Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:28, доклад
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие увеличение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.
В макроэкономике отсутствует интегральная теория экономического цикла, и экономисты различных направлений концентрируют свое внимание на разных причинах цикличности.
Основные точки зрения на причины цикличности:
1. Нововведение. Технические новшества оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Крупные нововведения появляются нерегулярно, способствуя нестабильности экономической активности.
2. Объясняют циклы чисто монетарным явлением. Чрезмерное количество денег в обращении вызывает информационный бум, разрушающий экономику; нехватка денег ускоряет падение производства и рост безработицы.
3. Экономические циклы – следствие воздействия на экономическую систему так называемых импульсов или шоков, нарушающих экономическое равновесие и вызывающих ответные колебания: шоки предложения, обусловленные технологическими сдвигами, колебаниями мировых цен на сырье и т.д.; шоки спроса, обусловленные колебаниями обменного курса, ставки ссудного процента; изменениями в инвестиционных и потребительских расходах и т.д.
4. Кейнс считал основным источником импульсов, вызывающих экономические колебания, инвестиционные расходы, которым в силу определенного «предпринимательского чутья» к риску свойственна неустойчивость. В результате происходят сдвиги в совокупном спросе, следовательно, и в совокупном предложении. Зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций отражает мультипликатор. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Мультипликатор уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накоплению сбережений. Таким образом, склонность к сбережениям влечет за собой ограниченность спроса, что ослабляет стимулы предпринимателей к вложению в производство своих капиталов.
5. Модель мультипликатора-акселератора. Акселератор показывает зависимость прироста инвестиций от прироста национального дохода. Каждый прирост дохода вызывает больший в процентном отношении прирост инвестиций. Эффект акселератора выражается в том, что инвестиции испытывают воздействие не самого объема выпуска, а его колебаний.
Особенности экономического кризиса в России:
1. Беспрецедентный спад производства. ВВП в 2002 г. составлял 60 % от 1992 г.
2. Длительность спада (10 лет) близка к срокам службы активной части основных фондов. Итог – разрушение производственного потенциала, деградация экономики.
3. Системный кризис, связанный с трансформацией системы экономических, политических, социальных, международных отношений.
4. «Специфический экономический кризис», т.е. кризис, возникший не в прямой связи с циклическим развитием рыночной экономики.
59. Виды экономических циклов
Современной науке известны более 1380 типов цикличности, из которых наиболее часто упоминаются четыре:
Краткосрочные (3-4 года) – циклы Китчина, связаны с колебаниями мировых запасов золота и закономерностями денежного обращения.
Среднесрочные (10-20 лет) – промышленные циклы Жуглара, связанные с изменениями в кредитной сфере, влияющей на инвестиционные процессы, и строительные циклы Кузнеца – с периодическим обновлением производственных сооружений.
Долгосрочные (45-60 лет) – «длинные волны» Н.Д. Кондратьева, связанные с динамикой использования нововведений.
Впервые внимание к подобным колебаниям привлек английский экономист Х. Кларк, считавший, что большой промежуток времени между экономическими кризисами не является случайностью. Особый вклад в разработку этой проблемы внес русский ученый Н.Д. Кондратьев.
Исследовав динамику развития стран Европы за 150 лет по ряду показателей (динамика индексов цен, процентных ставок, ренты, зарплаты, производства важнейших видов продукции), он пришел к следующим выводам.
Каждый цикл состоит из двух больших фаз – подъема (повышательная волна 20-30 лет) и спада (понижательная волна 20-30 лет) (табл. 1).
Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых технологий.
Н.Д. Кондратьев выделил следующие «длинные волны»:
Таблица 37.1
Период подъема (годы) | Технические нововведения | Период спада (годы) |
1778-1813 | Паровой двигатель, текстильная и угольная промышленность | 1814-1842 |
1843-1869 | Пароход, железная дорога, сталелитейная промышленность | 1870-1895 |
1895-1920 | Электротехнические и химические нововведения, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель | 1920-1940 |
60. Фазы экономического цикла и их характеристика
Экономические циклы – регулярные колебания в движении общественного производства, повторяющиеся за определенный промежуток времени (рис.37.1).
Рис. 37.1. Фазы экономического цикла
В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы:
1. Кризис – это нарушение равновесия в экономике, вызывающее снижение и приостановку производства. Для рыночной экономики характерен кризис перепроизводства, вследствие чего происходит резкое падение цен (в 1929-1933 гг. в США цены упали на 54%). Затем снижается объем производства, что ведет к росту безработицы, а, следовательно, к снижению доходов населения, что в свою очередь сокращает платежеспособный спрос.
2. Депрессия – период, в течение которого постепенно расходится избыток товаров (часть по низким ценам, часть портится). Реализация товаров возобновляется, падение цен прекращается. Объем производства несколько увеличивается, но торговля идет вяло. Поэтому капитал, не найдя применения в промышленности и торговле, стекается в банки, что увеличивает предложение денег и снижает норму ссудного процента.
3. Оживление – период восстановления предкризисного объема промышленного производства, в течение которого растут цены, прибыль, заработная плата, вследствие чего уровни производства и занятости постепенно возрастают вплоть до полной занятости и полной загрузки мощностей, т.е. до пика.
4. Пик – характеризуется полной загруженностью производственных мощностей, высокой занятостью, очень высоким уровнем цен, зарплаты и процента.
61. Необходимость и сущность государственного вмешательства в экономику
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. По существу теория Кейнса является "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
63. Система государственного регулирования экономики и ее структура
Современная высокоразвитая экономика является не только многоукладной (см. раздел 4), но и многосубъектной. В ней действует огромное количество как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную (и все более возрастающую) роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство 1. Ему принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Даже беглого взгляда достаточно для того, чтобы убедиться, что государство является в экономике регулирующим субъектом, оно стремится изменить условия функционирования всех без исключения субъектов хозяйственных отношений. Обычно это называется регулированием среды обитания экономических субъектов.
Однако государство не сразу стало таким специфическим экономическим субъектом. Период превращения в регулирующий субъект - достаточно длителен. Первоначально государство фактически сводило свое участие в экономической жизни к сбору налогов. Вероятно именно это и дало основание назвать государство “ночным сторожем” экономики.
По мере усложнения системы экономических отношений государство стало тем субъектом, который начал вырабатывать рамки действий экономических субъектов (законодательные акты, другие правовые ограничения). Однако выполнение государством отмеченных выше функций еще не дает оснований утверждать, что оно становится экономическим субъектом. Такие возможности возникают в связи со становлением капитала-монополии и необходимостью защиты института конкуренции от разрушающего действия монополистической силы на рынке.