Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций
Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.
5.1 Характеристика
развития экономики Республики
Казахстан и ее
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей
Национальная экономика. Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.
Признаки НЭ:
1) общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой;
2) наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром;
3) территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Цели НЭ:
Инструменты макроэкономического регулирования.
- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика
(контроль за денежным
- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
Отраслевая структура промышленности зависит от уровня интенсификации производства, форм общественной организации производства: специализация кооперирование и комбинирование производства. Специализация ведет к обособлению изготовления отдельных продуктов в самостоятельные производства и созданию новых отраслей и подотраслей. Кооперирование и комбинирование расширяет межотраслевые связи и усложняет отраслевую структуру.
Отрасль промышленности
– это совокупность предприятий,
характеризующаяся единством
Виды классификации:
- отрасли, изготавливающие средства производства (орудия и предметы труда) – группа А.
- отрасли, производящие
- продукция смешанного
Группировка отраслей по экономическому назначению позволяет определить удельный вес промышленной продукции, которая направляется на удовлетворение социальных нужд населения и удельный вес продукции, которая является основой расширенного воспроизводства;
2) по характеру воздействия на предметы труда делятся на добывающие обрабатывающие.
Предприятия добывающие добывают и заготавливают природное сырье, не изменяя его свойств (горная промышленность, нефтедобывающая, угольная). Отрасли обрабатывающие осуществляют переработку сырья, и предметы труда изменяют свои качественные физико-химические свойства. Отрасли обрабатывающей промышленности делятся на отрасли перерабатывающие сырье промышленного происхождения (машиностроение, химическая) и отрасли, занятые переработкой сельскохозяйственного сырья (льняная, молочная).
Группировка отраслей на добывающие и обрабатывающие необходима для выявления степени сбалансированности между отраслями добывающими и перерабатывающими.
Соотношение между добывающей и перерабатывающей отраслями – важная народнохозяйственная пропорция. Так как экономически целесообразно использовать полнее каждую единицу сырья, чем увеличивать его добычу. Этим положением объясняется необходимость опережающего развития обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;
3) по функциональному назначению продукции (по базовым отраслям).
Группировка отраслей по этому виду необходима для прогнозирования межотраслевой пропорции для выявления хозяйственной связи и установления основных направлений экономического развития.
Основные отрасли экономики Казахстана: цветная металлургия, черная металлургия химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, транспорт, сельское хозяйство
Отраслевая структура экономики – это соотношение долей различных отраслей экономики в общем объеме ВВП.
Факторы, влияющие на отраслевую структуру промышленности:
1) структура и объем рыночного спроса на продукцию;
2) уровень развития научно-технического прогресса;
3) уровень общественного разделения труда;
4) наличие природных ресурсов и степени их освоения;
5) место страны в силе международного разделения труда и ее внешнеэкономические связи;
6) общественно-исторические условия.
Государственная структурная политика Республики Казахстан
Структурная политика представляет собой систему мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.
Основными формами осуществления структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства.
Поступательное развитие
науки, техники и промышленности
– это научно-технический
Структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:
- конкурентный рынок
как главный регулятор
- минимизация и оптимизация
государственного
- открытость экономики.
Структурная политика должна быть направлена на опережающее развитие тех отраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке, на обеспечение внешних условий для реализации конкурентных преимуществ через экспорт товаров, услуг и капиталов, обеспечивая при этом одновременно защиту тех секторов экономики, которые имеют стратегически важное значение, и привлечение необходимых для экономического развития страны иностранных товаров, услуг и капиталов.
Комплекс мер, посредством
которых государство создает
благоприятные условия для
Промышленность и ее роль в социально-экономическом развитии общества. Приоритеты индустриально-инновационной политики Республики Казахстан до 2015 года
Промышленность определяет уровень развития производительных сил общества, и также рост производительности труда.
Национальный доход вновь созданная стоимость, составляющая часть ВВП и отличающаяся от ВВП на величину материальных затрат, включая амортизацию.
Промышленность является единственным изготовителем строительных материалов, строительной техники медицинского оборудования, торгового оборудования, изготовителем товаров народного потребления. Поэтому промышленность определяет масштабы и сроки решения жилищной проблемы, совершенствования торгового обслуживания и др.
Важное место промышленности
принадлежит в решении
Основные задачи, стоящие перед промышленностью:
1) повышение эффективности производства, повышение уровня рентабельности. Так как низкий ее уровень не позволит пополнить оборотные средства до уровня, обеспечивающего воспроизводства;
2) повышение качества и конкурентоспособности продукции;
3) завоевание новых и удержание старых рынков сбыта;
4) прирост ВВП должен обеспечиваться без увеличения энергопотребления. ВВП включает производства материальных благ, и оказание услуг созданных в обществе за определенный период времени (за год);
5) необходимо увеличить объем инвестиций или капитальных вложений в промышленность и повысить эффективность их использования;
6) недостаточный уровень и темпы развития малого предпринимательства.
В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.
Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
- обеспечение в обрабатывающей
промышленности среднегодовых
- повышение производительности основных
фондов обрабатывающей промышленности;
- создание предпринимательского
климата, структуры и
- стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
- диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
- развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.
В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.
На первом этапе, в 2003-2005 годы, были запланированы изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.
Второй этап, 2006-2010 годы - изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.
Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.
Активное проведение
индустриально-инновационной