Курс лекций по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Характеристика развития экономики Республики Казахстан и ее государственное регулирование.
Национальная экономика. Современная отраслевая структура экономики РК. Классификация отраслей.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия - 1.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

Реализация Стратегии  позволит:

- увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5 % до 50-52 %;- повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9 % в 2000 году до 1,5-1,7 % в 2015 году;

- замедлить снижение  доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3 % в 2000 году до 12-12,6 % в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9 %). Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности.

Виды рынков, их особенности и характерные черты. Структура рынков

Рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам:

 

Таблица  1 - Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

По уровню конкуренции

- рынок сырья;

- рынок материалов;

- рынок драгоценностей;

- рынок средств производства;

- рынок недвижимости;

- рынок потребительских товаров  и услуг;

- рынок информационного и интеллектуального  (духовного) продукта;

- рынок инноваций;

- рынок капитала;

- рынок валюты;

- рынок ценных бумаг;

- рынок труда, рабочих мест  и рабочей силы

- мировой рынок

- зональный рынок

- региональный рынок

- национальный рынок

- внутренний и внешний рынок  (применительно к каждой стране)

- легальный (официальный) рынок

- нелегальный (теневой, чёрный…)  рынок

- рынок совершенной конкуренции  (высококонкурент-ный, свободный);

- рынок монополистической конкуренции,

- рынок олигополии,

- рынок чистой монополии (закрытый)


Таким образом, все рынки  имеют общие параметры, однако содержание элементов различно.

Структура рынков определяется соотношением весовых долей различных  рынков в общей структуре рынка.

Рыночный механизм: сущность, составные элементы.  Основные элементы рыночной инфраструктуры

Рыночный механизм —  это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Каждый элемент рыночного  механизма связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Конъюнктура рынка —  это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени  экономических условий, при которых  осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Для эффективного функционирования рынков необходима рыночная инфраструктура. Ее элементами являются - биржи, банки, финансово-кредитные посредники, коммерческие фонды, страховые агентства, службы занятости, торговые и другие организации, каждая из которых действует в своей сфере рынка и создает благоприятные условия для его эффективного функционирования.

Рыночная инфраструктура значительно облегчает и упрощает оборот товаров, услуг, природных ресурсов, денег и ценных бумаг, дает возможность рационально распределять и использовать трудовые ресурсы, оптимальнее размещать и использовать капитал, создает более безопасные условия для рыночных учреждений.

Важную роль в рыночной инфраструктуре играют посредники.

Посредники - это юридические или физические лица (фирмы или отдельные предприниматели), которые представляют интересы производителя и потребителя либо действуют от их имени на различных видах рынка. Их задача - свести двух основных участников рынка.

Сущность и  методы государственного регулирования рыночной экономики

Количественно выразить роль правительства нелегко, т.к., например, в ряде государств мира с рыночной экономикой рыночный сектор обеспечивает 4/5 национального продукта, и только 1/5 часть национального дохода обеспечивает государственный сектор. Но, тем не менее, правительство выступает не только в качестве владельца ресурсов - инвестора, но и является реализатором  ряда социальных программ. Это:

1) социальное страхование  и социальное обеспечение;

2) реализация программ  по обеспечению безопасности и независимости государства;

3) защита окружающей  среды;

4) здравоохранение;

5) защита потребителей  от некачественной продукции;

6) регулирование экономики,  контроль за перераспределением  дохода, богатства, ресурсов стратегического назначения;

7) защита конкуренции;

8) стабилизация экономики,  т.е. правительство контролирует  уровень  экономического роста,  занятости и инфляции;

9) реализация фискальной  политики;

10) реализация кредитно-денежной  политики;

11) обеспечение законодательной и правовой базы.

Свои регулирующие функции  государство выполняет посредством  административных и экономических  методов. Для командной экономики  характерно преобладание административных методов регулирования. Система  государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или  прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие

 

Таблица 2 - Рассмотрим особенности и характерные черты рынков по уровню конкуренции

Основные параметры 

Чистая конкуренция 

Чистая монополия 

Монополистическая конкуренция 

Олигополия 

1. Число фирм (какое число независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке)

очень велико; все действуют разобщенно, на свой страх и риск

одна фирма 

число предприятий достаточно велико, но на несколько порядков меньше, чем  в условиях чистой конкуренции (от 20 до 70 фирм)

от 2 до 20

2. Тип продукта (какая продукция  предлагается на рынке, степень ее однородности, стандартизованность )

продукция однородна больших различий в уровне качества нет, покупателю безразлично  у кого покупать

производимый продукт, как правило, уникален

продукты могут быть стандартизированы, хотя не исключена дифференциация;

Обычно промышленная  продукция - стандартизи рована, а потребитель ские товары - дифференцированы

3. Контроль над ценой 

каждая фирма производит столь  незначительную часть общего объема продукции, что возможен лишь незначительный контроль над ценами

фирма диктует свою цену

степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм

степень контролирования достаточно высока и этот контроль может быть осуществлен в различных формах (см.далее)

4. Условие вступления в отрасль

осуществляется беспрепятственное  движение на вход и выход 

вступление в монополизированную отрасль затруднено правовыми или  технологическими нормами 

вступить в отрасль достаточно легко, так как нет потребности  в относительно крупном капитале, однако гораздо сложнее, чем в условиях чистой конкуренции, так как значительные средства тратятся на рекламу

вступление затруднено

5. Неценовая конкуренция 

преобладает стандартизированная  продукция, что не дает возможности  развиваться неценовой конкуренции

неценовая конкуренция не ведется, а проводится работа, демонстрирующая  лояльность фирмы по отношению к  обществу

и ценовая, и неценовая конкуренции 

и ценовая, и неценовая конкуренции 

6. Где чаще всего встречается  данная модель рынка 

мелкое сельское хозяйство, фондовая биржа

местные предприятия общественного  пользования в небольших населенных пунктах 

легкая промышленность, пищевая  промышленность, розничная торговля;

металлургия; машиностроительная, электронная  промышленность


 

возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между  административными и экономическими методами государственного регулирования  до некоторой степени условно. Для  того чтобы задействовать любой  косвенный регулятор, необходимо предварительное  административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют  действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через  нее, косвенно, на производителей и  потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Основными экономическими методами являются денежно-кредитная, фискальная политика.

Цель кредитно-денежной политики:

  1. обеспечение экономического роста;
  2. ликвидация безработицы;
  3. снижение темпов инфляционных процессов.

Основные инструменты кредитно-денежной политики:

1) операции на открытом  рынке (торговля ценными бумагами);

2) учетная ставка или  ставка рефинансирования (политика дорогих и дешевых денег);

3) регулирование объема  резервных требований.

Цели фискальной политики государства те же самые, что и у кредитно-денежной политики. Основным инструментом фискальной политики являются налоговые ставки, их регулирование.

Предпринимательство: формы и виды.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.

В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство  государственное;

б) предпринимательство  частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают  разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике предприятия"