Курс лекций по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия - 1.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственными производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28 % их общей площади

Для развития сельского  хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числу основных проблем, характерных для сельскохозяйственного  сектора экономики республики, которые  являются в то же время ограничивающими факторами его развития, можно отнести:

- слабую конкурентоспособность  сельскохозяйственной продукции;

- снижение доли сельского  хозяйства в конечной цене  готовой продукции, поскольку  в процессе ее реализации «появляется»  значительное число посредников, не имеющих отношения к производству этой продукции;

- высокий уровень накопленной  задолженности сельхозпроизводителей  по обязательствам;

- существенную зависимость  сельского хозяйства от климатических  условий, обусловленных отсутствием интенсивных факторов производства;

- неэффективное использование  природно-климатического потенциала  местности при возделывании сельскохозяйственных  культур и выращивании животных;

- нерациональное использование  пашни;

- многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов;

- недостаток квалифицированных  кадров и рост численности  самостоятельно занятых, что является  одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве;

- низкий уровень доходов  сельского населения.

За прошедшие годы в результате проведенных реформ произошли коренные изменения в  структуре собственности сельскохозяйственных производителей, где негосударственная форма стала преобладающей. Это способствовало созданию среды для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве начал  проведение глубоких аграрных реформ, направленных на переориентацию аграрного сектора на рыночную основу.

В частности, законодательно были закреплены права и обязанности  землепользователей, создана база для  развития рыночного оборота земли.

С этой целью в 1991 г. была начата аграрная реформа и в ее рамках - земельная реформа, которая предполагала изменение отношений собственности на землю, устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы.

Казахстан одним из первых среди стран СНГ конституционно признал частную собственность на землю. В 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан «О земле», который предполагал введение института частной собственности на землю.

В 2003 г. был принят закон  о земле - Земельный кодекс. Согласно данному документу, оговаривается три вида землепользования: постоянная (НИИ и государственные организации); временное (для иностранных компаний и граждан аренда на 10 лет, для казахстанцев -на 49 лет); частная собственность.

Наряду с этим предусмотрен и выкуп земли: единовременно или в рассрочку на десять лет. Так, в республике передаче земли в частные руки подлежит более 22-х млн га пашни. Следует отметить, что, по расчетам Агентства по управлению земельными ресурсами, в течение первых десяти лет в частную собственность перейдет около 15 млн га земли, средства от продажи которой будут направлены на развитие аграрного сектора страны.

Для стабилизации развития аграрного сектора был осуществлен  переход от государственной к  частной форме собственности, что обусловило развитие многоукладной экономики.

В результате большая  часть существовавших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий  была преобразована в новые организационные  формы - акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, фермерские хозяйства, государственные предприятия.

Последовательное и  неизменное следование курсу рыночных реформ привело к существенным результатам. К числу позитивных моментов можно  отнести:

- активное развитие  многоукладной экономики в сельском  хозяйстве, значительное увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса;

- создание базы для  развития новой аграрной структуры;

- расширение видов  сельскохозяйственной продукции,  обусловленное возросшей конкуренцией  между производителями за клиентов;

- активность со стороны населения, направленная на потребление наиболее качественных продуктов питания.

Все эти меры значительно  повлияли на развитие аграрного сектора, способствовали тому, что в результате был достигнут активный рост числа  отечественных предприятий -производителей продовольственных товаров.

Период с 1994 по 1997 г. характеризуется  структурной перестройкой агропромышленного  комплекса, в результате которой  была проведена земельная реформа  путем перераспределения земельного фонда, а также созданы различные формы хозяйствования.

В ходе второго этапа, период с 1998 по 2001 г., государственная  политика была направлена на определение  принципов приватизации государственных  земель, находившихся в бессрочном и бесплатном пользовании колхозов и совхозов. В результате в республике появилось около 3,5 млн собственников земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, а также для строительства и обслуживания жилого дома.

Трехлетний период с 2002 по 2005 г. характеризуется как период стабилизации. В 2002 г. впервые за последние годы достигнут значительный рост сельскохозяйственного производства: валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 28,9% по сравнению с 2001 г., в том числе продукция растениеводства — на 66%, животноводства на — 1,8%. Указанный прирост валовой продукции растениеводства был обеспечен в основном за счет увеличения объемов производства зерна более чем в 2 раза. В результате республика начала наращивать продовольственную самостоятельность.

После 2005 г. ситуация в  агропромышленном комплексе регулирует продовольственную проблему, то есть продовольственную зависимость  Казахстана от внешнего рынка. Это затрагивает  интересы всей экономической системы  и государства.

На сегодняшний день насыщение потребительского рынка продовольственными товарами в Казахстане обеспечивается посредством продукции отечественного производства и импортных поставок.

Состояние продовольственного рынка в стране характеризуется  пороговым уровнем продовольственной зависимости от внешнего рынка. За счет собственного производства обеспечены базовые потребности населения в продовольствии, при этом доля импорта на внутреннем рынке снижается.

В Казахстане показатель продовольственной зависимости  составляет 0,3 (отношение объема импорта данной продукции к объему потребности страны в данной продукции, где уровень продовольственной зависимости считается безопасным, если этот показатель составляет от 0,1 до 0,2; пороговый - от 0,25 до 0,3; опасный -выше 0,5).

С учетом уровня самообеспеченности страны продуктами питания и пороговым уровнем продовольственной зависимости от импорта на внутреннем рынке, физическая доступность не обеспечена в полной мере. Вместе с тем существуют благоприятные возможности для достижения высокого уровня физической доступности продовольствия отечественного производства на фоне улучшения состояния аграрного сектора.

Необходимо отметить, что реализация мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения, связанных с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и необходимостью перехода к международным стандартам в условиях предстоящего вступления в ВТО, способствует повышению экономической доступности продовольствия, но одним из составляющих в повышении покупательской способности населения является адекватное определение уровня прожиточного минимума.

Для создания плодоовощного  кластера благоприятные условия  сложились в Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. В  Алматинской области строятся заводы по переработке плодоовощной продукции (в селах Шамалган и Шелек). Емкость рынка по переработке фруктов и овощей по региону, включающему страны Европы и Азии, оценивается в $243 млрд. Следовательно, казахстанский плодоовощной кластер имеет отчетливые перспективы как на национальном уровне, так и в плане выхода на мировой рынок.

Сахарные кластеры целесообразно  создать в Жамбылской и Алматинской  областях. Их функционирование будет  способствовать повышению конкурентоспособности  производства сахарной свеклы и продукции  ее переработки.

В крупных сельскохозяйственных районах республики, в частности  в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской  областях, актуальное значение приобретает  создание экспортоориентированных  зерноперерабатывающих кластеров, что будет способствовать возделыванию высококачественных сортов пшеницы и других зерновых культур.

Важны формирование конкурентоспособного экспортоориентированного молочного  кластера в Костанайской области  и развитие кластерных инициатив  в Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской областях.

Рыбные кластеры целесообразно  формировать в Атырауской области, что повысит развитие высокопродуктивного  товарного рыбоводства страны. 
Аграрный сектор наиболее подготовлен для объединения на кластерах, так как крестьяне нуждаются в рынке сбыта продукции, а перерабатывающие промышленности - в нужном производителе сырья.

В целом реализация кластерного  механизма развития экономики республики станет важным фактором эффективного распределения инвестиционных ресурсов в отраслях промышленности, внедрения передовых инновационных технологий на сельскохозяйственных предприятиях.

Пути рационального  использования материальных ресурсов с учетом достижения эффективности производства и охраны окружающей среды

Основы механизма реализации государственной природоохранной политики определены Законом РК «Об охране окружающей природной среды».

Одной из составных частей механизма организации рационального  природопользования является нормирование качества окружающей среды. Оно позволяет  устанавливать предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду, способствует сохранению генетического фонда флоры и фауны, обеспечивает экологическую безопасность людей, экологическое использование природных ресурсов.

Государственные органы охраны природы, санитарного и эпидемиологического надзора утверждают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При этом для некоторых наиболее ценных природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников, курортов и рекреационных зон) устанавливаются более строгие нормативы ПДК.

При нарушении нормативов ПДК выбросы или сбросы вредных  веществ могут быть приостановлены, ограничены или прекращены специальным  предписанием органов охраны природы  или санэпидемнадзора.

Кроме ПДК нормирование качества окружающей среды предусматривает установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС). Эти нормативы устанавливаются с учетом производственных мощностей предприятий (объектов) в соответствии с действующими нормативами ПДК. ПДВ и ПДС утверждаются также органами охраны природы по химическим веществам и органами санэпидемнадзора по микроорганизмам.

Существуют и другие нормативы, например, допустимый уровень  радиационного воздействия, нормативы  содержания радиоактивных веществ (в окружающей среде, в продуктах питания), предельно допустимого уровня шума, магнитных полей и других вредных воздействий.

Важным элементом механизма  государственной природоохранной  политики, обеспечивающим рациональное природопользование, является государственная экологическая экспертиза. Она проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.

Государственная экологическая  экспертиза является обязательной мерой  охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Республики Казахстан, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Действующим законодательством  за невыполнение требований заключения государственной экологической  экспертизы предусмотрены соответствующие  меры воздействия к виновным, как  должностным лицам, так и к  гражданам, равно как и к председателю и членам экспертных комиссий, в случае неправильности и необоснованности их заключений.

Государственная экологическая  экспертиза осуществляется на принципах  обязательности, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике предприятия"