Лекции по внутрифирменному планированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:32, курс лекций

Описание работы

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. До 70% инфо используемой в системе управления производством связано с реализацией основных стадий и этапов планирования.

Работа содержит 1 файл

Lektsia.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

       Усовершенствованный товар (имеющий на рынке товар-аналог)

       Частично усовершенствованный товар (с принципиально не измененными характеристиками)

       Товар рыночной новизны, который является старым товаром для прежних товаров, но новым для планируемого к освоению рынка

       Товар новой сферы применения

IV.                Оценка конкурентоспособности

Конкурентоспособность – комплексная характеристика товар а определяющая его предпочтения на рынке но сравнению с аналогичными товарами конкурентов.

Алгоритм оценки конкурентоспособности:

1)      Определение цели оценки

2)      Формирование требований к товару

3)      Определение параметров сравнения

4)      Расчет единичных и сводных параметрических индексов

V.                  Планирование цены

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяется:

1)      Отпускные цены предприятия – это цена по которой предприятие реализует продукцию потребителям. Она включает издержки производства и реализации продукции, прибыль предприятия, НДС, акцизы

2)      Оптовая цена – эта цена по которой оптово-сбытовые посредники отпускают товар розничной сети. Она состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок оптовых фирм и призвана покрыть издержки по продвижению продукции до потребителя и обеспечить рентабельную работу

3)      Розничная цена – это цена, по которой розничные торговые фирмы реализуют продукцию. Она включает оптовую цену (отпускную предприятия если товар был закуплен непосредственно у изготовителя) и торговых наценок розничных торговых фирм

Методы ценообразования:

1)      На основе издержек

2)      С ориентацией на уровень конкуренции

3)      С ориентаций на спрос

4)      Параметрические методы

 

Планирование производства

I.        План производства продукции

II.      Планирование производственных мощностей предприятия

III.    Планирование потребности в материально-технических ресурсах

IV.   Планирование персонала предприятия

V.      Планирование фонда заработной платы.

I.        Планы производства продукции  является базой для расчета численности рабочих, т…сметы затрат на производство. План производства продукции рассчитывается на основе расчета спроса.. производственной мощности предприятия, расчета потребности  в материальных ресурсах, возможностей технической и технологической базы и кадрового потенциала. План производства состоит из:

Номенклатуры и ассортимента планируемой к выпуску продукции с указанием ее количества.

Данные об изменениях объемов незавершенного производства.

Для измерения объемов производства используются натуральные показатели, условно-натуральные, стоимостные.

План производства в стоимостном выражении включает в себя реализованную продукцию, товарную и валовую. В условиях рыночной экономики при составлении плана производства используются следующие методы:

1)      уровневое прогнозировании (процесс предвидения ожидаемого объема производства по трем точкам: минимальный, вероятный, максимальный)

2)      ситуационное планирование. Этапы:

a.       устанавливаются ключевые факторы среды, влияющие на результаты деятельности предприятия

b.       разрабатывается нормативный план

c.       отбирается для каждого продукта несколько основных допущений отличных от наиболее вероятной ситуации и разрабатываются новые планы

d.       определяется ситуация перехода к данному плану в процессе деятельности

важнейшим разделом плана производства является производственная программа, определяющая перечень объемов продукции, сроки выпуска и исполнителей. Планирование производственной программы основными подразделениями предприятия осуществляется обратно ходу технологического процесса.

II.      Планирование производственной мощности

Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит его производственная мощность. Производственная мощность характеризует максимально возможный годовой объем выпуска продукции, работ, услуг в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся экономических ресурсов на основе применения прогрессивной технологии и передовых форм и методов организации производства. Производственная мощность выражается в единицах продукции массы товара. Различают следующие виды производственной мощности:

1)      Теоретическая (паспортная)

2)      Практическая  определяет наивысший уровень производства который достигается при сохранении приемлемой степени эффективности производства с учетом допустимых или неизбежных потерь рабочего времени связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.

3)      Нормальная производственная мощность – средне сложившееся за ряд лет (влияние спроса)

4)      Плановая производственная мощность

При планировании производственной мощности выделяют входную, выходную и среднегодовую мощности. В общем виде годовая величина производственной мощности предприятия или его подразделения определяется отношением соответствующего фонда времени работы оборудования к трудоемкости единицы продукции. Производственная мощность предприятия определяется по его ведущим цехам, а в цехах по основному оборудованию. На основе расчета производственной мощности отдельных единиц и групп оборудования, участков, цехов выделяют узкие места и разрабатывают мероприятия по выравниванию мощностей. Как правило планирование производственных мощностей завершают расчетом коэффициента мощностей = годовой объем выпуска продукции/среднегодовая мощность.

III.    Планирование потребности…

Задачи плана материально технического обеспечение является определение потребности предприятия  в материальных ресурсах для осуществления производственной и коммерческой деятельности. При этом различают потребность к расходу и потребность к завозу. Потребность к расходу устанавливает количество материалов которые необходимы для выполнения плана производства. Потребность к завозу показывает сколько предприятие должно получить из внешних источников. Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются

1)      Планируемый объем выпуска продукции

2)      Нормы расхода материальных ресурсов в отчетном периоде

3)      Анализ расхода материальных ресурсов в отчетном периоде

4)      Планы технического и организационного развития

План материально-технического обеспечения состоит из 2 частей:

1)      Расчет потребностей в материально-технических ресурсах. Расчет потребности в материально-технических ресурсах включает в себя:

a.       Потребность в сырье и материалах

b.       Потребность в топливе и энергии

c.       Потребность в оборудовании

Основной метод расчета потребности – нормативный:

i.  Метод прямых расчетов, т.е путем расчета нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели.

ii. Метод аналогий. Используется при планировании производства новой продукции. При этом методе новые изделия посредством коэффициентов приравниваются к изделиям имеющим обоснованные нормы расхода материалов.

iii.                     Метод по типовому представителю. При многономенклатурном производстве потребность в материалах определяется по типовому представителю, т.е. изделию наиболее полно отражающему расход материалов на всю представляемую им группу

Составной частью плана материально-технического обеспечения является определение потребности в материальных ресурсах на образование производственных запасов.

       Транспортный запас определяется как разница между временем пробега груза от поставщика к потребителю и временем оборота платежных средств.

       П

       Текущий запас – пребывание материалов на складе обеспечивает ритмичную работу между очередными поставками материала

       Страховой запас – это резерв на случай перебоя снабжений и увеличения выпуска продукции

2)      Балан материально-технического обеспечения – разрабатываются в виде перспективных, годовых, квартальных и месячных планов снабжения, определяющих потребность материальных ресурсов и источников их получения.

IV.   Персонал предприятия представляет собой совокупность работников определенных профессий занятых единой производственной деятельностью, направленной на получение прибыли и удовлетворение своих материальных потребностей. На отечественных предприятиях принято выделять промышленно-производственный персонал и соответственно не промышленный персонал. В последние годы получает распространение деление персонала на три категории: руководители, специалисты, исполнители. Планирование как функция управления персоналом включает определение количества и структуры работников, расчете текущей и дополнительной потребности персонала, анализ использования кадров. При планировании потребности персонала используются трудовые нормативы (нормы выработки, нормы управляемости, нормы обслуживания, нормы затрат времени), балансы рабочего времени и фонды времени эффективной работы. Определение численности персонала осуществляется как правило на основе трудоемкости производственной программы.

Рр=Тг/Фэ*кн

 

Пример: затраты труда работников ремастерской в планируемом году составят 34593 часа. Коэффициент перевыполнения норм выработки составляет 1,1.

365 – количество рабочих дней

6:1

Эффективный фонд рабочего времени = ((365-52(выходные)-12-24(отпуск))*7-(52*2+12*1))*0,95=1732 ч

Потребность в персонале

Рр=34593/1732*1,1=18,2 человека

В ходе планирования численности персоанала опеределяют дополнительную потребность работников. Дополнительная потребность:

Рдоп=Рпл-Рф(фактическое наличие)

V.      П- сумма денежных средств предусмотренныйх в плановм периоде для выплаты работникам по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам а так же премии из фонда заработной платы и всех видов доплат к основной заработной плате. Исходными данными для планирования фонда заработной платы являются производственная программа, данные о трудоемкости продукции, численность работающих по категориям, тарифная система (тарифная сетке – разряд и соответствующий ему коэффициент, тарифная ставки – в рублях; тарифные квалификационные справочники, районные коэффициенты), формы и системы оплаты труда, законодательные акты по труду и заработной плате. Для расчета планового фонда заработной платы применяют следующие методы

1)      Метод прямого счета – основан на определении среднегодовой численности персонала и их среднегодовой заработной платы.

Бухгалтеры – 2

Оклад 7000

2*[(7000*1,3*1,2*1,15)*12]

Техслежащая – 1

1*[(5000*1,15)*12]

Подменная техслужащая (5000/29,4)*28*1,15

2)      Нормативный метод основан на использование нормативов формирования фондов заработной платы

a.       Уровневый нормативный метод предполагает определение фонда заработной платы на основании планового норматива затрат заработной платы на единицу продукции.

b.       Прирасной нормативный – предполагает формирование фонда заработной платы на основе планового норматива прироста затрат заработной платы на каждый процент прироста объема продукции.

c.       Поэлементный – предполагает подробный ее расчет для различных категорий работников с учетом характера их работы и форм оплаты труда. Пример расчета фонда заработной платы водителей

i.  Тарифный фонда заработной платы

ii. Надбавка за классность

iii.         Дополнительная оплата

iv.         Стажевые или надбавка за стаж

v. Районный коэффициент

vi.         Оплата отпусков

vii.       Всего фонд оплаты

 

Планирование издержек производства

I.                     Классификация внутрипроизводственных издержек

II.                  Планирование себестоимости продукции

III.                Составление сметы затрат на производство

I.           Любая производственная деятельность имеет в условиях рынка положительное экономическое значение лишь тогда когда стоимость произведенных благ будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов затраченных на их производство и сбыт. Основная цель производителя состоит в максимизации этой разницы. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость израсходованных материалов и выполняемых услуг. Издержки служат основным препятствием в достижении главной цели предприятия. В процессе планирования выделяют бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают явные затраты представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы. Экономические издержки представляют собой бухгалтерские плюс неявные расходы. Издержки подразделяются на постоянные и переменные, общие издержки или валовые издержки – это сумма постоянных и переменных. Средние издержки определяют величину производственных затрат в расчете на единицу продукции. Предельные издержки – это дополнительные затраты связанные с производством дополнительной единицы продукции. В процессе функционирования предприятие осуществляет различные по своему составу и назначению затраты. Их отнесение на себестоимость осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями. При этом исходят из сущности себестоимости отражающей в денежной форме ту часть издержек производства которая представляет собой затраты на простое воспроизводства всех компонентов производства. Система налогообложения требует единого подхода к разграничению затрат по источникам их покрытия:

Информация о работе Лекции по внутрифирменному планированию