Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:28, доклад
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие увеличение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.
Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.
Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. Такое положение вещей в целом негативно сказывается и на общей хозяйственной ситуации, создавая узлы трудноразрешимых в рамках рынка противоречий.
Преодолеть данное противоречие и призвано государство, превратившееся в регулирующий экономический субъект. Наши потребители, используя свое право избирателя, приводят в законодательные органы власти таких парламентариев, которые принимают антимонополистические законы (законодательная ветвь власти государства). Само же государство в лице правительства превращается в мощного субъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользу структурно-больных отраслей за счет прогрессивного налогообложения капиталов-монополий. Отсюда буквально полшага до осуществления и регулирующих функций в экономической системе.
Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов, с которыми мы познакомились ранее, состоит именно в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. В этом плане стоит говорить, что оно есть внеэкономическая сила. Однако при помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.
Приведем простой пример: изменилась (снизилась) ставка налога на прибыль. Очевидно, что этот импульс (информационный) не останется без внимания со стороны предприятий, фирм (производителей в целом), которые воспримут его как снижение собственных издержек и возрастание прибыли при прочих равных условиях. Такое изменение ситуации подтолкнет их к корректировке производственных программ в сторону увеличения производства, в результате чего общее производство в стране должно возрасти (возрастает и ВВП в конечном итоге).
(21) |
где Тр – ставка налога на прибыль, Тс – издержки производства, Р – прибыль, Q – объем производства фирмы, GDP – ВВП.
Понятно, что при постановке цели изменить динамику производства на положительную (например, на стадии кризиса) государство вполне может пользоваться снижением ставок налогов на прибыль. Очевидно, что на стадии подъема необходимо действовать в противоположном направлении.
Чаще всего в качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости. Приведенный только что простой пример вполне может стать иллюстрацией первой из перечисленных функций. Понятно, что регулирующие воздействия государства гораздо сложнее, многовариантнее, чем приведенный пример (об этом мы скажем чуть позже).
Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности (см. выше). Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.
Определить его столь же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как неочевидным является сам результат деятельности государства. Даже в нашем простом примере, приведенном выше, мы не можем с определенной точностью отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая новую продукцию, и так планировала расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.
Все сказанное означает, что в привычных экономических координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что все-таки можно это сделать косвенным путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.
Таким образом, при реализации функции эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.
Говоря о выполнении государством функции эффективности, стоит отметить, что оно (государственные чиновники), конечно же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над интересами общества. Тогда государство превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к нему экономических субъектов и реализация функции эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе.
Выполнение государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о них позаботиться.
Для этого за счет государственных средств осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем адресно перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом государство и реализует функцию справедливости.
Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются данным специфическим экономическим субъектом при воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством (исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов. Рассмотрим их поподробнее.
Государственная собственность играет определенную роль в любой национальной экономике, охватывая в настоящее время 2 - 10% валового внутреннего продукта в развитых странах и до 30 - 40% ВВП в развивающихся странах. Стоит заметить, что объектами госсобственности в основном становятся отрасли народного хозяйства, где норма прибыли не очень высока. Эти важные секторы хозяйства перестают быть интересными монополистическим капиталам, стремящимся к получению прибыли выше средней на устойчивой основе, и немонополистическим капиталам, желающим получить прибыль не ниже средней.
Государственный же капитал в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и при низкой норме прибыли, и при прямых убытках (за счет перераспределения ресурсов бюджета).
По мере превращения объектов государственной собственности в рентабельные частный капитал начинает проявлять к ним интерес. Между государственным и частным капиталом возникают экономические отношения в виде национализации или приватизации. Отметим, что национализация и приватизация - это специфические формы сделки, одним из участников которой выступает государство. В случае национализации государство является покупателем каких-то активов (средств производства), в случае приватизации - продавцом.
Сделки подобного рода не являются редкостью. В некоторые периоды в различных странах происходит массовый переход собственности из частных рук в государственные, и наоборот (Великобритания: 60-е годы - национализация, 80-е годы - приватизация и т. д.). Это, конечно, не подрывает устои национальной экономики. Другое дело, когда сделки между государством и частным бизнесом принимают неэквивалентный характер, как, например, в России в 90-е годы. В этом случае происходят существенные коллизии в народном хозяйстве, так как нарушается баланс интересов между государством и частным бизнесом.
Другой формой прямого вмешательства государства в экономику является государственный заказ. Этот вид сделки мало похож на обычную рыночную с участием государства, так как в данном случае получатель государственного заказа имеет полные гарантии того, что созданный им товар будет реализован и оплачен (чаще всего по завышенным против рыночных ценам). Именно это делает борьбу за государственный заказ очень интересной для капиталов-монополий, которые для “победы” используют не только свою экономическую мощь, но и унию с государством (государственными чиновниками, причастными к распределению государственных заказов). Объектом госзаказа чаще всего выступает оборонная продукция и товары, которыми снабжается армия или другие государственные структуры. Общество стремится контролировать сделки подобного рода, но в полной мере это сделать практически невозможно, так как все, в конечном итоге, делается “по закону”, который и формулируется собственно государством.
Теперь остановимся на косвенных методах государственного регулирования экономики. К ним, как уже говорилось, относят манипулирование при помощи бюджета и денежной массы, которое приводит к изменению поведения основных экономических субъектов. Государство, конечно же, не может ограничиваться только прямыми методами воздействия на экономику, так как народнохозяйственная система представляет собой совокупность независимых, самостоятельных, суверенных субъектов, которые принимают решения, руководствуясь, прежде всего, собственными экономическими интересами.
Считается, что основными способами косвенного регулирования (макроэкономической политики) являются фискальная и денежная политики.
Фискальная политика - такой способ косвенного воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государством используются следующие инструменты: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками.
Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой (манипулирование учетной ставкой процента Центрального Банка).
Пример фискального импульса (снижения ставки налога на прибыль) и его влияния на поведение экономических субъектов мы уже рассматривали. Теперь настало время дополнить наши представления примерами, связанными с государственными расходами. Увеличение государственных расходов увеличивает доходы каких-то конкретных экономических субъектов, например, производителей оборонной продукции. Они производят соответствующие товары, что ведет к росту объема производства валового внутреннего продукта. Справедливо и обратное.
Однако чрезмерный рост государственных расходов может нарушить соотношение между доходами и расходами государственного бюджета и ведет к росту его дефицита. Это означает, что существуют определенные ограничения при использовании фискальных импульсов. Далее по цепочке - рост дефицита бюджета ведет к росту государственного долга и выплат по нему, а это может привести к негативным процессам в народном хозяйстве.
Подытожим формулой:
где G – государственные расходы, DB – дефицит бюджета, GD – государственный долг.
Дефицит же государственного бюджета и выплаты по государственному долгу в определенных рамках могут быть важными рычагами воздействия на народнохозяйственные пропорции, так как сегодня мы платим по вчерашним долгам, а сегодняшние долги относим на будущее. Это означает, что при динамичном развитии национальной экономики государство может тратить чуть больше, чем получает, без видимого негативного эффекта. Эмпирические исследования подтверждают, что при нормальном развитии национальной экономики дефицит бюджета и ежегодные выплаты по государственному долгу до 3% ВВП не сказываются негативно на развитии народного хозяйства (следовательно, обладают в целом положительным регулирующим потенциалом). Если же дефицит и выплаты превышают данный рубеж, то налицо негативное воздействие на макроэкономические пропорции.
Приведем теперь примеры денежных импульсов и их воздействия на поведение экономических субъектов и на народнохозяйственные пропорции в целом. Что происходит в народном хозяйстве, когда мы увеличиваем размер денежной массы (предложение денег) на некоторую незначительную величину? Очевидно, что цена денег (учетная ставка процента Центрального Банка) должна в результате этого снизиться. Банкиры будут снижать процентные ставки по кредитам. На данный импульс должны отреагировать предприниматели, которые увеличат заимствование денег для реализации инвестиционных проектов. Рост же инвестиций через некоторое время должен привести к росту валового внутреннего продукта. Таким образом, манипулируя (умело!) количеством денег в обращении, Центральный Банк в состоянии изменить поведение экономических субъектов таким образом, что результатом становится рост реального ВВП.