Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:28, доклад
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие увеличение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.
Заметим, что злоупотреблять таким импульсом, как рост количества денег в обращении, нельзя, так как это может привести к неконтролируемому обесценению национальной валюты и нарушению ценовых пропорций в народном хозяйстве (инфляция). Практические исследования показывают, что увеличение предложения денег в год до 3% в нормально развивающейся экономике позитивно сказывается на положении народнохозяйственной системы 7. При превышении данного значения прироста, как правило, верх берут негативные процессы и тенденции.
Подытожим формулой:
(23) |
где - предложение денег, r - учетная ставка процента, I - инвестиции, GDP - ВВП.
Легко заметить, что изменение цены денег (учетной ставки процента Центрального банка) в сторону снижения также в состоянии привести в действие отмеченную выше цепочку причинно-следственных связей, так как банкиры должны отреагировать на данный импульс снижением процентных ставок по кредитам.
Понятно, что существуют и другие цепочки причинно-следственных связей. Однако ограничения, налагаемые предметом исследования данного пособия, не позволяют рассмотреть их подробнее (предмет исследования другого раздела экономической теории), поэтому сейчас мы попытаемся выделить основные подходы к вопросу о регулировании народного хозяйства, которые существуют в науке.
Несмотря на обилие макроэкономических исследований и конкретных точек зрения их авторов на ту или иную проблему, можно выделить два основных подхода к народнохозяйственному регулированию (макроэкономическому регулированию).
Первый - на основе кейнсианской традиции в макроэкономике. Такая политика сводится к активному использованию фискальных рычагов воздействия на народнохозяйственные процессы при активном участии государства в перераспределительных процессах в экономике. Заметим, что она была достаточно эффективной в 40 - 60-е годы в развитых странах Запада.
Второй подход - на основе классической традиции в макроэкономике. Такая политика сводится к активному использованию денежных импульсов при сдержанном участии государства в перераспределительных процессах в народном хозяйстве. Она демонстрирует свою эффективность в настоящее время в развитых странах Запада. Однако такая политика дает сбои в развивающихся и некоторых трансформирующихся экономиках, например, России.
17