Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций
Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.
Реализация Стратегии позволит:
- увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5 % до 50-52 %;- повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9 % в 2000 году до 1,5-1,7 % в 2015 году;
- замедлить снижение
доли обрабатывающей промышленн
Виды рынков, их особенности и характерные черты. Структура рынков
Рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам:
Таблица 1 - Основные виды рынков
по виду продаваемого товара |
по масштабам охвата территории |
с точки зрения соответствия действующему законодательству |
По уровню конкуренции |
- рынок сырья; - рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного и - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок
(применительно к каждой |
- легальный (официальный) рынок - нелегальный (теневой, чёрный…) |
- рынок совершенной конкуренции
(высококонкурент-ный, - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии ( |
Таким образом, все рынки имеют общие параметры, однако содержание элементов различно.
Структура рынков определяется соотношением весовых долей различных рынков в общей структуре рынка.
Рыночный механизм: сущность, составные элементы. Основные элементы рыночной инфраструктуры
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Каждый элемент рыночного механизма связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.
Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Для эффективного функционирования
рынков необходима рыночная инфраструктура.
Ее элементами являются - биржи, банки,
финансово-кредитные
Рыночная инфраструктура
значительно облегчает и
Важную роль в рыночной инфраструктуре играют посредники.
Посредники - это юридические или физические лица (фирмы или отдельные предприниматели), которые представляют интересы производителя и потребителя либо действуют от их имени на различных видах рынка. Их задача - свести двух основных участников рынка.
Сущность и методы государственного регулирования рыночной экономики
Количественно выразить роль правительства нелегко, т.к., например, в ряде государств мира с рыночной экономикой рыночный сектор обеспечивает 4/5 национального продукта, и только 1/5 часть национального дохода обеспечивает государственный сектор. Но, тем не менее, правительство выступает не только в качестве владельца ресурсов - инвестора, но и является реализатором ряда социальных программ. Это:
1) социальное страхование и социальное обеспечение;
2) реализация программ по обеспечению безопасности и независимости государства;
3) защита окружающей среды;
4) здравоохранение;
5) защита потребителей от некачественной продукции;
6) регулирование экономики,
контроль за
7) защита конкуренции;
8) стабилизация экономики,
т.е. правительство
9) реализация фискальной политики;
10) реализация кредитно-денежной политики;
11) обеспечение законодательной и правовой базы.
Свои регулирующие функции
государство выполняет
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие
Таблица 2 - Рассмотрим особенности и характерные черты рынков по уровню конкуренции
Основные параметры |
Чистая конкуренция |
Чистая монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
1. Число фирм (какое число независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке) |
очень велико; все действуют разобщенно, на свой страх и риск |
одна фирма |
число предприятий достаточно велико, но на несколько порядков меньше, чем в условиях чистой конкуренции (от 20 до 70 фирм) |
от 2 до 20 |
2. Тип продукта (какая продукция предлагается на рынке, степень ее однородности, стандартизованность ) |
продукция однородна больших различий в уровне качества нет, покупателю безразлично у кого покупать |
производимый продукт, как правило, уникален |
продукты могут быть стандартизированы, хотя не исключена дифференциация; |
Обычно промышленная продукция - стандартизи рована, а потребитель ские товары - дифференцированы |
3. Контроль над ценой |
каждая фирма производит столь незначительную часть общего объема продукции, что возможен лишь незначительный контроль над ценами |
фирма диктует свою цену |
степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм |
степень контролирования достаточно высока и этот контроль может быть осуществлен в различных формах (см.далее) |
4. Условие вступления в отрасль |
осуществляется |
вступление в |
вступить в отрасль достаточно легко, так как нет потребности в относительно крупном капитале, однако гораздо сложнее, чем в условиях чистой конкуренции, так как значительные средства тратятся на рекламу |
вступление затруднено |
5. Неценовая конкуренция |
преобладает стандартизированная
продукция, что не дает возможности
развиваться неценовой конкурен |
неценовая конкуренция не ведется, а проводится работа, демонстрирующая лояльность фирмы по отношению к обществу |
и ценовая, и неценовая конкуренции |
и ценовая, и неценовая конкуренции |
6. Где чаще всего встречается данная модель рынка |
мелкое сельское хозяйство, фондовая биржа |
местные предприятия общественного
пользования в небольших |
легкая промышленность, пищевая промышленность, розничная торговля; |
металлургия; машиностроительная, электронная промышленность |
возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Разграничение между
административными и
Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования,
напротив, адекватны природе рынка.
Они непосредственно
Основными экономическими методами являются денежно-кредитная, фискальная политика.
Цель кредитно-денежной политики:
Основные инструменты кредитно-денежной политики:
1) операции на открытом рынке (торговля ценными бумагами);
2) учетная ставка или ставка рефинансирования (политика дорогих и дешевых денег);
3) регулирование объема резервных требований.
Цели фискальной политики государства те же самые, что и у кредитно-денежной политики. Основным инструментом фискальной политики являются налоговые ставки, их регулирование.
Предпринимательство: формы и виды.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.
В соответствии с этим различают:
а) предпринимательство государственное;
б) предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
В зависимости от содержания
предпринимательской
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.