Цели и принципы ООН, её функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:50, реферат

Описание работы

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Содержание

1) История создания ООН как системы, ее цели и задачи
2) Структура ООН и направления деятельности ее органов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Международное.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

 

 

Кафедра частного права

 

 

 

Курсовая работа (шпоргалка)

 

 

Дисциплина: международное  публичное право

На тему: Цели и принципы ООН, её функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Талдыкорган 2012

План:

1) История создания ООН   как  системы, ее цели  и   задачи

2) Структура  ООН   и  направления  деятельности  ее органов

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 История создания  ООН   как  системы, ее  цели  и  задачи

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном  виде складывалась на протяжении длительного  времени, и правильное понимание  причины появления всех ее элементов.

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились  первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций  было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в  результате буржуазно-демократических  революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими  тенденцию к взаимозависимости  и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических  революций во многих европейских  странах. Новый правящий класс стремился  закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В  то же время развитие рыночных отношений  стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере  орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что  интеграционные процессы проникли в  экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь  наций друг с другом. Желание развиваться  в рамках суверенного государства  и невозможность делать это без  широкого сотрудничества с другими  независимыми государствами - и привела  к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные  межправительственные организации.

Вначале, главной целью  межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций  можно было считать контроль над  интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными  организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать  интеграционные тенденции с целью  вовлечения государств-членов. Обычная  сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении  первой международной организации  до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную  комиссию судоходства по Рейну, возникшую  в 1815 году. Кроме европейских и  американских комиссий по международным  рекам, характеризующихся строго специальной  компетенцией, в 19 веке создавались  так называемые квазиколониальные  организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

По образу и подобию  административных союзов, главной задачей  которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении  целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война  не только задержала развитие международных  организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание  губительности мировых войн для  всей человеческой цивилизации оказало  воздействие на на появление проектов создания международных организаций  политической ориентации в целях  предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации  для предотвращения войн и поддержания  мира занимала умы человечества с  давних пор. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества. В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война  в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной  и общественной инициативе по организации  мира и безопасности. На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников  и в каком документе первым предложил создание Организации  Объединенных Наций. Западные ученые таким  документом назвали Атлантическую  хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи  вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН. Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые». Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года. Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития. Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации». Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило  отпор ряда государств. Мотивация  отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики  была различной и наиболее полно  выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители  высказывали мнение, что регулирование  экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной  компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений  входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые  считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики  несовместимо с принципами рыночного  либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения  вмешательства во внутренние экономические  связи государств.

Таким образом, по вопросу  компетенции ООН в социально-экономической  сфере у государств-учредителей  единства не было. Высказывались два  диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации  в этом вопросе и о неправомерности  ее полномочий сфере межгосударственного  социально-экономического развития. В  конечном итоге после использования  дипломатических мер было принято  компромиссное решение о наделении  ООН функцией координации межгосударственного  социально-экономического сотрудничества1. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет 2. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные  параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось  создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала  координационным центром. В эту  систему вошли существующие и  вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь  с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН  вошла Международная организация  труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая  международная организация - Международный  союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая  организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944 году началось создание финансово-экономической  группы системы ООН. Начали действовать  Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено  обеспечение упорядоченных отношений  в валютной области, преодоление  конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), призванный оказать  помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой  создания группы организаций, составивших  Мировой банк (МБ). В МБ вошли три  структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН. В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным  своеобразием отличается положение  двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство  по атомной энергии (Вена, 1956) действует  под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы. Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

 

Структура  ООН  и  направления  деятельности  ее органов

Итак, к настоящему моменту  сформировалась устойчивая система  ООН, которая включает в себя главные  органы:

  • Генеральную Ассамблею ООН,
  • Совет безопасности ООН,
  • Экономический и Социальный Совет ООН,
  • Совет по Опеке ООН,
  • Международный Суд ООН, Секретариат ООН.

Информация о работе Цели и принципы ООН, её функции