Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:55, дипломная работа
В данной дипломной работе рассмотрены развитие, порядок предоставления и виды краткосрочного кредитования Республики Казахстан.
Методологической основой послужили справочные и учебная литература по данному вопросу, законодательных актов Республики Казахстан, данных периодической печати, а также материалов ОАО "Банк Каспийский" Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………..5
1.1. Основы организации деятельности банков второго уровня…………………………………………………………………5
1.2. Организационная структура коммерческого банка.
Структура управления банком ……………………………………. .6
1.3. Пассивные операции …………………………………………….….13
1.4. Активные операции …………………………………………………14
1.5. Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным Банком Республики Казахстан ……………………………………………… .16
2 СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ…….18
2.1. Объекты кредитования и субъекты кредитных отношений ………….18
2.2. Порядок подготовки документов при предоставлении краткосрочного кредитования …………………………………………………………………19
2.3. Порядок выдачи ссуд ……………………………………………………24
2.4. Порядок погашения ссуд ………………………………………………..25
2.5. Плата за ссуды ……………………………………………………………27
2.6. Контроль за использованием и погашением ссуд. Кредитные санкции……………………………………………………………………… ..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…34
При этом у заемщика, кредитующегося по специальному ссудному счету, прекращается перечисление валовых доходов на расчетный счет, а поступающая выручка в полном объеме (после погашения необеспеченной и просроченной задолженности по ссудам) используется для погашения ссуды по специальному ссудному счету:
В случае приостановки деятельности заемщика, а также при вовлечении его в судебный процесс, в котором сумма иска составляет существенную величину по отношению к сумме его собственных оборотных средств, банк прекращает выдачу новых ссуд и рассматривает вопрос о досрочном взыскании ранее выданных ссуд.
После погашения просроченной задолженности по ссудам вопрос о возобновлении выдачи ссуд заемщику может быть решен положительно при условии устранения причин, вызвавших образование просроченной (необеспеченной) задолженности.
В отношении заемщика, не выполнившего своих обязательств по своевременному возврату полученных ссуд, банк может обратиться с ходатайством в суд о возбуждении дела, об объявлении его неплатежеспособным (банкротом) в соотвествии с Законом Республики Казахстан «О банкротстве».
При реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) заемщиков права и обязательства переходят к вновь возникающим субъектам.
При ликвидации заемщиков право преемственности не происходит, и банк обязан в соответствии с Гражданским Законодательством Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О банкротстве», предъявить требования ликвидационной комиссии о погашении ссудной задолженности банку.
Заключение
Кредитная деятельность является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка.
Кредитование в настоящее
время приобрело в основном краткосрочный
характер, это объясняется тем, что
из–за экономической
Важным аргументом для заемщиков является также снижение налогового бремени для заемщика, так как согласно налоговому законодательству часть суммы выплачиваемого банку вознаграждения относится на затраты. Данные свидетельствуют, что удельный вес краткосрочных кредитов в настоящее время составляет более чем 50% всех кредитных вложений в республике. При этом небольшую долю занимают кредиты, направленные в торговый сектор экономики – более, чем треть от всех кредитных вложений, а в промышленный сектор – четверть.
Данная ситуация объясняется тем, что оборачиваемость и прибыльность торговых операций значительно выше, чем в производственной сфере. Кроме того, процент, выплачиваемый за пользование кредитом, зачастую оказывается непосильной ношей для товаропроизводителей. Слишком большой банковский процент не поддается ни включению в себестоимость продукции, ни выплате из прибыли из – за незначительной рентабельности операций в производственной сфере. Поэтому выплачивать такой процент за кредит могут в основном лишь торговые и посреднические фирмы. Конечно, с точки зрения стабилизации рынка, снижения темпов инфляции и укрепления тенге наиболее предпочтительным и результативным было бы вложение кредитных средств именно в сферу производства.
Рассматривая краткосрочные кредиты по объектам кредитования, можно сделать следующий вывод. Видно, что, как и в прошлом году, основными целями, на которые брались кредиты, являются пополнение оборотных средств, основных средств, а также потребительские цели граждан. Кредиты на пополнение оборотных и основных средств, ведение торговых операций предназначаются, в основном, небанковским юридическим лицам. Подавляющую их часть составляют частные предприниматели, которые раньше занимались торгово – посредническими операциями, а теперь стали владельцами предприятий промышленной сферы и сферы услуг.
Однако при всей своей доходности краткосрочный кредит в условиях экономической нестабильности, спада производства является довольно рискованной сделкой. В современных условиях, задержка возврата ссуд клиентами банка, а то и вовсе не возврат кредита, становится частным явлением.
Для того, чтобы избежать возникновения таких ситуаций, необходимо улучшить, в первую очередь, аналитическую работу в банках при рассмотрении заявки на предоставление кредитных средств, более придирчиво изучать кредитоспособность клиента. Глубокое исследование заявки, предоставленного бизнес-плана позволит заранее предвидеть появление возможных рисков. Следует также тщательно анализировать правовой статус клиента, подлинность предоставляемых им документов, что требует наличия тесного сотрудничества с правоохранительными органами с тем, чтобы вовремя опознать очередного авантюриста.
Большое значение имеет сейчас анализ менеджмента клиента, так как часто не возврат кредита является результатом банкротства клиента, что в свою очередь является результатом плохого менеджмента.
Анализ кредитоспособности заемщика можно было бы улучшить, если бы у нас существовала система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах, так как именно эту информацию часто бывает очень трудно определить. Для совершенствования системы кредитования и снижения кредитного риска было бы целесообразно поскорее ввести данную систему у нас. В этом случае коммерческие банки, желающие получить информацию о своих клиентах, смогут через соответствующую телекоммуникационную сеть напрямую выходить на базу данных и буквально в считанные секунды получать интересующие их сведения о финансовом состоянии потенциального заемщика.
Тем не менее, все это, в конце концов, натолкнулось на одну большую проблему: предприятия и организации – клиенты коммерческих банков не желают предоставлять информацию о самих себе, что серьезно затрудняет сбор нужных сведений. На Западе отказ от предоставления подобной информации является важным показателем, характеризующим данную компанию с отрицательной стороны.
Следовательно, пока в Казахстане отсутствует всеобщая информационная сеть по всем предприятиям – потенциальным заемщикам и пока предприятия будут бояться предоставлять в такую сеть информацию о себе, кредитные риски еще высоки. В данном случае необходим подход с привлечением законодательных органов с целью создания цивилизованного рынка в Казахстане. Нельзя не указать на такой недостаток в отечественной банковской практике как экономическое несовершенство кредитных договоров. В этом плане кредитные договора не содержат действенных мер по предотвращению просрочки платежа по основному долгу и процента за кредит, а в правовом отношении кредитные договора зачастую не позволяют обеспечить возврат выданных ссуд. Даже при обращении в суд исполнить договор оказывается нелегко, поскольку либо невозможно разыскать заемщика, с которым заключен договор, либо отсутствуют реальные источники погашения основного долга и причитающихся процентов. Многие кредитные договора юридически плохо составлены, иногда их подписывают не уполномоченные на это лица. На западе кредитный договор является самым важным документом, регулирующим права и обязательства сторон. В этой связи при составлении кредитного договора необходимо глубоко изучить не только кредитуемую сделку, но и клиента в целом, учесть все возможные риски и грамотно отразить все это в договоре.
Следующая проблема – это несовершенство залогового механизма, используемого в республике, например, использование недвижимости в качестве залога все еще тормозится отсутствием закона о частной собственности на землю. Согласно договорам залога, удовлетворение требований кредитора производится из стоимости заложенного имущества. В случае, если сумма, полученная от реализации залога, недостаточна для покрытия задолженности перед банком, которая к этому времени включает в себя кроме основного долга и процентов, еще и пени и расходы по взысканию, то банк имеет право получить недостающую сумму из прочего имущества заемщика.
Однако гражданско –
процессуальным законодательством
Республики Казахстан предусмотрена
следующая очередность
Известно, что банковские операции являются наиболее динамичной и чувствительной сферой современной экономической жизни и, именно сфера банковских операций, в отличие от других секторов экономики, требует наиболее индивидуализированного подхода. Решение многих поднятых проблем зависит не только от законодательной и нормативно -правовой базы, но и главным образом от квалификации, знаний и опыта банковских работников. Многое зависит от умения принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации, персонального подхода к каждому вопросу. В целом следует отметить, что краткосрочное кредитование юридических лиц должно осуществляться со строгим соблюдением основных принципов кредитования. В этом отношении требуется несколько ужесточить тактику кредитования в целях снижения риска не возврата кредита.
Политика банка должна быть такой, чтобы надежные клиенты всегда могли рассчитывать на то, что банк может пойти им навстречу. С другой стороны клиенты, которые не собираются платить и возвращать кредит, должны понять, что им не стоит рассчитывать на льготы со стороны банка. В конечном итоге, все это будет способствовать развитию цивилизованных рыночных отношений в нашей банковской практике, развитию финансово –кредитных рычагов регулирования, а значит и экономики в целом.
Список литературы