Малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что одной из основных особенностей малого предпринимательства является его ярко выраженный инициативный характер, высокая рыночная мобильность и гибкость, сочетаемые с нестабильностью и подверженностью большому количеству экономических рисков, которые существенно сокращают среднюю продолжительность деятельности малой фирмы по сравнению с крупной или даже средней.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………………….5
Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения…………………………………………………………..5
Характеристика налоговой системы Российской Федерации………….8
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации………………………..15
Анализ деятельности турфирмы «ТА «Ритм»……………………………..25
Общая характеристика турфирмы……………………………………….25
Оценка качества обслуживания туристов в ООО «ТА «Ритм»……….28
Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства….35
Проблемы развития субъектов малого предпринимательства и пути их преодоления…………………………………………………………………49
3.1 Пути преодоления проблем субъектов малого предпринимательства………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………………62
Приложения

Работа содержит 1 файл

малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства.docx

— 95.93 Кб (Скачать)

– об особенностях управления в условиях кризиса;

– о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к  финансовым и имущественным ресурсам.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить  на три группы:

– меры в области налогового регулирования;

– меры в области сокращения административных барьеров;

– меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для  вновь образованных предприятий  и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме  капитальных вложений (например, временное  освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения  у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить  общую налоговую нагрузку на малые  предприятия за счет снижения отдельных  налогов (ЕСН в первую очередь). В  целом снижение налогов для малых  предприятий послужит стимулом к  росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административного  барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать  ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской  ответственности, ограничения внепроцессуальных  прав милиции и обеспечением возможности  замены обязательной сертификации декларированием  соответствия. Прежде всего, требуется  дальнейшее упорядочение принципов  и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить  практическими шагами по оптимизации  данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному  сокращению перечня сертифицируемых  видов продукции и уточнению  единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого  перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки  по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы  обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно  возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных  средств предприятий, часть из которых  может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить  доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные  цены для подключения к энергомощностям  малых предприятий.

Учитывая высвобождение  большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных  предприятий, можно предпринимать  определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российское общество все более  осознает, что предпринимательство  является одним из основных факторов формирования и развития свободной  экономики с рыночным механизмом хозяйствования.

Для эффективного функционирования рыночного  хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды  путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это  гибкость и моментальная приспособляемость  к конъюнктуре рынка, способность  быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять  новые технологии и научные разработки.

Являясь единоличным собственником, субъекты малого предпринимательства  присваивают весь полученный доход, что уже само по себе является мощным стимулом для инициативной деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворение, но и  способствует укреплению положения  в обществе. Все это создает  предпосылки для предпринимательских  начинаний.

Правовой статус субъекта малого предпринимательства определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота.

Действующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения субъекта малого предпринимательства:

1. «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 НК РФ;

2. «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 262 части второй НК РФ;

3. «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 263 части второй НК РФ.

Установленный законодательством  Российской Федерации специальный  налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСНО) ориентирован на субъекты малого предпринимательства, к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические  лица, отвечающие критериям, установленным  пунктом 1 статьи 3 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства - организаций  и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее  системой налогообложения, учета и  отчетности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая  переход к упрощенной системе  или возврат к принятой ранее  системе, представляется субъектам  малого предпринимательства на добровольной основе. Применение упрощенной системы  налогообложения предусматривает  замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности за отчетный период.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности является специальным  налоговым режимом, применяемым  налогоплательщиками в обязательном порядке со дня его введения.

Каждый раз при утверждении  государственного бюджета страны на очередной календарный год вносятся предложения о лишении субъектов  малого предпринимательства льгот, которые установлены. В политике отмена действующих льгот, имеющих  целенаправленный, стимулирующий характер проявляется ужесточение режима налогообложения. Сторонники отмены налоговых  льгот аргументируют это следующим: льготы создают неравные начальные  условия для налогоплательщиков и существенно снижают поступления  в бюджет. Относительно этого довода необходимо отметить, что налогоплательщики изначально находятся в неравных условиях. Налоговые льготы скорее выравнивают стартовые возможности, нежели усугубляют их.

Льготы по налогам вводятся не ради самих льгот, а для активного  воздействия на экономические процессы. Отказываясь от налоговых льгот, государство теряет рычаги воздействия  на экономику, сужая свои возможности  рамками текущих, преимущественно  фискальных задач в ущерб стратеги и экономического роста.

Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой  базы. Именно расширение налоговой  базы позволит реально увеличить  поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без  решения этой проблемы невозможно обеспечить финансовой базы экономического роста. При этом предполагается увязать  определение потенциального дохода с перечнем легко проверяемых  показателе деятельности предприятий: используемая площадь, фактический  оборот, число работающих и т.п. Однако суть остается, как и в действующем  законодательстве: уплачивается единый налог, состоящий из двух частей - упрощенного  подоходного налога, определенного  на базе оценочных показателей, и  стоимость патента на право использования  упрощенной системы налогообложения.

Все вышесказанное обуславливает  объективную необходимость пристального внимания к современному состоянию  налогообложения. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ  налогообложения с целью выведения  налоговой системы на оптимальный  уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного  бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они  должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию  экономических интересов, укреплению всех форм собственности.

Изучая вопросы, возникающие у  налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства, можно сделать  вывод о сложности, крайней запутанности и противоречивости современного налогового законодательства. Наибольшие проблемы возникают не в связи с количеством  и размером уплачиваемых налогов, а  в связи с правильностью их расчетов, неоднозначностью налоговых  законов и подзаконных нормативных  актов. Ко всему прочему существующие финансовые санкции за нарушение  налогового законодательства очень  значительны, а правила их применения жестокие.

Эта проблема не существовала бы при  наличии большого количества квалифицированных  специалистов по налогообложению и  проявлении доброй воли со стороны  налоговых органов. Но специалисты  еще должны появиться, а добрая воля налоговой службы обратно пропорциональна  дефициту бюджета. При этом у предпринимателей имеется очень много нареканий  к сотрудникам налоговых органов  касающихся не только их формализма, некомпетентности и нежелания сотрудничать, но и, что  самое неприятное, низкой культуры общения. Безусловно, психологический  момент негативного отношения предпринимателей к работникам налоговых органов  не может не сказаться на уровне собираемости налогов.

В любом случае налогообложение  субъектов малого предпринимательства  должно быть как можно более простым  для понимания в целях обеспечения  более точного и полного его  соблюдения, тем более что пользователями налогового законодательства в части  субъектов малого предпринимательства  являются не квалифицированные специалисты  в области налогов, а владельцы  малых предприятий и индивидуальные предприниматели. Тексты нормативных  актов должны быть им понятны.

Современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых  органов, которые и сами очень  часто не знают, как трактовать тот  или иной нормативный акт.

Другая проблема состоит в том, что имеет место недостаточная  активность органов государственной  власти и тех организаций, ассоциаций и объединений, которые призваны оказывать поддержку субъектам  малого предпринимательства. В большинстве  случаев эта поддержка остается на бумаге и в реальной жизни рядовой  «малый» предприниматель никакой  поддержки не получает.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что субъекты малого предпринимательства  развивается не благодаря, а вопреки  «заботам» государства и если ситуация не изменится, то в ближайшем  будущем малое предпринимательство  вряд ли сможет успешно работать и  вносить весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких  проблем, как занятость, ускорение  научно-технического прогресса, становление  так необходимого нашей стране «среднего» класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

        1. Конституция Российской Федерации. – в редакции от 30.12.2008. // Российская газета. – №237. – 25.12.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ. – в редакции от 30.12.2008. // СЗ РФ. – №31. – 03.08.1998. – ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ. – в редакции от 30.12.2008. // СЗ РФ. – №32. – 07.08.2000. – ст. 3340.

4. Федеральный закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года №129-ФЗ – в ред. ФЗ от 02.07.2008 г.  // СЗ РФ. – 14.08.2001. – №36. – ст. 2226.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» – в редакции 30.12.2008 №138-ФЗ // // СЗ РФ. – 02.08.2007. – №136. – ст. 1348.

Информация о работе Малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства