Макроэкономика: законы, цели, принципы, функции, методы, факторы, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы – рассмотрение проблем, которые исследует макроэкономика, и методов, которыми она оперирует. В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы – отыскать истоки макроэкономики, дать определение понятия «макроэкономика», рассмотреть предмет и методы макроэкономики, а также раскрыть содержание ее основных понятий, изучить законы макроэкономики, ее структуру и макроэкономические факторы.

Содержание

1. Предмет макроэкономики как науки
1.1 Возникновение макроэкономики
1.2 Предмет, цели и функции макроэкономики
1.3 Структура и факторы макроэкономики
2. Методы и принципы макроэкономического анализа
3. Законы макроэкономики
3.1 Законы спроса и предложения
3.2 Иные законы макроэкономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсач макроэкономика.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

2.      Методы и принципы макроэкономического анализа

 

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся:

-                агрегирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений);

-                сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа;

-                использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:

1)            сектор домашних хозяйств,

2)            предпринимательский сектор,

3)            государственный сектор,

4)            остальной мир.

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Все факторы производства находятся в частной собственности домашних хозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду последние получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают факторы производства, потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Иначе говоря, выделяются три вида экономической активности данного сектора: спрос на факторы производства, предложение благ и осуществление капиталовложений (инвестирование).

Государственный сектор — это все государственные институты и уч­реждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю бесплатно, т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой их единицы. К числу важнейших благ такого рода относятся национальная безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур. Результаты деятельности государства как производителя общественных благ проявляются в увеличении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. Если государство не будет строить автострады, то у предпринимательского сектора возрастут транспортные затраты; когда нет бес­платного государственного образования, домашние хозяйства вынуждены платить за обучение детей непосредственно учителям.

Специфика хозяйственной деятельности государства в отличие от предпринимательского сектора заключается в том, что оно не преследует цели максимизации прибыли от получаемых конечных результатов.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, созданные в предпринимательском секторе. Затраты на покупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих в дальнейшем будем называть государственными расходами. Источником их покрытия служат налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимателей. В расходной части государственного бюджета значительную часть составляют выплаты домашним хозяйствам (государственные пенсии и пособия) и предпринимателям (дотации и субвенции). Их будем учитывать в качестве отрицательных налогов [17, с. 14-15].

Кроме текущих расходов на производство общественных благ государство, как правило, осуществляет инвестиции в реальный капитал. По своему воздействию на экономическую конъюнктуру реальные капиталовложения государства существенно отличаются от его расходов на закупку вооружения или содержание аппарата чиновников. Однако в целях упрощения будем считать, что все инвестиции обеспечивает частный сектор, а государственный бюджет расходуется только на производство общественных благ.

Одной из важнейших экономических функций государства в лице его центрального (государственного) банка является создание (предложение) денег, необходимых для нормального функционирования национальной экономики.

Таким образом, экономическая активность государства как макро­экономического субъекта проявляется в расходовании бюджета, взимании налогов и предложении денег.

Остальной мир включает в себя экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через взаимный обмен товарами, капиталом и национальными валютами.

Кроме этих специфических видов экономической активности, каждый из перечисленных макроэкономических субъектов взаимодействует с другими через кредитование и заимствование.

В макроэкономическом анализе агрегируются не только физические и юридические лица, но и их поведение в хозяйственной жизни. Иначе говоря, совокупность микроэкономических функций спроса и предложения заменяется макроэкономическими функциями, отражающими поведение макроэкономических субъектов. При этом обнаруживается, что национальная экономика как сложная органическая система обладает свойством эмерджентности: последствия деятельности макроэкономического субъекта могут не совпадать с последствиями такой же деятельности микроэкономических субъектов, объединенных в макроэкономический агрегат. Так, если во время депрессии фирма воздерживается от реальных инвестиций, то это способствует сохранению ее капитала. Но если все фирмы поступают таким образом, то совокупный капитал и капитал каждой фирмы обесценятся. Для отдельного домашнего хозяйства ценные бумаги (облигации, акции) составляют часть его реального имущества; в то же время сумма всех обращающихся в стране отечественных ценных бумаг есть фиктивный капитал, представляющий собой финансовое обязательство одних граждан перед другими.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Все множество рынков отдельных благ, являющееся предметом изучения микроэкономического анализа, в макроэкономике объединяется в единый рынок благ, на котором покупается и продается только один вид благ, использующийся и как предмет потребления, и как средства производства (реальный капитал).

Вследствие свертывания всего множества реальных благ в одно аб­страктное благо исчезает микроэкономическое понятие цены блага как пропорции обмена одного товара на другой. Предметом изучения становятся абсолютный уровень цен и его изменение.

Рынки факторов производства в макроэкономических моделях пред­ставлены рынком труда и рынком капитала. На первом продается и покупается один вид труда; на втором предприниматели покупают средства для расширения производства (возмещение изношенного капитала происходит за счет амортизации). Дополнительный капитал, необходимый для расширения производства, создается в результате сбережений экономических субъектов. Поскольку они образуются путем покупки ценных бумаг (облигаций, акций), открытия сберегательных счетов в банках, то рынок капитала называют также рынком ценных бумаг.

Роль денег в современной экономике исследуют посредством специ­фического макроэкономического инструмента — рынка денег, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена денег — ставка процента.

Рынок благ и рынок труда вместе образуют реальный сектор экономики, а рынок денег и рынок ценных бумаг — ее монетарный сектор.

Очевидными издержками макроэкономического агрегирования являются частичная потеря информации и повышенный уровень абстракции экономических исследований. Однако высокий уровень абстракции — осознанный прием макроэкономических исследований, соответствующий их целям. Так, микроэкономическое наблюдение за домашним хозяйством преследует цель выяснить, почему спрос одного индивида отличается от спроса другого; в результате оказывается, что на это влияет большое число факторов: доход, индивидуальные предпочтения, возраст, семейное и социальное положения, место жительства и др. При изучении сектора домашних хозяйств в макроэкономике главная цель — это объяснить колебания объема потребительского спроса во времени; в этом случае все перечисленные факторы, кроме дохода, взаимно нейтрализуются в ходе агрегирования.

Чтобы агрегированные категории не потеряли экономического смысла и научной ценности, необходимо соблюдать определенные правила, которые разрабатываются в системе национального счетоводства [17, с. 16-17].


3.      Законы макроэкономики

3.1    Законы спроса и предложения

 

Совокупный спрос представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства смогут приобрести покупатели. Можно вести речь и от обратного: более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Значит, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса (рис. 3.1).

Рис. 3.1 – Кривая совокупного спроса

Примечание – Источник [2,с. 414]

Снижение кривой AD показывает, что при более низком уровне цен будет реализовываться, а следовательно, и производиться больший объем национального продукта. Когда рассматривался спрос на отдельный товар, подобная зависимость между ценой товара и объемом его производства объяснялась эффектами дохода и эффектами замещения. Суть явления состояла в следующем: падение цены на отдельный товар при постоянном доходе дает возможность потребителю приобрести больше товара (эффект дохода), более того, падение цены побуждает потребителя приобретать именно данный товар вместо других товаров, ибо он дешевле (эффект замещения). Это правило касается производства и реализации отдельных товаров. Но при характеристике доходов фирмы отмечалось, что последние возрастают как в зависимости от объема реализованной продукции, так и при неизменном или даже сокращающемся объеме производства, но возрастающих ценах. Поэтому на основе теории спроса и предложения на отдельные товары закономерность в соотношении совокупного спроса и реального объема про­изводства объяснить нельзя. Объяснение могут дать ценовые и неценовые факторы динамики совокупного спроса.

Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, ха­рактеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. Повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, их снижение сопровождается снижением объема производства товаров. Обнаруживается прямая зависимость между данными факторами. На кривой совокупного предложения можно выделить три отрезка: I — кейнсианский (горизонтальный), II — промежуточный (отклоняющийся вверх) и III — классический (вертикальный) (рис. 3.2).

Рис.3.2 – Кривая совокупного предложения

Примечание – Источник [2,с. 417]

На горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; на вертикальном, или классическом, национальный продукт остается постоянным, а уровень цен изменяется; на промежуточном изменяются и реальный объем производства, и уровень цен.

Макроэкономический подход к определению рыночного равновесия требует характеристики равновесного уровня цен и равновесного реального объема национального производства. При этом равновесные характеристики могут возникать на разных отрезках кривой совокупного предложения (рис 3.3).

Рис.3.3 - Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства:

а — для промежуточного; б — для кейнсианского отрезков кривой

Примечание – Источник [2, с. 420]

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. На рис. 3.3, а это пересечение наблюдается на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения; на рис. 3.3, б — на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1.     Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2.     Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3.      Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

 

3.2    Иные законы макроэкономики

Информация о работе Макроэкономика: законы, цели, принципы, функции, методы, факторы, структура