Лекции по внутрифирменному планированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:32, курс лекций

Описание работы

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.

Работа содержит 1 файл

Lektsia.doc

— 472.50 Кб (Скачать)


Фуфачева Людмила Анатольевна

Внутрифирменное планирование

Литература:

1)      Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2)      Балабанов ИТ Фин анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Фин и стат, 2001

3)      Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2001

4)      Бухалков Планирование на предприятии 2005

5)      Ильин Планирование на предприятии 2002

Сущность, функции и принципы внутрифирменного планирования

I.                     Место и значение функции планирования в системе управления предприятием

II.                  Сущность и функции внутрифирменного планирования

III.                Принципы планирования

IV.                Плановые расчеты и показатели

I.                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Система управления предприятием

 

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.  До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.

II.                  Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, являющийся обычно юридическим лицом и созданный в порядке, установленном законом для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Понятие фирма связана с более крупным и многопрофильным образованием, в которое входит ряд различных предприятий и организаций. Речь идет о наличии в подчинении у головного предприятия филиалов, дочерних предприятий (Бухалков).

Планирование – это процесс проектирования желаемого будущего предприятия и определение наиболее эффективных путей его достижения (Файоль). План содержит три основных элемента:

1) цель и задачи

2) средства достижения поставленных целей

3) средство контроля.

Сущность внутрифирменного планирования заключается 1) в научном обосновании на предприятии предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности 2) выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг 3) и установление таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсах могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

С помощью планирования

1)      предпринимается попытка с достаточно высокой точностью предсказать, предвидеть с необходимым опережением времени ход осуществления какого-либо процесса и получения конечного результата в сфере производства и сбыта продукция

2)      минимизировать влияние факторов неопределенности, а так же недостоверности используемых исходных данных

III.                Принципы планирования

Впервые общие принципы планирования сформулировал Файоль, он выделил пять принципов планирования: необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность. Принцип необходимости означает повсеместное  и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип единства планирования предусматривает разработку общего плана развития предприятия, наряду с которым существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов и т.д. а так же планы отдельны подразделений и служб. Все эти планы должны быть тесно увязаны, что вытекает из общностей целей предприятия. Принцип непрерывности планирования заключается в том, что на каждом предприятии процесс планирования, как и трудовая деятельность должны осуществляться постоянно и без остановки это предполагает, что на смену одному плану производства приходит другой, а так же постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них к оперативным. Принцип гибкости предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Принцип точности планирования – всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает иметь само предприятие с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов. В дополнении перечисленным принципам Акофф выделяет Принцип участия, Принцип холизма. Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования. «Лучшее планирование – самопланирование». Принцип холизма состоит из двух частей: координация – деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимосвязи; интеграция – предполагает что деятельность подразделений разных уровней нужно планировать во взаимосвязи.

IV.                Плановые расчеты и показатели

В технологическом отношении планирование как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит несколько этапов:

1.       Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке

2.       Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода.

3.       Поиск альтернатив (этап прогнозирования) – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям

4.       Определение потребностей в ресурсах и способах достижения поставленных целей, объемов производства

5.       Оценка – проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей

6.       Оформление плана в виде единого документа

Все процессы и этапы планирования взаимосвязаны и зависимы др от друга в совокупности они представляют определённую систему расчетов. Разработка планов осуществляется на основе системы технико-экономических показателей. Показатель – это качественно определенная величина которой может соответствовать множество количественных значений. Используемые в планировании показатели должны обладать:

       Достоверностью – т.е. точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления

       Свойствами меры, те показатели должны быть измеряемыми и вполне определенными

       Достаточностью – полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции

       Однозначностью – не допускать различных толкований, не быть двусмысленными

       Способностью агрегатироваться, разукрупняться и быть сопоставимыми.

       Гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования

       Оперативностью – своевременно поступать к разработчику плана

       экономичностью – минимум затрат на сбор и обработку инфо

       Лаконичностью – высокой информационной насыщенностью

Плановые показатели:

1)      Количественные отражают объемы производства валовой товарной продукции, численность работающих и т.д. в абсолютных величинах

2)      Качественные – относительные величины которые отражают отношения между количественными показателями

1)      Натуральные те характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах соответствующих особенностям каждого вида товара

2)      Стоимостные – позволяют соизмерят в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ

 

Сущность, виды и принципы прогнозирования

Литература: прогнозирование и планирование в условиях рынка по ред Морозовой Т.Г.

I.                     Сущность прогнозирования. Формы сочетания плана и прогноза.

II.                  Принципы прогнозирования.

III.                Классификация прогнозов.

I.                     Прогноз – это вероятностное научно-обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование – это процесс разработки прогнозов. Предвиденье – опережающее отражение действительности основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают 3 формы предвиденья.

1)      Гипотеза – характеризует научное предвиденье на уровне общей теории, дает качественную характеристику развития исследуемых объектов, выражающую общие закономерности их поведения.

2)      Прогноз – прогноз имеет большую определенность и позволяет характеризовать будущее с количественной стороны.

3)      План – представляет собой постановку точно определенной цели предвиденье конкретных детальных событий исследуемого объекта.

Взаимосвязь между прогнозом и планом состоит в том что прогнозирование это исследовательская база планирования. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными:

1)      Прогноз предшествует разработке плана (как правило)

2)      Прогноз может следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения)

3)      Проводится в процессе разработки плана

Различия между планом и прогнозом:

1)      Прогнозирование по своему существу имеет вариантное содержание, в то время, как план представляет собой однозначное решение.

2)      Прогнозирование существует независимо от планирования

3)      Различны цели планирования и прогнозирования: планирование направлено на принятие и практическое осуществления управленческих решений. Цель прогнозирования  - обосновать научные предпосылки для их принятия.

II.                  Принципы прогнозирования

Принцип системности – означает, что объект прогнозирования рассматривается с одной стороны как единое целое, а с другой как совокупность самостоятельных блоков прогнозирования. Прогнозы строятся на основе системы методов и моделей.

Принцип согласованности – при разработке прогноза необходимо обеспечить его согласованность

       с другими видами прогнозов

       по прогнозируемому периоду

       по масштабности

      Принцип альтернативности – связан с возможностью развития экономики и отдельных ее                                        звеньев по разным траекториям и структуре соотношений.

III.                 

 

 

Метод «мозговой атаки» при использовании этого метода формируется группа экспертов численностью 6-12 человек во главе с ведущим. Эксперты должны выступать многократно, но не подряд. Их выступления должны быть предельно четкими, сжатыми, без критики предыдущих экспертов. Продолжительность работы экспертов 20-60 минут.

 

Метод деструктивной отнесенной оценки. Сущность метода состоит в активизации творческого потенциала при мозговой атаке проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструктурирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контр идей. Этапы метода ДОО:

1)      Формирование группы экспертов (10-15 чел)

2)      Составление проблемной записки участника мозговой атаки

3)      Генерация идей (20-60 мин)

4)      Систематизация идей

5)      Деструирование (разрушение) систематизированых идей

6)      Оценка критических замечаний и составление списка практически применяемых идей.

 

Дельфийский метод. Сущность метода заключается в том что опрос эксепртов проводится в несколько туров (с помощью специальных анкет). Каждый тур уточняет предыдущие ответы и постепенно приводит экспертов к согласованному решению.

 

Метод круглого стола (комиссий) – при данном методе назначается или выбирается комиссия которая наделяется правом предварительного или окончательного заключения. Коммисия организует круглый стол, в рамках которого будут согласовываться мнения экспертов с целью выработки единого мнения.

 

Методы прогнозной экстраполяции

 

Экстраполяция – распространение прошлых и настоящих закономерностей, связей и соотношений на будущее. Цель экстраполяции – показать к каким результатам можно прийти в будущем если к нему двигаться с той же скоростью или ускорением что и в прошлом. Экстраполяция определяет варианты развития исходя из гипотезы что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняются и на период прогноза.

1)      Подобная гипотеза выдвигается исходя из инерционности социально-экономических прогнозов и явлений.

2)      Ошибка прогноза будет тем меньше чем меньше период упреждения и чем длиннее база прогноза.

3)      Период упреждения не должен превышать третьей части длины базы прогноза.

 

Простая экстраполяция

       Экстраполяция на основе средней (колебания спроса небольшие)

Информация о работе Лекции по внутрифирменному планированию