Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:28, доклад
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие увеличение экономики как единого целого: ВВП, средний уровень цен, рыночную ставку процента, уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.
ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к
ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания
активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс
адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и
проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов
населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой
активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет
множество вариантов.
Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация
доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией
предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится
в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов
конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от
темпа инфляции.
В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще
больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо
сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-
это 90 млн государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет
целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В
случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты
индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой
(активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание
индексации от фактического роста цен неизбежно.
Политика доходов -- одно из направлений адаптационной
антиинфляционной борьбы. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран
проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению
роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а
не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают
намеченной цели. одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы.
История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и
других странах внедрялась политика «стоп--вперед», оказавшаяся
неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою
снижения производительности и жизненного уровня населения.
Параллельное применение различных мер для решения противоречивых
проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов
(Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-
что получается (Финляндия 1967--1971 гг., США-- 1951-1952 гг.), но
долгосрочно и эта политика не приживается.
Следующий вариант -- государственные рекомендательные ориентиры
установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в
США. Этого тоже не хватает надолго.
Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант --
минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная
антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к
«невидимой руке» А. Смита.
К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является
идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был
найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный
рост цен и невысокую безработицу.
Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея
выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов,
которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на
добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его
малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не
теряют.
В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с
инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория
инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции
взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо
увеличивать количество безработных.
В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма
применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.
Естественный уровень безработицы--тот, при котором динамично
уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При
нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы.
Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается
через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в
случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного
уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный,
умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного
уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во
временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к
различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного
уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к
экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность
теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России.
Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все
больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы.
Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7%
трудоспособного населения.
Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение
уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1%
безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного
уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже
потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила
160 млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и
недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом
случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее,
чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного
продукта.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два
подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е.
активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях
воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем
ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут
привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению
безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для
его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и
других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую
очередь для получателей средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить
инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать
расходами и налогами.
2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое
осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком
страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного
процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для
кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство
должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса,
поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание
заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к
потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к
значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для
снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше
своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт
( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например,
такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
51. Социальная политика государства и экономическое развитие общества
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - распределение ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами. Является одним из важнейших механизмов функционирования современной социально ориентированной рыночной экономики в индустриально развитых странах.
Главная роль в системе социального регулирования принадлежит государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры. Государственное социальное регулирование направлено на смягчение свойственного рыночной экономике социального неравенства. Растут как в абсолютном, так и в относительном выражении бюджетные расходы (в разных странах в различные периоды разными темпами) на оказание услуг населению на нерыночной основе (в области образования, здравоохранения, жилищного строительства) и социальные трансферты (выплаты) в форме страхования по болезни, старости, безработице, различные виды социального вспомоществования по бедности. В настоящее время в развитых странах на социальные нужды тратится от одной четвери до половины валового внутреннего продукта (ВВП). Социальное регулирование осуществляется также многочисленными неприбыльными организациями, удовлетворяющими социальные нужды населения на разных уровнях (общенациональном, региональном, муниципальном). Это - общественные группы, ассоциации, фонды, неприбыльные корпорации.
Видное место в системе социального регулирования занимает система социального партнерства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных партнеров. Субъектами социального регулирования наряду с государством, играющим роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наемных работников профсоюзы и союзы предпринимателей, представляющие интересы предпринимателей.
Агентами социального регулирования являются и частные корпорации, социальные расходы которых имеют тенденцию к быстрому росту.
52. Проблемы занятости и политика государства на рынке труда
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не
связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих
переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.