Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:32, курс лекций
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.
Фуфачева Людмила Анатольевна
Внутрифирменное планирование
Литература:
1) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2) Балабанов ИТ Фин анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Фин и стат, 2001
3) Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2001
4) Бухалков Планирование на предприятии 2005
5) Ильин Планирование на предприятии 2002
I. Место и значение функции планирования в системе управления предприятием
II. Сущность и функции внутрифирменного планирования
III. Принципы планирования
IV. Плановые расчеты и показатели
I.
Рисунок 1 – Система управления предприятием
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.
II. Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, являющийся обычно юридическим лицом и созданный в порядке, установленном законом для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Понятие фирма связана с более крупным и многопрофильным образованием, в которое входит ряд различных предприятий и организаций. Речь идет о наличии в подчинении у головного предприятия филиалов, дочерних предприятий (Бухалков).
Планирование – это процесс проектирования желаемого будущего предприятия и определение наиболее эффективных путей его достижения (Файоль). План содержит три основных элемента:
1) цель и задачи
2) средства достижения поставленных целей
3) средство контроля.
Сущность внутрифирменного планирования заключается 1) в научном обосновании на предприятии предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности 2) выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг 3) и установление таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсах могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
С помощью планирования
1) предпринимается попытка с достаточно высокой точностью предсказать, предвидеть с необходимым опережением времени ход осуществления какого-либо процесса и получения конечного результата в сфере производства и сбыта продукция
2) минимизировать влияние факторов неопределенности, а так же недостоверности используемых исходных данных
III. Принципы планирования
Впервые общие принципы планирования сформулировал Файоль, он выделил пять принципов планирования: необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность. Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип единства планирования предусматривает разработку общего плана развития предприятия, наряду с которым существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов и т.д. а так же планы отдельны подразделений и служб. Все эти планы должны быть тесно увязаны, что вытекает из общностей целей предприятия. Принцип непрерывности планирования заключается в том, что на каждом предприятии процесс планирования, как и трудовая деятельность должны осуществляться постоянно и без остановки это предполагает, что на смену одному плану производства приходит другой, а так же постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них к оперативным. Принцип гибкости предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Принцип точности планирования – всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает иметь само предприятие с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов. В дополнении перечисленным принципам Акофф выделяет Принцип участия, Принцип холизма. Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования. «Лучшее планирование – самопланирование». Принцип холизма состоит из двух частей: координация – деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимосвязи; интеграция – предполагает что деятельность подразделений разных уровней нужно планировать во взаимосвязи.
IV. Плановые расчеты и показатели
В технологическом отношении планирование как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит несколько этапов:
1. Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке
2. Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода.
3. Поиск альтернатив (этап прогнозирования) – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям
4. Определение потребностей в ресурсах и способах достижения поставленных целей, объемов производства
5. Оценка – проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей
6. Оформление плана в виде единого документа
Все процессы и этапы планирования взаимосвязаны и зависимы др от друга в совокупности они представляют определённую систему расчетов. Разработка планов осуществляется на основе системы технико-экономических показателей. Показатель – это качественно определенная величина которой может соответствовать множество количественных значений. Используемые в планировании показатели должны обладать:
Достоверностью – т.е. точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления
Свойствами меры, те показатели должны быть измеряемыми и вполне определенными
Достаточностью – полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции
Однозначностью – не допускать различных толкований, не быть двусмысленными
Способностью агрегатироваться, разукрупняться и быть сопоставимыми.
Гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования
Оперативностью – своевременно поступать к разработчику плана
экономичностью – минимум затрат на сбор и обработку инфо
Лаконичностью – высокой информационной насыщенностью
Плановые показатели:
1) Количественные отражают объемы производства валовой товарной продукции, численность работающих и т.д. в абсолютных величинах
2) Качественные – относительные величины которые отражают отношения между количественными показателями
1) Натуральные те характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах соответствующих особенностям каждого вида товара
2) Стоимостные – позволяют соизмерят в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ
Литература: прогнозирование и планирование в условиях рынка по ред Морозовой Т.Г.
I. Сущность прогнозирования. Формы сочетания плана и прогноза.
II. Принципы прогнозирования.
III. Классификация прогнозов.
I. Прогноз – это вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование – это процесс разработки прогнозов. Предвиденье – опережающее отражение действительности основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают 3 формы предвиденья.
1) Гипотеза – характеризует научное предвиденье на уровне общей теории, дает качественную характеристику развития исследуемых объектов, выражающую общие закономерности их поведения.
2) Прогноз – прогноз имеет большую определенность и позволяет характеризовать будущее с количественной стороны.
3) План – представляет собой постановку точно определенной цели предвиденье конкретных детальных событий исследуемого объекта.
Взаимосвязь между прогнозом и планом состоит в том что прогнозирование это исследовательская база планирования. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными:
1) Прогноз предшествует разработке плана (как правило)
2) Прогноз может следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения)
3) Проводится в процессе разработки плана
Различия между планом и прогнозом:
1) Прогнозирование по своему существу имеет вариантное содержание, в то время, как план представляет собой однозначное решение.
2) Прогнозирование существует независимо от планирования
3) Различны цели планирования и прогнозирования: планирование направлено на принятие и практическое осуществления управленческих решений. Цель прогнозирования - обосновать научные предпосылки для их принятия.
II. Принципы прогнозирования
Принцип системности – означает, что объект прогнозирования рассматривается с одной стороны как единое целое, а с другой как совокупность самостоятельных блоков прогнозирования. Прогнозы строятся на основе системы методов и моделей.
Принцип согласованности – при разработке прогноза необходимо обеспечить его согласованность
с другими видами прогнозов
по прогнозируемому периоду
по масштабности
Принцип альтернативности – связан с возможностью развития экономики и отдельных ее звеньев по разным траекториям и структуре соотношений.
III.
Метод «мозговой атаки» при использовании этого метода формируется группа экспертов численностью 6-12 человек во главе с ведущим. Эксперты должны выступать многократно, но не подряд. Их выступления должны быть предельно четкими, сжатыми, без критики предыдущих экспертов. Продолжительность работы экспертов 20-60 минут.
Метод деструктивной отнесенной оценки. Сущность метода состоит в активизации творческого потенциала при мозговой атаке проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструктурирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контр идей. Этапы метода ДОО:
1) Формирование группы экспертов (10-15 чел)
2) Составление проблемной записки участника мозговой атаки
3) Генерация идей (20-60 мин)
4) Систематизация идей
5) Деструирование (разрушение) систематизированых идей
6) Оценка критических замечаний и составление списка практически применяемых идей.
Дельфийский метод. Сущность метода заключается в том что опрос эксепртов проводится в несколько туров (с помощью специальных анкет). Каждый тур уточняет предыдущие ответы и постепенно приводит экспертов к согласованному решению.
Метод круглого стола (комиссий) – при данном методе назначается или выбирается комиссия которая наделяется правом предварительного или окончательного заключения. Коммисия организует круглый стол, в рамках которого будут согласовываться мнения экспертов с целью выработки единого мнения.
Методы прогнозной экстраполяции
Экстраполяция – распространение прошлых и настоящих закономерностей, связей и соотношений на будущее. Цель экстраполяции – показать к каким результатам можно прийти в будущем если к нему двигаться с той же скоростью или ускорением что и в прошлом. Экстраполяция определяет варианты развития исходя из гипотезы что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняются и на период прогноза.
1) Подобная гипотеза выдвигается исходя из инерционности социально-экономических прогнозов и явлений.
2) Ошибка прогноза будет тем меньше чем меньше период упреждения и чем длиннее база прогноза.
3) Период упреждения не должен превышать третьей части длины базы прогноза.
Простая экстраполяция
Экстраполяция на основе средней (колебания спроса небольшие)