Малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что одной из основных особенностей малого предпринимательства является его ярко выраженный инициативный характер, высокая рыночная мобильность и гибкость, сочетаемые с нестабильностью и подверженностью большому количеству экономических рисков, которые существенно сокращают среднюю продолжительность деятельности малой фирмы по сравнению с крупной или даже средней.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства…………………………………………………………….5
Экономическое содержание, функции и признаки налогов, принципы налогообложения…………………………………………………………..5
Характеристика налоговой системы Российской Федерации………….8
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации………………………..15
Анализ деятельности турфирмы «ТА «Ритм»……………………………..25
Общая характеристика турфирмы……………………………………….25
Оценка качества обслуживания туристов в ООО «ТА «Ритм»……….28
Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства….35
Проблемы развития субъектов малого предпринимательства и пути их преодоления…………………………………………………………………49
3.1 Пути преодоления проблем субъектов малого предпринимательства………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………………62
Приложения

Работа содержит 1 файл

малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства.docx

— 95.93 Кб (Скачать)

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие  обязанности[2.3]. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями[8]. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом  кодексе РФ (гл.1 ст.8)

Общие условия установления налогов и сборов определены в  ст.17 НК РФ. Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Дополнительными элементом налогообложения  является налоговая льгота.

Согласно НК РФ - льготы по налогам и сборам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Льготы, в частности, могут выражаться в предоставлении возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Главная задача Федеральной  налоговой службы РФ — контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.

Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая  система налогообложения[1].

1. Федеральные налоги  взимаются по всей территории  России. При этом все суммы  сборов от 6 из 14 федеральных налогов  должны зачисляться в федеральный  бюджет Российской Федерации.

2. Республиканские налоги  являются общеобязательными. При  этом сумма платежей, например, по  налогу на имущество предприятий,  равными долями зачисляется в  бюджет республики, края, автономного  образования, а также в бюджеты  города и района, на территории  которого находится предприятие.

3. Из местных налогов  (а их всего 22) общеобязательны  только три: налог на имущество  физических лиц, земельный, а  также регистрационный сбор с  физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка  налог - на рекламу. Его должны платить  юридические и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке до 5% стоимости  услуг по рекламе.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам  и сборам относятся (НК РФ ст.13 гл.1):

1. налог на добавленную  стоимость;

2. акцизы;

3. налог на доходы физических  лиц;

4. единый социальный налог;

5. налог на прибыль  организаций;

6. налог на добычу полезных  ископаемых;

7. водный налог;

8. сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся (НК РФ ст.14):

1. налог на имущество  организаций;

2. налог на игорный  бизнес;

3. транспортный налог.

К местным налогам относятся (НГ РФ ст.15):

1. земельный налог;

2. налог на имущество  физических лиц.

По объекту обложения  налоги также подразделяются на несколько  видов. Среди прямых налогов в  российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые  с фонда оплаты труда.

По способу обложения  налоги российской налоговой системы  классифицируются по трем группам в  зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации»  и «по кадастру».

В зависимости от применяемых  ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру  оплаты труда

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась  исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, в то время как  прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и  физических лиц[16].

Самой сложной проблемой  при разработке новой налоговой  системы была необходимость, как  минимум, сохранения сложившегося ранее  уровня доходов государства, поскольку  объективно нельзя было сразу отказаться от финансирования из-за целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке  отдельных и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сужением в связи с этим налоговой базы, а с другой - необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, иных с компенсацией социальных издержек реформ.

Сохранению минимально необходимого уровни государственных доходов  способствовали введение налога на добавленную  стоимость с весьма высокой по международным меркам налоговой  ставкой, очень жесткий, негибкий режим  налогообложения прибыли, предусматривающий  дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, а также  отсутствие механизмов компенсации  потерь налогоплательщиков в связи  с проявлением в условиях высокого уровня инфляции эффекта так называемого  «инфляционного налога».

С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой  системы, в налоговое законодательство вносилось значительное количество различных изменений и дополнений.

Этот пакет налоговых  законов, составивших федеральное  налоговое законодательство, включает в себя, прежде всего, базовый Закон  «Об основах налоговой темы в  Российской Федерации», определяющий общие принципы построения налоговой  системы, ее структуру, организацию  сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности  налогоплательщиков, перечень налогов  и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Предусмотренные налоговой  системой различные формы налоговых  изъятий зависят от источников и  видов доходов: прибыль, заработная плата, дивиденды и т.п.; объекта  налогообложения (различные виды имущества, в том числе земля, другие виды недвижимости; товарно-материальные ценности, движение товаров за границу и  т.п.); категорий плательщиков (юридические  и физические лица; высоко- и низкооплачиваемые  работники; резиденты и нерезиденты  и т: п.)[15].

Приступая к реформе налоговой  системы, правительство учло исключительную болезненность для большинства  бывших государственных предприятий  процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Кардинально  изменились вся система экономических  приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного  спроса. Резко уменьшился государственный  заказ, открылись внешние границы  для товарной интервенции из-за рубежа. Производители сырья и энергии  установили ценовой диктат.

В связи с этим в рамках новой налоговой системы были временно сохранены определенные элементы старого хозяйственного механизма, включая некоторые нерыночные инструменты: налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня. В качестве базы налогообложения  искусственно рассчитывались «рыночные  цены». Облагалась НДС так называемая «финансовая помощь» и штрафы. Были сохранены малооправданные  с точки зрения создания эффективной  конкурентной среды налоговые льготы).

Для действующей в Российской Федерации в 90-е годы налоговой  системы характерны были следующие  особенности. Весьма высокий удельный вес косвенных налогов, в частности, пошлин и акцизных сборов. Относительно небольшая доля прямых налогов и  сборов. Ориентация при выборе приоритетов  между объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий  и организаций и в меньшей  степени — на физических лиц. Расширялась  база налогообложения в результате привлечения к уплате налогов  ранее освобожденных юридических  и физических лиц. Введен ряд новых  налоговых платежей, вовлекших в  орбиту обложения такие объекты, как имущество, наследства, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и некоторые другие[16]. На федеральном уровне введен широкий перечень разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения, и т.п.

Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных  шагов в направлении совершенствования  российской налоговой системы, которые  нашли отражение в Налоговом  кодексе РФ. В современных условиях все промышленные предприятия всех форм собственности должны платить  налог на прибыль по единой ставке 20% (до того ставка налога на прибыль  составляла 35%). Одновременно отменены многочисленные налоговые льготы.

Введена единая ставка подоходного  налога с физических лиц — 13%. Сторонники этого подхода считают это  большим прогрессом и фактором, который  будет сдерживать увод доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о снижении налоговой нагрузки в  условиях России не является очевидным. В странах с высокой налоговой  нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны появившиеся предложения  о введении в России корпоративного социального налога, то есть перенесении  налоговой нагрузки, связанной с  образованием, здравоохранением и т.п. с физических лиц на предпринимательский  сектор.

Налоговая система России в настоящее  время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню  налоговых платежей в основном соответствует  системам налогообложения, действующим  в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения[16].

 

    1. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

 

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям.

Для того чтобы организация  считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие  условия:

- организация должна быть  только коммерческой;

- доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, общественных и религиозных  организаций, благотворительных  и иных фондов в уставном  капитале организации не должна  превышать 25%;

- доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким  юридическим лицам, не являющимся  субъектами малого предпринимательства,  так же не должна превышать  25%;

- средняя численность  работников за отчетный период  не должна превышать допустимую  среднюю численность для соответствующего  вида деятельности.

Если организация не будет  соответствовать хотя бы одному из условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства[4].

Коммерческими организациями  признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».

Коммерческие организации  могут создаваться в виде:

- хозяйственных товариществ и  обществ;

- производственных кооперативов;

- государственных и муниципальных  унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает  возможность создания:

- хозяйственных товариществ  в форме:

    • а. полного товарищества;
    • б. товарищества на вере;

- хозяйственных обществ  в форме:

    • а. общества с ограниченной ответственностью;
    • б. акционерного общества;
    • в. общества с дополнительной ответственностью.

Информация о работе Малое предринимательство в россии. налогообложение малого предпринимательства