Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:32, курс лекций
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.
1) Включаемой в себестоимость продукции
2) Относимое за счет прибыли
В соответствии с законодательством в себестоимости продукции выделяют следующие элементы затрат:
1) Материальные затраты
2) Затраты на оплату труда
3) Страховые взносы
4) Амортизация
5) Прочие
При планировании себестоимости все издержки группируются по отдельным статям затрат. Перечень затрат, их состав, методы распределения по видам продукции устанавливаются отраслевыми методическими рекомендациями. Например в с/хых организациях затраты на производство продукции животноводства планируются в разрезе следующих статей затрат: оплата труда со страховыми взносами, корма, средства защиты животных, нефтепродукты, затраты на содержание основных средств, работы и услуги, прочие, общехозяйственные и общепроизводственные. При планировании себестоимости продукции статьи затрат классифицируют
1) По способу отнесения на себестоимость единицы продукции: прямые и косвенные
2) По составу: простые и комплексные
3) По степени участия в технологическом процессе: основные и накладные
II. Себестоимость продукции выражают в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема продукции в действующих экономических условиях. В себестоимости возмещаются затраты производственных ресурсов, израсходованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предприятия в текущих рыночных ценах. На отечественных предприятиях выделяют производственную и коммерческую себестоимость. Расчет издержек на производство продукции называется калькуляцией себестоимости. Плановая калькуляция себестоимости продукции включает следующие статьи затрат:
1) Сырье и материалы
2) Возвратные отходы (вычитаются)
3) Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты
4) Топливо, энергия на технологические цели
5) Итого материальных затрат
6) Основная заработная плата производственных рабочих
7) Дополнительная заработная плата
8) Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)
9) Расходы на подготовку и освоение новых изделий
10) Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения
11) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
12) Цеховые расходы
13) Потери от брака
14) Прочие производственные расходы
15) Цеховая себестоимость
16) Общехозяйственные расходы
17) Производственная себестоимость
18) Внепроизводственные расходы
19) Коммерческая себестоимость (полная себестоимость)
III. Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она представляет собой общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровнем управления предприятием. В процессе разработки сметы выделяют три метода:
1) Сметный – на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана.
2) Сводный метод – т.е. путем суммирования смет производств, отдельных подразделений предприятия.
3) Калькуляционный метод – на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции работ и услуг с разложением комплексных статей затрат на простые элементы затрат.
В российской практике широкое распространение имеют позаказная и попроцессная…
Позаказный метод определяет распределение издержек на производство продукции по отдельным заказам выполняемым работам. Для каждого заказа составляется своя ведомость калькуляций затрат. При попроцессоной калькуляции производственные затраты планируются по отдельным подразделениям, стадиям производства или производственным процессам. Полные затраты определяются как сумма по вышеперечисленным расходам.
Медиа планирование предполагает 2 типа решений
1) Где и на каких рекламах рекламировать
2) Как часто показывать целевой аудитории рекламные сообщения
Рекламное планирование включает:
1) Ситуационный анализ – анализ рекламодателя, проблемы рекламы, препятствия к покупке, рекламные возможности, ограничения, рекламный бюджет (свот анализ)
2) Ключевые стратегические рекламные решения – цели рекламы, целевая аудитория, конкурентные преимущества товара, имидж товара.
3) Установление ответственности – использование собственного рекламного подразделение либо услуг рекламных агентств
4) Творческий план
5) Выбор средств рекламы
6) Планирование рекламного бюджета
7) Организация проведения рекламной компании
Существует несколько методов расчета рекламного бюджета:
1) Разработка бюджета исходя из наличия денежных средств
2) Разработка рекламного бюджета на основе планирования затрат
3) Метод исчисления в процентах к сумме продаж
4) Метод конкурентного паритета
5) Метод технического бюджета – опирается на анализ порога рентабельности рекламных расходов
6) Рекламный бюджет необходимый для достижения доли рынка
7) Независимый усредненный прогноз (экспертный опрос)
8) Метод цели – задачи – с его помощью анализируется текущая ситуация, определяются цели и подсчитывается во что это обойдется
Экономическая оценка плана
I. Показатели экономической эффективности
II. Выбор критерия экономической эффективности
I. Эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами. Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата. Виды эффекта:
a. Научный связан с открытием новых явлений материального мира или закономерностей его развития.
b. Технический эффект характеризуется получаемым преимуществом новых систем машин по сравнению с существующими.
c. Социальный эффект – отражает развитее человеческого фактора, рост квалификации, улучшение условий труда, повышение его производительности.
d. Экономический эффект – он означает сокращение или экономию производственных ресурсов на изготовление продукции.
Виды эффективности:
a. Коммерческая (финансовая эффективность) – отражает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
b. Бюджетная эффективность – отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджета
c. Экономическая эффективность – учитывает затраты и результаты связанные с реализацией проекта выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
При оценке эффективности инновационных проектов возникает необходимость соизмерения разновременных стоимостных показателей путем приведения их к ценностям соответствующего периода:
a. Метод компаундирования – позволяет переходить от сегодняшних или текущей стоимости капитала к его будущей стоимости
b. Метод дисконтирования – означает приведение будущих доходов к сегодняшнему дню
II. Сравнение различных вариантов проектов и выбор лучшего из них рекомендуется проводить с использованием показателей:
a. Чистый дисконтированный доход
b. Индекс доходности
c. Внутренняя норма доходности
d. Срок окупаемости проекта – на практике
Финансовое планирование
I. Цели, задачи и функции финансового планирования
II. Планирование прибыли предприятия
III. План движения денежных средств
IV. Налоговое планирование
I. Финансовый план предприятия это документ отражающий объем поступления и расходование денежных средств, фиксирующий баланс доходов и расходов предприятия. Финансовое планирование охватывает широкий спектр финансовых отношений: между предприятием и различными субъектами хозяйствования в процессе реализации продукции, между собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда, между предприятиями и государственным бюджетом, между предприятиями и банками, предприятиями и страховыми организациями. Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет предвидеть финансовые результаты деятельности и так организовать движение финансовых потоков чтобы они служили достижению намеченных целей. Основная цель финансового планирования – сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями. В процессе финансового планирования решаются следующие задачи: определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов, принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов, уточняются экономическая эффективность планируемых инвестиций, определяются резервы рационального использования производственных мощностей, основных и оборотных средств, определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Функции финансового отдела в области планирования:
a. Составление проектов финансовых планов
b. Составление кредитных заявок и кассовых планов
c. Участие в составлении плана реализации продукции в денежном выражении
d. Составление плановых расчетов различных фондов образуемых из прибыли
e. Составление плана финансирования капитального ремонта
f. Доведение показателей финансового плана до структурных подразделений
g. Обеспечение платежей в бюджеты, уплата процентов по кредитам, выдача заработной платы персоналу, оплата счетов и другие.
II. Планирование прибыли предприятия
При разработке плана по прибыли следует иметь ввиду что НДС и акцизы в этом плане не отражаются тк они выделяются до образования прибыли.
a. Выручка нетто от продажи товаров продукции услуг. В расчетах участвует вся продукция реализуемая в планированном году, включая продукцию предшествующего периода.
b. Себестоимость реализуемой продукции
c. Валовая прибыль (a-b)
d. Коммерческие расходы
e. Управленческие
f. Прибыль от продаж
g. Прочие доходы и расходы
h. Прибыль до налогообложения
i. Чистая прибыль
За счет чистой прибыли на предприятии формируются фонды необходимые для развития производства и потребления:
a. фонд потребления он является источником материального поощрения и социального развития предприятия
b. Фонд накопления предназначен для развития производства для создания нового имущества
c. Резервный фонд – минимизации рисков
III. План движения денежных средств
Одна из главных проблем предприятия правильное планирование денежных потоков, рентабельные предприятия терпят банкротство из-за того что в определенный момент времени у них не хватило денежной наличности. Денежная наличность – это разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Главная задача плана движения денежных средств (поступлений и выплат, денежных потоков) спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств и таким образом поддержать текущую платежеспособность предприятия. Назначение и роль плана состоит в определении конкретной текущей финансовой экономической ситуации. Последовательности и сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях обеспечения наибольшего экономического эффекта. Цель составления плана денежных потоков – планирование фактических поступлений на расчетный счет и фактических платежей с учетом реальных сроков по трем видам деятельности: операционный, инвестиционный, финансовый. На каждом шаге планирования значение денежного потока характеризуется притоком, оттоком и сальдо между притоком и оттоком. Денежный поток от инвестиционной деятельности: приток – продажа активов; отток – капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные работы. От операционной деятельности: приток – выручка от реализации продукции, внереализационные доходы; оттоки – производственные издержки, налоговые платежи. От финансовой деятельности: приток – вложения собственного капитала и привлеченных средств, субсидии, дотации, заемных средств; отток – затраты на возврат и обслуживание займа и выпущенных предприятием долговых ценных бумаг.