Курс лекций по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия - 1.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

5.1 Характеристика  развития экономики Республики  Казахстан и ее государственное  регулирование

Национальная  экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация  отраслей

Национальная экономика. Под национальной экономикой принято  считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Признаки НЭ:

1) общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой;

2) наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром;

3) территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Цели НЭ:

  1. стабильного роста национального объема производства;
  2. высокого и стабильного уровня занятости;
  3. стабильного уровня цен;
  4. поддержание равновесного внешнего баланса.

Инструменты макроэкономического  регулирования.

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением  через ставку процента, резервную  норму и другие инструменты);

- политика регулирования  доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая  политика (торговая политика, регулирование  обменного курса).

Отраслевая структура  промышленности зависит от уровня интенсификации производства, форм общественной организации производства: специализация кооперирование и комбинирование производства. Специализация ведет к обособлению изготовления отдельных продуктов в самостоятельные производства и созданию новых отраслей и подотраслей. Кооперирование и комбинирование расширяет межотраслевые связи и усложняет отраслевую структуру.

Отрасль промышленности – это совокупность предприятий, характеризующаяся единством назначения продукции, общностью технологического процесса, однородностью потребляемых материалов, особенностями профессионального состава кадров и специфическими условиями труда.

Виды классификации:

    1. по экономическому назначению.

- отрасли, изготавливающие  средства производства (орудия и  предметы труда) – группа А.

- отрасли, производящие предметы  потребления – группа Б – для населения и непроизводственной сферы.

- продукция смешанного назначения  – эти продукты относятся как  к А, так и к Б группе  в зависимости от направления  использования (ткань).

Группировка отраслей по экономическому назначению позволяет  определить удельный вес промышленной продукции, которая направляется на удовлетворение социальных нужд населения и удельный вес продукции, которая является основой расширенного воспроизводства;

2) по характеру воздействия на предметы труда делятся на добывающие обрабатывающие.

Предприятия добывающие добывают и заготавливают природное  сырье, не изменяя его свойств (горная промышленность, нефтедобывающая, угольная). Отрасли обрабатывающие осуществляют переработку сырья, и предметы труда  изменяют свои качественные физико-химические свойства. Отрасли обрабатывающей промышленности делятся на отрасли перерабатывающие сырье промышленного происхождения (машиностроение, химическая) и отрасли, занятые переработкой сельскохозяйственного сырья (льняная, молочная).

Группировка отраслей на добывающие и обрабатывающие необходима для выявления степени сбалансированности между отраслями добывающими и перерабатывающими.

Соотношение между добывающей и  перерабатывающей отраслями – важная народнохозяйственная пропорция. Так  как экономически целесообразно использовать полнее каждую единицу сырья, чем увеличивать его добычу. Этим положением объясняется необходимость опережающего развития обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;

3) по функциональному назначению  продукции (по базовым отраслям).

Группировка отраслей по этому виду необходима для прогнозирования  межотраслевой пропорции для  выявления хозяйственной связи  и установления основных направлений  экономического развития.

Основные отрасли экономики  Казахстана: цветная металлургия, черная металлургия химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, транспорт, сельское хозяйство

Отраслевая структура  экономики – это соотношение  долей различных отраслей экономики  в общем объеме ВВП.

Факторы, влияющие на отраслевую структуру промышленности:

1) структура и объем рыночного спроса на продукцию;

2) уровень развития научно-технического прогресса;

3) уровень общественного разделения труда;

4) наличие природных ресурсов и степени их освоения;

5) место страны в силе международного разделения труда и ее внешнеэкономические связи;

6) общественно-исторические условия.

Государственная структурная политика Республики Казахстан 

Структурная политика представляет собой систему мер государственного регулирования с целью создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройки структуры народного хозяйства с целью защиты и поощрения отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или служащих национальным интересам.

Основными формами осуществления  структурных преобразований являются налоговая политика, в частности налоговые льготы новым и другим приоритетным отраслям, прямое финансирование некоторых новейших отраслей, в том числе их развитие в рамках государственного сектора, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и выделение на их основе перспективных направлений развития производства для поддержки государства.

Поступательное развитие науки, техники и промышленности – это научно-технический прогресс

Структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

- конкурентный рынок  как главный регулятор экономического  развития;

- минимизация и оптимизация  государственного вмешательства  в экономику; 

- открытость экономики.

Структурная политика должна быть направлена на опережающее развитие тех отраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке, на обеспечение внешних условий для реализации конкурентных преимуществ через экспорт товаров, услуг и капиталов, обеспечивая при этом одновременно защиту тех секторов экономики, которые имеют стратегически важное значение, и привлечение необходимых для экономического развития страны иностранных товаров, услуг и капиталов.

Комплекс мер, посредством  которых государство создает  благоприятные условия для формирования конкурентоспособной и эффективной экономики – это государственная индустриальная полиика.

Промышленность  и ее роль в социально-экономическом  развитии общества. Приоритеты индустриально-инновационной  политики Республики Казахстан до 2015  года

Промышленность определяет уровень развития производительных сил общества, и также рост производительности труда.

Национальный доход  вновь созданная стоимость, составляющая часть ВВП и отличающаяся от ВВП  на величину материальных затрат, включая  амортизацию.

Промышленность является единственным изготовителем строительных материалов, строительной техники медицинского оборудования, торгового оборудования, изготовителем товаров народного потребления. Поэтому промышленность определяет масштабы и сроки решения жилищной проблемы, совершенствования торгового обслуживания и др.

Важное место промышленности принадлежит в решении продовольственной  проблемы. Так как она производит все виды сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств  химической защиты растений. Промышленность является материальной базой для технического прогресса и реконструкции всех отраслей народного хозяйства.

Основные задачи, стоящие  перед промышленностью:

1) повышение эффективности производства, повышение уровня рентабельности. Так как низкий ее уровень не позволит пополнить оборотные средства до уровня, обеспечивающего воспроизводства;

2) повышение качества и конкурентоспособности продукции;

3) завоевание новых и удержание старых рынков сбыта;

4) прирост ВВП должен обеспечиваться без увеличения энергопотребления.   ВВП включает производства материальных благ, и оказание услуг созданных в обществе за определенный период времени (за год);

5) необходимо увеличить объем инвестиций или капитальных вложений в промышленность и повысить эффективность их использования;

6) недостаточный уровень и темпы развития малого предпринимательства.

В целях обеспечения  устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для  производства конкурентных видов продукции  и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики  и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

Основными задачами Стратегии  индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:

- обеспечение в обрабатывающей  промышленности среднегодовых темпов  роста в размере 8-8,4%, повышение  производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза; 
- повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

- создание предпринимательского  климата, структуры и содержание  общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

- стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

- диверсификация экспортного  потенциала страны в пользу  товаров и услуг с высокой  добавленной стоимостью; переход  к мировым стандартам качества;

- развитие интеграции  с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

В реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три  этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, были запланированы изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы - изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию  основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики  не менее чем на 8,8-9,2 % в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4 %, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике предприятия"