Малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что одной из основных особенностей малого предпринимательства является его ярко выраженный инициативный характер, высокая рыночная мобильность и гибкость, сочетаемые с нестабильностью и подверженностью большому количеству экономических рисков, которые существенно сокращают среднюю продолжительность деятельности малой фирмы по сравнению с крупной или даже средней.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………………….5
Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения…………………………………………………………..5
Характеристика налоговой системы Российской Федерации………….8
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации………………………..15
Анализ деятельности турфирмы «ТА «Ритм»……………………………..25
Общая характеристика турфирмы……………………………………….25
Оценка качества обслуживания туристов в ООО «ТА «Ритм»……….28
Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства….35
Проблемы развития субъектов малого предпринимательства и пути их преодоления…………………………………………………………………49
3.1 Пути преодоления проблем субъектов малого предпринимательства………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………………62
Приложения

Работа содержит 1 файл

малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства.docx

— 95.93 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………………….5
    1. Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения…………………………………………………………..5
    2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации………….8
    3. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации………………………..15
  2. Анализ деятельности турфирмы «ТА «Ритм»……………………………..25
    1. Общая характеристика турфирмы……………………………………….25
    2. Оценка качества обслуживания туристов в ООО «ТА «Ритм»……….28
    3. Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства….35
  3. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства и пути их преодоления…………………………………………………………………49

3.1 Пути преодоления проблем субъектов малого предпринимательства………………………………………………………49

Заключение……………………………………………………………………….57

Список литературы………………………………………………………………62

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономика любого государства  не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Актуальность исследования определяется тем, что одной из основных особенностей малого предпринимательства  является его ярко выраженный инициативный характер, высокая рыночная мобильность  и гибкость, сочетаемые с нестабильностью  и подверженностью большому количеству экономических рисков, которые существенно  сокращают среднюю продолжительность  деятельности малой фирмы по сравнению  с крупной или даже средней.

Малый бизнес - удел частной  собственности. В нем наиболее четко  проявляется непосредственно рыночный характер деятельности субъекта малого предпринимательства – собственника. Для него характерны своеобразные варианты сочетания экономических, управленческих и трудовых функций. Именно в малом предпринимательстве эти функции наиболее часто концентрируются в одних руках и выполняются одним субъектом – предпринимателем. Свобода выбора организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности предоставляет любому лицу возможность заниматься малым бизнесом в качестве предпринимателя, а также путем создания различных форм коммерческих организаций

Для развития малого бизнеса  необходимо решить массу проблем, в  том числе и проблему его налогообложения. Суть этих проблем заключается в  том, что существующая система налогообложения  является обременительной и сложной  в понимании и применении для  всех субъектов хозяйствования, но особенно для субъектов малого предпринимательства. Это связано с тем, что многие субъекты малого предпринимательства  в силу своей специфики, как правило, не имеют в своем штате высококвалифицированных  специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому они часто и непреднамеренно допускают ошибки и вследствие этого вынуждены платить значительные штрафные санкции за нарушение налогового законодательства.

Цель исследования: рассмотреть  систему и формы налогообложения  субъектов малого предпринимательства; выявить проблемы налогообложения  субъектов малого предпринимательства  и пути их решения.

Объект исследования: субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации.

Предмет исследования: совокупность налоговых отношений, возникающих  в процессе налогообложения субъектов  малого предпринимательства.

Задачи исследования:

1) проанализировать существующие  проблемы и перспективы индивидуального  предпринимательства; 

2) раскрыть сущность и содержание  системы и форм налогообложения  индивидуальных предпринимателей;

3) провести анализ специальных  режимов налогообложения; определить  государственную значимость в  решении проблем налогообложения  в России.

Теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных  и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения  субъектов малого предпринимательства. Основу исследования также составили  часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Гражданский  кодекс РФ, Федеральные законы РФ, нормативно-правовые документы министерств и ведомств, а также материалы судебной практики по вопросам применения субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения и специальных  режимов налогообложения.

 

1. Теоретические аспекты  налогообложения субъектов малого  предпринимательства

 

1.1  Малое предпринимательство  как субъект экономики в России 

 

Мировой опыт показывает, что  мерки средних и крупных организаций  не применимы к субъектам малого предпринимательства. Поэтому необходимо определить те особенности функционирования малых предприятий, которые оказывают  существенное влияние на всю деятельность субъектов малого предпринимательства.

Общие положения в области  государственной поддержки и  развития малого предпринимательства  в Российской Федерации, формы и  методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов  малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5]. Как следует из названия, действие закона № 209-ФЗ распространяется не только на субъекты малого предпринимательства, но и на субъекты среднего предпринимательства (при этом данное понятие введено в законодательство впервые).

В ст. 3 Закона № 209-ФЗ, содержащей понятийный аппарат Закона, субъекты малого и среднего предпринимательства  определены как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные законом  к малым и средним предприятиям. При этом следует обратить внимание на то, что ГК РФ не содержит определения  понятия «хозяйствующий субъект», такое  определение представлено, в частности, в Федеральном законе от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (т.е. может использоваться в рамках этого Закона) и применяется  к индивидуальному предпринимателю, коммерческой организации, а также  некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход. Кроме  того, в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый недвижимостью.

В названном Законе также  представлено новое определение  понятия «субъект малого предпринимательства». Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

– для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов  акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и  среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

– выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств  и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать  предельные значения, установленные  Правительством Российской Федерации  для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства (в части установления предельных значений выручки, положения Закона № 209-ФЗ вступают в силу с 1 января 2010 г.).

При определении численности  работающих, законодатель «ушел» от деления  предприятий по отраслевому принципу и установил, что средняя численность  работников (определяемая за календарный  год с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия) за предшествующий календарный год  не должна превышать:

– от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий;

– до 15 человек для микропредприятий.

Получение статуса «субъект малого предпринимательства» для участника  хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным, поскольку  при его отсутствии предприниматели  лишаются права воспользоваться  провозглашенным Законом № 209-ФЗ гарантиями и мерами государственной  поддержки, и защищать свои законные права и интересы[10].

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли. В  течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года[12].

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей  должен применяться: объем выручки  от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в  течение отчетного года.

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и  определенные недостатки, среди которых  можно выделить самые существенные:

– более высок уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке;

– зависимость от крупных  компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов;

– неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов) и  другие.

    1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

 

Налоговая система возникала  и развивалась с момента образования  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства неизменно  влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны[19,21].

Социально-экономическая  сущность, роль и назначение налогов  определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства, а также историей становления  системы налогов.

С 1992 г. в России действует новая налоговая система, основные принципы которой определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91г. Им установлен перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определены плательщики, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов[2,3].

Налоговый кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Информация о работе Малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства