Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:32, курс лекций
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.
3) Анализ и оценка в внешней среды – анализ среды предполагает исследование ее компонентов:
a. Макросреда. Анализ макросреды предполагает изучение влияния на фирму следущих компонетов:
i. Состояние экономики
ii. Правовое регулирование
iii. Политичесике процессы
iv. Природная среда и ресурсы
v. Социальная и культурная составляющая общества
vi. Научно-технический уровень
vii. инфраструктура
b. Непосредственное окружение предприятия. Анализируется по следующим направлениям:
i. Покупатель
ii. Поставщик ресурсов
iii. Конкуренты
iv. Рынок рабочей силы
v. профсоюзы
4) Анализ и оценка внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям:
a. Кадры
b. Организация управления
c. Финансы
d. Маркетинг
e. Организационная структура
f. Т.п.
5) Разработка и анализ стратегических альтернатив (прогнозирование). Стратегии развития предприятия:
a. Рост
b. Ограниченный рост
c. Сокращение
d. Сочетание трех предыдущих в различных пропорциях
6) (Оценка стратегии.) Выбор стратегии. При выборе стартегических решений необходимо предиерживаться следующих критериев:
a. Соответствие возможностям и угрозам внешенй среды
b. Соответствие целям предприятия и совместимость с ее миссией
c. Достижение конкурентных преимуществ
d. Выполнимость стратегии
e. Непротиворечивость стратегии
Этапы выбора стратегии:
a. Анализ альтернативных стратегий, определение разрывов между целями и прогнозами
b. Расчеты размера инвестиций по альтернативным стратегиям и прогноз их эффективности
c. Прогноз динамики прибыли и др экономических показателей по альтернативным вариантам
d. Предварительный выбор предпочтительной стратегии
e. Доводка стратегии до адекватности по целям развития и ее необходимая детализация.
f. Оценка преимуществ избранной стратегии
g. Разработка стратегического плана предприятия
7) Реализация стратегии
8) Оценка стратегии
III. Структура стратегического плана может быть следующей:
1) Резюме
2) Цели и задачи предприятия
3) Текущая деятельность и долгосрочные задачи
4) Стратегия маркетинга
5) Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия
6) Стратегия производства
7) Стратегия ресурсного обеспечения производства
8) Стартегический финансовый план
9) Стратегия НИОКР
10) Стратегия внешнеэкономический отношений предприятия
11) Стратегия управления
12) организация реализации и контроля выполенния стратегисеского плана
13)
1) Резюме – характеризует общее состояние предприятия:
a. Виды выпускаемоц продукции, их занчимость , конкурентоспособност
b. Основные технико-экономические показатели деятельности за последние 5 лет и на планируемый период
c. Хаартеристика ресурсного потенциала
d. Основные показатели технологии, организации меджмента
2) Цели и задачи предприятия.
a. Объем продаж
b. Размер прибыли
c. Темп роста объема продаж и прибыли
d. Норма прибыли на капитал, отношение прибыли к объему продаж
e. Доля на рынке
f. Базовая политика роста
Набор показателей целеполагания не может определен однозначно для всех предприятий
3) Текущая деятельность и долгосрочные задачи. В разделе представляют:
a. Организационная структура предприятия
b. Характеристика выпускаемых товаров, их конкурентоспособность
c. Связи предприятия с внешней средой
d. Технико-экономические показатели предпринимательской деятельности за последние 5 лет и на перспективу
4) Стратегия маркетинга. Раздел включает:
a. Стратегию продукта
b. Стратегию каналов распределения товаров
c. Стратегия продвижения товара
d. Стратегия ценообразования
5) Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия. Раздел включает вопросы:
a. Факторы макросреды, инфраструктура региона и маркосреда прелприятия
b. Состояние техники, технологии, организации, системы управления предприятием
c. Конкурентные преимущества
d. Выбор и обоснование стратегических факторов конкрентного преимущества
e. Адаптция стратеических фаторов конкуртеного преимущества к стартегии предприятия
6) Стратегия производства.
a. Орагизационно-технический уровень поизводства
b. Уровень социального развития коллектива
c. Деятельность нпредприятия в области охраны окуржающей среды
d. Стретгии развития производства
e. Технико-экномическое обоснование прогнозов
f. Согласование стратегии развития производства
g. Социальная стратегия
7) Стратегия ресурсного обеспечения производства.
a. Ресурсное обеспечение и узкие места в орагизации использования производственного потенциала.
b. Разработку новой стартегии обеспечения производства всеми ресурсами
8) Стартегический финансовый план
a. Структура предпринимательсва
b. Стратегия накопления и потребления
c. Стратегия задолженности
d. Старегия финансирования крупных программ
9) Стратегия НИОКР
a. Технологическое планирование и прогнозирование
b. Структура ниокр
c. Управление НИОКР
10) Стратегия внешнеэкономический отношений предприятия
a. Экспотрные цели
b. Импотрные цели
c. Обоснование стратегии внешне-экономическго развитяи предприятия
11) Стратегия управления
a. Механизмы улавливания изменений
b. Стартегический контроль
c. Внедрение стратегий
12) организация реализации и контроля выполнения стратегического плана
a. контроль окружающей среды
b. контроль стратегических действий
c. контроль стратегических изменений
Ильин Планирование на предприятии
I. технология обоснования плановых решений по объему продаж
II. исследование конъюнктуры рынка
III. планирование ассортименты
IV. оценка конкурентоспособности
V. планирование цены
I. цель палнирования продаж состоит в том чтобы совевременно покупателям предложить такю номенклатуру товаров и услуг которая бы соответсвовала в целом профилю производственной деятелности предприятия и возможно поле удовлетворяла их потребности.
Плаирование продаж – непрервынй прорцесс начинающийся в момент зарождения номого товара, продолжающися в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающегося с изъятием его из производственной программы.
Основные задачи планирования продаж:
1) определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование
2) критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя
3) оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности
4) принятие решения о том, какие изделия следует исключить, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, а входящих за рамки сложившейся специализации предприятия. изучение возможности производства новых или модернизации выпускаемых изделий
5) прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости, рентабельности
6) проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями
процесс обоснования:
исследование конъюнктуры рынка - планирование ассортимента - оценка конкурентоспособности, планирование цены – прогнозирование величины продаж
технологическая схема планирования объема продаж (обратная связь)
II. исследование конъюнктуры рынка
1) анализ продаж за предшествующий период
основными задачами такого анализа являются изыскание резервов наиболее полного удовлетворения запросов покупателей, увеличения объемов продаж продукции, максимально возможного использования производственной мощности предприятия, повышения продаж, повышения эффективности
2) сегментация рынка
сегмент рынка – это особо образом выделенная группа потребителей
главная цель сегментации – обеспечить адресность портфеля заказов.
Способы выделения сегментов для различных рынков неодинаковы.
Географические
Демографические
Социально-экономические
Психографические
Поведенческие
3) Выбор целевого рынка
Для того чтобы правильно выбрать целевой рынок необходимо в процессе сегментации придерживаться требований:
Каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко обозначен
Выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, чтобы приносить прибыль
Выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта продукции
Этапы алгоритма выбора целевого рынка в процессе планирования продаж
Определение потенциала сегмента рынка
Оценка доступности и существенности сегмента рынка
Анализ возможности освоения рынка
4) Определение емкости рынка
Емкостью рынка называется объем реализуемого на нем товара в течение определенного промежутка времени в натуральном и стоимостном выражении.
III. Планирование ассортимента продукции
1) Формировие структуры ассортимента
Ассортимент служит для телазации продукции на виды, типы, осрта.
Целесообразно весь ассортимент продукции, планируемый к продаже, разбить на слудующие ассортиментые группы:
Основная, включает в стадии роста и приносящая основную долю прибыли
Поддерживающая, состоящая из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости
Стратегическая, ключает товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия
Тактическа, включает товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся в стадии роста и зрелости
Товары, снимаемые с продажи, те которые находятся в тсадии насыщения и спада
2) Планирование основения новых изделий
Новизна товара рассматривается по отношению к новой потребности, к номому потребителю, к старому товару и к новому рынку.
Классификация новых товаров:
Качественно новый товар (не имеющий до его появления аналогов на рынке). Создание таких товаров производиться на базе новых открытий и изобретений, полученных в ходе фундаментальных исследований