региона малыми предприятиями зависит их доля в  объеме местного производства товаров  и услуг и налоговых поступлений. Причем на эти показатели не влияют ни величина территориального образования, ни его статус.

     Большую роль малый бизнес должен сыграть в проблеме занятости населения России.

     В РФ различия в уровне занятости населения  в отдельных регионах более существенны. Анализ динамики развития малого бизнеса  в России показывает слабое его использование  для повышения занятости населения. Во-первых, отсутствует устойчивая тенденция роста числа малых предприятий; во-вторых, их структура свидетельствует о недостаточной доле малого бизнеса в производственной сфере, где рабочая сила используется наиболее эффективно.

     Таким образом, малый бизнес в различных  формах имеет большие потенциалы в деле решения проблемы занятости населения, что в свою очередь предопределяет увеличение производства ВВП, повышение уровня жизни. Однако эффективное использование малого бизнеса в общественных интересах во многом зависит от формирования в обществе уважения к предпринимателям, стремления к самостоятельной деловой жизни.

     Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые  западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

     Решающую  роль в переоценке малого бизнеса сыграли сдвиги в социально-экономической структуре развитых стран, смена ориентации в потребительских настроениях, мотивация труда. Начал формироваться дифференцированный «точечный спрос». Индивидуализация потребления изменила принципы сервисного обслуживания, обусловила появление гибких небольших подразделений, способных быстро откликаться на запросы потребителей. Таким образом, сформировались новые потребности.

     Анализируя  вышеизложенное можно сделать следующие выводы. К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

     Роль  и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

     С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

     - доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

     - доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

     - доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

     - доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

     - доли малого бизнеса в экспорте продукции;

     - доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

     - доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

     - доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др. 

     1.2 Условия формирования малого бизнеса

     Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

     Экономические условия - это предложение товаров  и спрос на них; виды товаров, которые  могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут  быть истрачены на покупки; избыток  или недостаточность рабочих  мест, рабочей силы, влияющие на уровень  заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

     На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов  на инвестированный капитал, а также  величина заемных средств, необходимых  предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые  готовы предоставить им кредитные учреждения.

     Всем  этим занимаются организации, составляющие инфраструктуру рынка, с помощью  которой предприниматели могут  устанавливать деловые взаимоотношения  и вести коммерческие операции. К  таким организациям относятся:

     - банки, оказывающие финансовые услуги;

     - поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;

     - оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;

     - специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

     - агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;

     - учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов - служащих;

     - прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;

     - средства связи и передачи информации.

     Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.

     Важную  роль в формировании малого бизнеса  играют подготовка, переподготовка и  повышении квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным  методам ведения предпринимательской  деятельности, обучении и переобучении кадров, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.

     Рыночная  экономика, несмотря на ее многие положительные  черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

     Обо всем этом должно позаботиться государство  путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность.

     Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий, к которым относятся  наличие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития.

     Правовые  нормы должны обеспечивать:

     - упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;

     - защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

     - совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.

     То, на что другие страны затрачивали  десятилетия, России предстоит пройти за более короткий срок.

     По  мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации  частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

     Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и  зарегистрировать торговое имя. Деловые  партнерства представляют собой  организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными  и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса.

     Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

     Предприятие может быть учреждено либо по решению  собственника имущества или уполномоченного  им органа, либо по решению трудового  коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие  может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации  одного или нескольких структурных  подразделений с сохранением  за ними существующих обязательств перед  предприятием. Предприятие может  быть учреждено в результате принудительного  разделения в соответствии с антимонопольным  законодательством РФ.

     Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение  о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

     Предприятие считается утвержденным и приобретает  права юридического лица со дня его  государственной регистрации.

     Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия  в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в  Министерство финансов РФ для включения  в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия  запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через  суд и направляются в местный  бюджет.

     Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

     1) заявление учредителя,

     2) устав предприятия,

     3) решение о создании предприятия  или договор учредителей,

     4) свидетельство об уплате государственной  пошлины.

     Решение о регистрации или отказ в  регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в  месячный срок с момента выдачи заявления  учредителя, устава, договора учредителей  и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель  реестра объявляет в местной  печати не позднее чем в недельный  срок со дня регистрации.

     Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения  установленного Законом порядка  создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства РФ. Отказ в регистрации  предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в  регистрации предприятия соответствующий  орган обязан сообщить в 3-х дневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

     Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия  производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать  такие предприятия, с согласия трудового  коллектива либо по решению суда.

     Предприятия ликвидируются в случаях:

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике России