Курс лекций по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия - 1.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Одним из элементов механизма  реализации государственной политики в области природопользования является создание особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), учреждение памятников природы для сохранения уникальных природных объектов.

Особое значение в  механизме реализации государственной  природоохранной политики имеют  экономические методы.

Экономический механизм реализации государственной политики в области природопользования включает:

- планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий; 

- установление эколого-экономических  нормативов; платежей за использование  природных ресурсов, выбросы и  сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;

- возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей  среде и здоровью человека.

Эколого-экономические нормативы – это система платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

В соответствии с концепцией государственной экологической  политики, изложенной в Законе РК «Об  охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься: за право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, а также на воспроизводство и охрану природные ресурсов.

Таким образом, природные  ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный  оборот на платной основе.

Ставки платы за пользование  природными ресурсами основаны на определении  затрат на восстановление ресурсов и  проведение мероприятий по их охране. Они устанавливаются Правительством РК. Местные органы власти самостоятельно могут их корректировать на основе кадастровых оценок соответствующих природных ресурсов.

При отсутствии кадастровых  оценок эти ставки должны устанавливаться  на договорной основе с учетом естественной продуктивности, местонахождения и условий использования природных ресурсов.

Каждый вид платежа  за природные ресурсы включается в состав себестоимости и является устойчивым источником финансирования методов комплексного использования  минерально-сырьевой базы, функционирования водного хозяйства, лесовосстановительных работ, восстановления земельных ресурсов и т.п.

За сверхлимитное и  нерациональное использование природных  ресурсов взимаются штрафные платежи. Источником штрафных платежей должна быть прибыль, остающаяся у предприятий.

По всей территории Казахстана введена плата за загрязнение  окружающей среды: выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс  в водные объекты загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через систему коммунальной канализации; размещение различных отходов.

Базовые нормативы платы  за выбросы загрязняющих веществ  в природную среду индексируются  в зависимости от изменения уровня цен на строительно-монтажные и научно-исследовательские работы, оборудование, сооружения и другие природоохранные мероприятия.

Для учета суммарного воздействия выбросов загрязняющих веществ на определенной территории вводятся коэффициенты. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.

Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу крупных  промышленных центров, эти коэффициенты могут увеличиваться на 20%.

Объем корректировок  размеров платежей должен уточняться после окончания планового периода (год, квартал) в зависимости от уровня выполнения природоохранных мероприятий  и коэффициентов индексации.

В настоящее время  законодательными актами практически введены:

- платежи за загрязнение  окружающей среды; 

- платежи за землепользование;

- платежи за водопользование; 

- платежи за пользование  недрами; 

- платежи за пользование  лесными ресурсами. 

Каждый из перечисленных  видов платежей более подробно рассмотрен при анализе природоохранной деятельности предприятия.

Неотъемлемым звеном экономического механизма природопользования должно стать и экологическое  страхование. Законом РК «Об охране окружающей природной среды» предусматривается, что:

- в Республике Казахстан  осуществляется добровольное и  обязательное государственное экологическое  страхование предприятий, учреждений  и организаций, а также граждан,  объектов их собственности и  доходов на случай экологического  и стихийного бедствия, аварий и катастроф;

- фонды экологического  страхования используются для  прогнозирования, предотвращения  и ликвидации последствий экологических  и стихийных бедствий, аварий  и катастроф. 

Условия, порядок экономического страхования, механизмы формирования и использования фондов экологического страхования разрабатываются Правительством РК

 

7.7 Трудовые ресурсы

Рынок труда: сущность и механизм функционирования.  Рынок труда, как и рынки  капиталов,  товаров,  ценных  бумаг  и  т.д., является составной частью  рыночной  экономики.  На  нем  предприниматели  и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или  индивидуальные,  по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок  труда  представляет  собой   систему   общественных   отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс  интересов между присутствующими на  рынке  силами:  предпринимателями,  трудящимися  и государством.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

1) Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;

2) Военнослужащие;

3) Учащиеся с  отрывом от производства.

По поводу вовлечения в трудовую деятельность занятых  в экономике:

1) Наемные работники;

2) Работодатели;

3) Самозанятые.

В  соответствии  с  Международным  классификатором  статуса   занятости

выделяются  шест групп занятого населения:

1. Наемные работники;

2. Работодатели;

3. Лица работающие  за свой счет;

4. Члены производственных  кооперативов;

5. Помогающие  члены семьи;

6. Работники,  не классифицируемые по статусу.

Исходя из данного  выше определения  рынка  труда,  установим  составные части или элементы рынка труда. Ими будут:

1) Стороны рыночных  отношений или субъекты  рынка:  работодатели  или их представители и ищущие работу люди;

2) Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

3) Конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда,  определяющая ставки заработной платы на конкретные  виды  труда  и  уровень  занятости населения;

4) Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.);

5) Инфраструктура  рынка труда:  службы   профориентации,   подготовки   и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;

6) Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из  производства, переводимых на новое место работы, безработных;

7) Альтернативные  временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда

созданы все  условия для выполнения функций  рынка труда. К ним относятся:

1) Организация  встречи продавцов и покупателей  труда.

2)Обеспечение  конкурентной среды внутри каждой  из сторон рыночного  взаимодействия.

3) Установление  равновесных ставок заработной платы.

4) Помощь в  решении вопросов занятости населения.

5) Осуществление  социальной поддержки безработных.

Среди типов  рынка труда выделяют  внешний,  или  профессиональный,  рынок  труда  и внутренний  –  внутрифирменный  рынок.   Среди   разновидностей   выделяются открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков  подразделяются  на  части, называемые сегментами.

Внешний – профессиональный рынок труда  характеризует  отношения  между продавцами и покупателями труда в  масштабе  страны,  региона,  отрасли.  Он предполагает первичное распределение работников по сферам  приложения  труда и  их  движение  между  предприятиями. 

Внутренний  рынок труда образуется в связи  с перемещением  работников  с  одной должности на другую   пределах  одного  предприятия.  Это  перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее  место  и  по вертикали – переходом с повышением  в  должности  или  ростом  квалификации, развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.

Открытый  рынок  труда   охватывает   все   трудоспособное   население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в  свою очередь, делится на:

1) Организованную,  или  официальную,  часть   открытого   рынка,   которая    замыкается на государственную службу занятости  населения  и  включает  в    себя   также   выпускников   официальной   или   государственной   службы   профессионального образования.

2)Неофициальную   часть – тех граждан, которые   занимаются  своим   трудоустройством  путем прямых контактов с  предприятиями или негосударственными  структурами трудоустройства и профессионального образования.

Скрытый рынок  труда слагается из работников, занятых  на предприятиях  и в  организациях, но имеющих большую вероятность  потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидность рынка труда могут быть  отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату Такое положение сегодня наблюдается в казахстанской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.

Важнейшим компонентом  рынка труда является механизм его функционирования.

Механизм рынка  труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов  работодателей и трудоспособностью  населения, желающего работать  по найму на основе информации, полученной в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет свою структуру. Она включает следующие элементы: спрос на труд, предложение труда, цена труда, конкуренция.

Спрос на труд определяется размерами заработной платы; характером  профессии (высок спрос на  носителей так называемых современных профессий); уровнем квалификации, опытом работы по специальности; характеристиками рабочего места, в особенности условиями труда, его интенсивностью; конкурентоспособностью новой техники, ее способностью заменить живой труд; сложившейся экономической конъюнктурой и общими перспективами хозяйственного роста предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом, включая структурные сдвиги; государственной поддержкой предпринимательства.

Под предложением рабочей силы понимают занятых наемных работников, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает  работать и может приступить к работе на основе рыночных  принципов с учетом  располагаемого дохода и времени. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается. Предложение труда определяется прежде  всего  демографическими  факторами  (уровнем рождаемости  и  вообще темпами прироста населения, долей трудоспособного населения  и показателями его  прироста,  его половозрастной структурой). Также предложение труда определяется степенью экономической активности различных демографических групп  трудоспособного населения; уровнем заработной платы (при низких ставках возникает «добровольная безработица»); культурным уровнем населения, а также догматами религии (например, в мусульманских  странах невысоко предложение женской рабочей силы); силой организованного рабочего движения (так, завоевания в области социальных гарантий стимулирует желание людей заниматься трудом); числом потенциально незанятых людей; государственной поддержкой занятости.

В зависимости  от соотношения между спросом  и предложением труда конъюктура рынка труда может быть трех типов:

1) Трудодефицитной,  когда рынок  труда  испытывает  недостаток   предложения труда;

2) Трудоизбыточной,  когда на рынке труда имеется большое  число  безработных и, соответственно, избыток труда;

3) Равновесной,  когда спрос на труд соответствует  его предложению.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике предприятия"